Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Финансирование науки за счет государственного бюджета низкоэффективное. Оптимальной с точки зрения развития экономики является структура, при которой финансирование исследований и разработок ведется не за счет снижения затрат со стороны государства, а за счет значительного роста инвестиций в инновации со стороны предпринимательского сектора. Это возможно при создании государством необходимых условий для появления новых и развития уже имеющихся проектов. Другими словами, деньги, которые выделяются государством, следует направлять не только на создание новых изобретений, но и разработку проектов, обеспечивающих их коммерциализацию. Анализируя причины ситуации, сложившейся в России, можно констатировать, что основная заключается в оторванности науки от реального производства. Представленные данные свидетельствуют о достаточности средств для осуществления инвестиций, в то время как дефицит проработанных проектов и команд, способных эти проекты осуществить, на фоне неблагоприятной институциональной среды не позволяет эффективно реализовать имеющийся инновационный потенциал.
В современной России спектр различных типов инновационно ориентированных корпоративных структур оказывается достаточно широким, но их функционирование и развитие сопряжено со значительными трудностями. Так, по опубликованным данным, в ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок (до 65% - в странах ЕС, 71% - в Японии и 75% - в США), в России же менее 5% НИОКР становятся объектами коммерческих сделок, что в значительной мере связано с их неподготовленностью к практическому внедрению. Значительное число разработок в России не доводится до финальной коммерческой составляющей. Риск потерять финансовые средства, затраченные на НИОКР, и низкий инвестиционный климат в целом в РФ являются основными факторами, сдерживающими инвестиции со стороны частного сектора.
2. Пути повышения роли России на мировом рынке высоких технологий
Для современной России характерно торможение трансфера отечественных инновационных разработок за рубеж. Наша страна преуспела именно в технологическом импорте, наблюдается активное продвижение импортных технологий во всех областях деятельности на отечественный рынок. Налицо все черты технологической зависимости России от развитых государств, все больше и больше закрепляющие экономическое отставание.
Основной причиной такого положения является тот факт, что страна переживает стадию так называемой «догоняющей» модернизации, при которой приобрести готовую импортную технологию гораздо выгодней, чем разработать собственную. Следствием является огромное количество изобретений, лежащих мертвым грузом в архивах отечественных организаций.
Россия имеет в своем распоряжении почти все необходимое для ускоренной модернизации за счет трансфера технологий: еще сохранились достойные инженерные кадры и научные школы, есть запас по промышленной инфраструктуре, приличный внутренний рынок и, конечно же, обширная сырьевая база. Однако, несмотря на все имеющиеся преимущества для развития, существует ряд серьезных ограничений. Инновационно-технологический потенциал России слабо реализуется в рамках национальной, не говоря уже о мировой, экономики. На мировом рынке высоких технологий Россия занимает ничтожно малую долю и представлена в основном «Росвооружением».
Если говорить об основных препятствиях для активного участия России в международном технологическом трансфере, то, во-первых, необходимо отметить неразвитость российского законодательства в сфере мирового обмена инновациями. На сегодняшний день отсутствует комплексное видение правового регулирования трансфера российских технологий за рубеж, несмотря на имеющиеся разработки в области правового обеспечения тех или иных инфраструктурных элементов инновационной системы [8].
Важнейшим условием трансферного прорыва российской экономики должно стать полноценное трансферное законодательство, отвечающее степени развития мирового рынка технологий. Россия уже предприняла некоторые шаги по усовершенствованию законодательства в области трансфера технологий, приняв в 2008 году закон «О передаче прав на единые технологии», затрагивающий важнейшие вопросы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности. Однако принятые законы уже нуждаются в доработке, так как не охватывают всех, в том числе инфраструктурных, аспектов технологического трансфера. Если рассматривать законодательство с позиции того, что оно должно быть направлено на достижение эффективного трансфера, то вызывает нарекание все инновационное законодательство РФ. Таможенный кодекс так же нельзя считать ориентированным на перспективу развития технологического экспорта, так как на сегодняшний день он нацелен преимущественно на контроль над пересечением границы материальных ценностей, а не информационного продукта, не предусматривая абсолютно никаких льгот при экспорте из РФ высокотехнологической продукции.
Кроме того, основным препятствиями на пути развития технологического экспорта в нашей стране является низкая конкурентоспособность условий ведения бизнеса, морально устаревшая система технических норм, громоздкая и медлительная система согласований и разрешений, высокая степень огосударствления НИОКР, отсутствие дешевого финансирования промышленных инвест-проектов, а также разница между затратами на инновации и коммерческим эффектом от их реализации.
Специфической чертой международного трансфера является наличие различных каналов и форм. К ним относятся - «утечка умов», создание дочерних компаний на территории стран, которые отличаются высоким инновационным потенциалом, международная торговля лицензиями, стратегическое инновационное партнерство. По всей видимости, в рамках государственной стратегии по трансферу российских технологий за рубеж необходимо включить перечень каналов, которые отвечают интересам экономического роста России.
Таким образом, необходимость формирования системы гибких и разнообразных механизмов экспортного трансфера продиктована, с одной стороны, обеспечением активного участия в технологическом обмене, а с другой - необходимостью противодействия «утечке» российских технологий за рубеж, что приносит невосполнимый вред экономике и инновационно-технологическому потенциалу нашей страны. Талантливые российские инженеры, разработчики и грамотнейшие предприниматели с первоклассным образованием и идеями предпочитают строить инновационную экономику где-нибудь в США, а не на Родине. Точной статистики утечки из России перспективных инновационных стартапов не существует, так как, они сразу теряют свою национальную принадлежность, оказываясь в местах вроде Кремниевой долины. Однако, не вызывает никакого сомнения, что это значительно снижает темпы развития российских инноваций и подрывает потенциал дальнейшего участия России в технологическом экспорте.
Несмотря на существующие барьеры для развития технологического экспорта, трансфер технологий - необходимый инструмент реализации инноваций для России. Дело в том, что основные сложности коммерциализации научных разработок в нашей стране связаны, прежде всего, с отсутствием хорошо отлаженной работы инновационной инфраструктуры, основными звеньями которой являются технопарки, венчурные фонды и малые инновационные компании [2].
Для преодоления имеющихся ограничений на пути дальнейшего активного участия в мировом технологическом трансфере России необходимо усилить интеграцию с мировыми процессами технологической модернизации, развивать инновационные продукты, транзакционные издержки в которые минимальны. Следует отметить, что России необходимо уделить особое внимание развитию самой инфраструктуры трансфера технологий, так как пока в нашей стране это направление находится в зачаточном состоянии. Исключение составляет лишь Российская сеть трансфера технологий (RTTN, Russian Technology Transfer Network), которая является основой процесса трансфера технологий в России. Российская сеть трансфера технологий создана в 2002 г. и объединяет более 70 российских инновационных центра (из 29 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Сеть - это инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов. Основная же масса инновационных площадок: вузов, технопарков и т.д. изолирована и маломощна.
Единственным разумным способом, придающим отечественной инновационной деятельности новый импульс, является включение инновационных продуктов в сети трансфера технологий и выход на крупные проекты, которые приобретают в современном обществе разные формы. Приоритетными для России технологическими направлениями (критические инновации) являются: разработка в области топлива и энергетики, экологии и рационального природо- и недропользования, космические технологии, информационо- и телекоммуникационные технологии, а также технологические достижения в сфере вооружения.
Подводя итог, следует отметить, что, не смотря на то, что Россия осуществляется активные попытки наладить процесс технологического трансфера и коммерциализации инновационных достижений, перемены в данной области происходят очень медленно и нерешительно. Однако, судя по тенденции, возможность развития данной системы в российских реалиях достаточно высока.
Возвращаясь к вопросу коммуникаций в рамках трансфера технологий, следует отметить, что на текущий момент времени огромное внимание должно уделяться не только созданию технологий высокого качества, но и постоянному улучшению каналов взаимодействия. В конечном итоге совокупность всех мер приведет к повышению общей эффективности трансфера технологий и упрочит положение России на мировой арене.
Заключение
Проблема развития российской экономики стоит наиболее остро. Её сырьевая направленность препятствует развитию несырьевых отраслей. Осознание нежизнеспособности привязки экономики страны к экспорту энергоносителей произошёл еще порядка 10 лет назад, и сегодня Россия стоит на пути создания инновационной экономики.
Как мы уже выяснили, одним из важнейших факторов в развитии современной экономики России является внедрение высоких технологий мирового уровня. В развитых странах доля научно-технического прогресса составляет 90% насыщения экономического роста. Россию же к этим странам отнести нельзя. Проблема заключается в том, что несмотря на все усилия государства, не удаётся обеспечить инновационное развитие страны.
Для того, чтобы решить проблему технологического отставания России от ведущих развитых стран мира, необходимо создать адекватные механизмы инвестирования, выявить и устранить препятствия на пути продвижения технологий на рынок, т.е. создать благоприятную среду для возникновения и развития инноваций.
Список использованных источников
1. Джеффри А. Мур. Преодоление пропасти. Маркетинг и продажа хайтек товаров массовому потребителю. Вильямс, 2006. - 368 c.
2. Мильская Е. А. Экономическая сущность процесса передачи технологий/ Е. А. Мильская // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2008. - № 64. - C. 24-27.
3. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - 84 с.
4. Чулок А.А. Показатели эффективности инноваций на макроуровне: основные тенденции результаты расчета инновационного индекса. ИННОВАЦИИ, 2008. - 90 c.