Файл: Понятие и признаки права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;

  • нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

  • нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

  • нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

  • общефедеральные;

  • нормативные акты субъектов Российской Федерации;

  • нормативные акты органов местного самоуправления;

  • локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

  • нормативные акты неопределенно длительного действия;

  • временные нормативные акты.


Систематизация нормативных актов:

  1. инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др.

Подразделяется на официальную (Собрание законодательства Российской Федерации) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п).

  1. консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

  2. кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.


Виды: всеобщая (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевая (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальная (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.



  1. Правотворчество

Правотворчество - это процесс создания и совершенствования единой внутренней согласований системы правовых норм

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.
Принципы:

  • законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

  • оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

  • гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

  • профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

  • научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

  • демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);


Виды правотворчества:

  • В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

  1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

  2. правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

  3. правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

  4. правотворчество органов местного самоуправления;

  5. локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

  6. правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).


  • В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

  1. законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

  2. делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

  3. подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.


Формы:

  1. законотворчество - это деятельность законодательного органа, которое связано с принятием законопроекта, его обсуждениям, принятием и обнародывание.

  2. санкционирование обычая

  3. подзаконное правотворчество

  4. непосредственное правотворчество (народ)

  5. делегированное правотворчество

  6. чрезвычайное правотворчество

Стадии:

  1. законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

  2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

  3. принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:


  • принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее ⅔ голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

  • одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

  • подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

  1. опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)


Юр. техника - это совокупность методов, принципов, средств и правил, которые используются при выработке и совершенствования всех нормативных правовых актов.

Законодательная техника - это то же самое, что и юр техника, только для законов.

  • правила построения нормат-прав актов;

  • правила оформления актов;

  • язык исти (стиль официально-деловой);

  • правила опубликования;

  • соблюдение обратной силы закона;

  • приемы и правила систематизации.

Правоприменительная техника:

  • право применения;

  • способы легализации (придание юр силы);

  • консульская легализация (для институтов);

  • способы и приемы толкования юр норм

  • способы разрешения коллизий (противоречия и пробелы)


  1. 1   2   3   4


Система права

Система права - это единство норм права, их согласованность и взаимосвязь. Нормы права при этом соединены в институты, а институты в отрасли.

Признаки:

  • целостность (то, что представляет из себя образование)

  • объективна, не зависит от чьей-л воли

  • обусловлена и на нее влияют разные события и обстоятельства

  • подвижна в зависимости от ее среды

Роль:

  1. установить устойчивые внутренние связи в самой системе

  2. способствует формулированию полноты и непротиворечивости

  3. позволяет сохранять стабильность при динамически каких-то ее элементов


Структура:

  1. норма права

  • установление государством общее правило поведение, которе регулирует определенный вид общественных отношений и носит обязательный характер

  • структура нормы права:

  1. Правоохранительные нормы (уголовные, административные и т.д.) - гипотеза (условия при котором данная норма будет действовать); диспозиция (суть, смысл гипотезы); санкция (мера юр. ответственности);

  2. Правоустановительные нормы (трудовые, гражданские, семейные, наследственные и т.д.) - гипотеза; диспозиция

  1. субинститут

  • малая группа, которая обособляется от института

  1. институт

  • это группа вопросов, которые имеют некоторые самостоятельное значение, обособляются от норм права

  1. подотрасль

  • обособляются от отрасли

  1. отрасль

  • это обособившееся нормы права, которые регулируют определенные виды общественных отношений





  1. Правоотношение

Правовые отношения – общественные отношения, урегулированные правом.



Виды правоотношений:

  1. по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д.

  2. Регулятивные (возникают из правомерных действий субъектов;) и охранительные (противоправных, связанных с применением государственного принуждения) правоотношения.

  3. По степени конкретизации и субъектному составу правоотношения подразделяются на абсолютные (точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации), относительные (строго определены обе стороны (например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель")) и общерегулятивные (выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей).

  4. По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные (обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного) и пассивные (сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения).

  5. кратковременные и долговременные.