Файл: Реферат по дисциплине История отечественной прокуратуры.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История отечественной прокуратуры»
тема: «Организация и деятельность природоохранной прокуратуры»
Дата регистрации поступления реферата на кафедру ____________________ 20__ Регистрационный номер ______ | Выполнил: студент 1 курса 104 группы очной формы обучения, Чепелев Данил Сергеевич ______________________________ Руководитель: доцент кафедры, кандидат исторических наук, младший советник юстиции Еремин Алексей Валерьевич |
Санкт-Петербург
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………....3-4
-
История создания природоохранной прокуратуры……………...…….5-9 -
Деятельность природоохранной прокуратуры……………………....10-13 -
Организация взаимодействия природоохранных прокуратур с иными государственными органами в деле охраны окружающей среды….14-15
Заключение………………………………………………………………….16-17
Литература…………………………………………………………..…………....18
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры. Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды обеспечивать экологический правопорядок. Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятом Государственной Думой 18 октября 1995 года. 1
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Основными причинами кризисной экологической ситуации является несоответствие между потребностями растущего населения на планете и ресурсами истощающейся природы, снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект.
Для России характерен крайне низкий уровень осознания обстановки, сложившейся в экологической среде. Это особенно заметно в отношении использования Севера, весьма чувствительного к человеческому воздействию. Уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. Это связано, главным образом, с перераспределением осадков и увеличением числа засух. В ряде областей в крайне неудовлетворительном состоянии находятся почва, леса, животный мир. Практически половина населения живет в неблагоприятных экологических условиях. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Ущерб от экологических правонарушений вплотную приблизился к половине национального дохода. В то же время, в силу различных причин, проблемам защиты природных ресурсов и охраны окружающей среды уделяется явно недостаточно внимания.
В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.
В сложившейся ситуации в современном мире, а именно мире, в котором процветают экологические проблемы, природоохранная деятельность прокуратуры приобретает все более важное значение, так как именно в сфере прокурорского надзора находится исполнение законов, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ.
Исторические аспекты формирования прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды природы и общества с каждым годом становятся все более актуальными, при этом особое значение имеет исторический аспект организации и развития государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Особое внимание вопросам охраны окружающей среды в Советском Союзе на государственном уровне впервые стали уделять в 1950-х гг. Именно в этот период прослеживается тенденция к формированию четкого правового регулирования и закрепления полномочий за определенными властными структурами в указанной сфере.
Ранее вопросы охраны окружающей природной среды являлись далеко не первостепенными, поскольку шли вразрез с основным лозунгом административно-командной системы управления: «Выполнение плана любой ценой» и господствующим мнением о неисчерпаемости природных богатств.
Как отмечает В. В. Евланов, в стране существовал ряд негативных факторов, сдерживающих эколого-экономическое развитие: отсутствие необходимых материальных, научно-технических, экономических и социокультурных предпосылок для утверждения рационального взаимодействия человека и природы, приоритет экономических интересов над экологическими, многотходная технология развертывания НТР.2
В 1950—1960 гг. в РСФСР были учреждены такие органы, как Главное управление лесного хозяйства и охраны леса при Совете министров РСФСР, Государственный комитет Совета министров РСФСР по водному хозяйству. Принятие в начале 1960-х гг. ХХ в. во всех союзных республиках законов об охране природы было продиктовано необходимостью формирования нового природоохранительного законодательства, которое способствовало бы рациональному использованию природных богатств и экологическому равновесию.
Принятый 30 ноября 1979 г. второй сессией Верховного Совета СССР десятого созыва закон «О прокуратуре СССР» способствовал расширению компетенции прокуроров в надзорной и координирующей деятельности по обеспечению законности и правопорядка, в том числе в природоохранной сфере.
Как в рамках современного действующего законодательства, так и в период действия Закона о прокурорском надзоре СССР приоритетные направления общего надзора органов прокуратуры предопределены ключевыми интересами и потребностями государства и общества.
Целесообразно упомянуть ст. 10 Конституции СССР 1977 г., в силу которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Таким образом, природные ресурсы конституционно признавались основой экономики социалистического строя, в связи, с чем надзор прокуратуры в сфере охраны окружающей среды становился одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры, что, в свою очередь, требовало тщательной организации, планирования и системного подхода на данном участке прокурорской деятельности.
В конце 1970-х гг. попытки усиления надзора за исполнением природоохранительного законодательства принимаются во многих прокуратурах.
В качестве примера хотелось бы привести опыт работы органов прокуратуры Башкирской АССР, которыми в течение 1979 г. проведен ряд проверок исполнения лесного, земельного законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, прокуратурой г. Сибай на Сибайском руднике были выявлены факты длительного хранения в отвалах сотен тонн рудного сырья с
богатым содержанием полезных ископаемых, Кумертауской прокуратурой на углеразрезе были выявлены факты выборочной добычи угля с низкой зольностью.
Приказ Генерального прокурора СССР от 15 сентября 1987 г. «О коренной перестройке общего надзора и повышении его роли в укреплении законности и правопорядка» закреплял, наряду с иными основополагающими направлениями надзорной деятельности, надзор в природоохранной сфере.
Для преодоления экологического кризиса и в связи с существенными недостатками в природоохранительной деятельности государственных органов ЦК КПСС и Советом министров СССР 7 января 1988 г. принято постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».3
Новая программа охраны не могла не отразиться на прокурорском надзоре за исполнением природоохранного законодательства. Прокуратурой Приморского края, например, были приняты меры по совершенствованию координации деятельности с военной прокуратурой Тихоокеанского флота, с транспортными прокуратурами, контролирующими, природоохранными органами; особо значимые вопросы становились предметом обсуждения на коллегиях; в целях повышения уровня экологического образования и самосознания граждан активнее использовались средства массовой информации.4
Создание природоохранных прокуратур, как показала практика, позволило на основании более глубокого и детального анализа статистических сведений, материалов контролирующих и правоохранительных органов иметь целостную картину состояния законности в сфере охраны природы, а также активизировать надзор.
Ю. И. Скуратов в 1996 г., говоря о роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка, подчеркивал, «что сложившаяся в нашей стране система прокуратуры выдержала испытание временем. Она может без коренных структурных изменений служить надежным гарантом законности и правопорядка». 5
Прокурорский надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина ставил перед собой весьма трудоемкие задачи по решению существовавших правовых проблем, обусловленных социально-экономическими преобразованиями. В ряд приоритетных направлений прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ставилась деятельность по обеспечению законности в сфере охраны окружающей среды и рациональному природопользованию, при этом использовался весь арсенал правовых средств, предоставленных прокурорам.
Среди таковых можно указать предупреждение экологических правонарушений, устранение нарушений норм законодательства об охране окружающей среды и причин, им способствующим, привлечение к установленной законом ответственности виновных лиц, принятие мер по возмещению ущерба, координация в борьбе с такого рода нарушениями, правотворческая деятельность органов прокуратуры, разъяснительная работа.
К другим направлениям деятельности органов прокуратуры, способствующим поддержанию благоприятной окружающей среды, относились надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также участие прокурора в рассмотрении дел судами.
Существенных результатов на данном участке работы удалось достигнуть уже к середине 2000-х гг., благодаря не только практике прокурорского надзора, но и широкой научной дискуссии вокруг роли прокуратуры в борьбе с нарушениями в сфере охраны окружающей среды, разработке и внедрению научно-методических подходов в работе.
Именно прокуратура, сочетающая роли координатора и органа надзора, призвана обеспечить неукоснительное соблюдение Конституции и исполнение природоохранного законодательства.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что история становления и развития природоохранной деятельности органов прокуратуры нашем государстве насчитывает более 40 лет. Однако, несмотря на то, что целесообразность надзора, в том числе в сфере охраны окружающей среды, ставилась под сомнение в период формирования Российского правового государства и преобразований в правоохранительной системе, он, учитывая многолетний исторический опыт, традиции советской прокуратуры, по-прежнему является уникальным по своему многообразию и приоритетным направлением деятельности прокуратуры по обеспечению законности, соблюдению конституционных прав человека и гражданина в экологической сфере, сохранности природной среды.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.