Файл: Понятие и признаки права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).


Выделяют следующие основные виды правовых норм:

  1. в зависимости от содержания они подразделяются на:

  • исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

  • общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

  • специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

  1. в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

  2. в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

  3. в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

  • императивные (содержащие властные предписания);

  • диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

  • поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

  • рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

  1. в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

  2. в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

  3. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

  4. в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

  5. в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

  6. в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

  7. в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

  8. в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).



  1.   1   2   3   4


Источники права

Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путем принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придает правилу характер правовой нормы путем санкционирования.
Виды источников права:

  1. правовой обычай

  • исторически первый источник права; возникает раньше позитивного права; признается / допускается государством;

  1. судебный прецедент

  • решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел (являются образцом или нормой права)

  1. правовая доктрина

  • мнение и труды известных ученых/юристов

  1. договоры нормативного содержания

  • соглашение двух или более субъектов в результате чего устанавливаются / изменяются / отменяются нормы права

  1. религиозные нормы

  • в некоторых государствах играют важную роль, а в некоторых не могут препятствовать закону

  1. принципы права

  • основополагающие начало в праве те ценности, на которые право опирается, которые выражают ее сущность

  1. судебная практика

  • не нормативные акты; функция оценки судов в соответствии с Конст-ей; расширяется правозащитная функция; наделение судов функций контроля; разъяснение пленумов; решение конституционного суда

  1. нормативно-правовые акты

  • главный источник права; составляет иерархическую систему


Источники права в России

  1. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры - руководящие начала, фундаментального положения международного права, признанные всеми субъектами международного права, отступать от которых нельзя. Международный договор – определенно выраженное соглашение между 2 или несколькими субъектами международного права относительно установления, изменения и прекращения их прав и обязанностей.

  2. законы – правовой акт юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными, представительными органами власти или референдумом и регулирует наиболее важные общественные отношения.


Признаки закона:

  • обладает высшей юр силой

  • принимаются высшими законодательными и представительными органами власти или референдумом

  • регулирует наиболее важные общественные отношения

Законы могут квалифицировать по различным основаниям:

  1. по юр силе: Конституция РФ – основной закон государства; Федеральные Конституционные Законы (ФКЗ); Федеральные Законы (ФЗ); законы субъектов РФ

  2. по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

  3. по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

  4. по сроку действия (постоянные законы и временные);

  5. по характеру (текущие и чрезвычайные);

  6. по сферам действия (общефедеральные и региональные);

  7. по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

  8. по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

  9. по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

  10. по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

  1. подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

  1. Указы Президента РФ.

  2. Постановления Правительства РФ.

  3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.

  4. Решения и постановления местных органов государственной власти

  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления

  6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.

  7. Локальные нормативные акты.

  1. нормативные договоры - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права



  1. Нормативно-правовые акты в России. Систематизация нормативно-правовых актов

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.


Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

  1. Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

  2. федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

  3. федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

  4. законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).



Виды подзаконных актов:

  1. указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

  2. постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

  3. приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

  4. решения и постановления местных органов государственной власти;

  5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

  6. нормативные акты муниципальных органов;

  7. локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).