ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
-
в зависимости от содержания они подразделяются на:
-
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); -
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; -
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
-
в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; -
в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); -
в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
-
императивные (содержащие властные предписания); -
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); -
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); -
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
-
в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием); -
в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты); -
в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.); -
в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф); -
в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации); -
в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов; -
в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения); -
в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
- 1 2 3 4
Источники права
Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путем принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придает правилу характер правовой нормы путем санкционирования.
Виды источников права:
-
правовой обычай
-
исторически первый источник права; возникает раньше позитивного права; признается / допускается государством;
-
судебный прецедент
-
решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел (являются образцом или нормой права)
-
правовая доктрина
-
мнение и труды известных ученых/юристов
-
договоры нормативного содержания
-
соглашение двух или более субъектов в результате чего устанавливаются / изменяются / отменяются нормы права
-
религиозные нормы
-
в некоторых государствах играют важную роль, а в некоторых не могут препятствовать закону
-
принципы права
-
основополагающие начало в праве те ценности, на которые право опирается, которые выражают ее сущность
-
судебная практика
-
не нормативные акты; функция оценки судов в соответствии с Конст-ей; расширяется правозащитная функция; наделение судов функций контроля; разъяснение пленумов; решение конституционного суда
-
нормативно-правовые акты
-
главный источник права; составляет иерархическую систему
Источники права в России
-
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры - руководящие начала, фундаментального положения международного права, признанные всеми субъектами международного права, отступать от которых нельзя. Международный договор – определенно выраженное соглашение между 2 или несколькими субъектами международного права относительно установления, изменения и прекращения их прав и обязанностей. -
законы – правовой акт юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными, представительными органами власти или референдумом и регулирует наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
-
обладает высшей юр силой -
принимаются высшими законодательными и представительными органами власти или референдумом -
регулирует наиболее важные общественные отношения
Законы могут квалифицировать по различным основаниям:
-
по юр силе: Конституция РФ – основной закон государства; Федеральные Конституционные Законы (ФКЗ); Федеральные Законы (ФЗ); законы субъектов РФ -
по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); -
по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); -
по сроку действия (постоянные законы и временные); -
по характеру (текущие и чрезвычайные); -
по сферам действия (общефедеральные и региональные); -
по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); -
по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.); -
по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); -
по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
-
подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
-
Указы Президента РФ. -
Постановления Правительства РФ. -
Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. -
Решения и постановления местных органов государственной власти -
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления -
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. -
Локальные нормативные акты.
-
нормативные договоры - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права
-
Нормативно-правовые акты в России. Систематизация нормативно-правовых актов
Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
-
Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; -
федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.); -
федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.); -
законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Виды подзаконных актов:
-
указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; -
постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; -
приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; -
решения и постановления местных органов государственной власти; -
решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; -
нормативные акты муниципальных органов; -
локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).