Файл: Реферат по дисциплине История отечественной прокуратуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стратегические задачи, решаемые прокуратурой в современных условиях, определяются потребностями общества и государства, необходимостью полной защиты и поощрения в России социальных, экономических, культурных, гражданских и политических прав.6

Деятельность природоохранных прокуратур регулируется и контролируется прокурором района, края или области, в которых расположены специализированные прокуратуры, а также его заместителями или помощниками, следователями.

Задачи природоохранных прокуроров:

1. Осуществлять надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды. Объекты этого надзора – природоохранные органы, учреждения, организации, предприятия и должностные лица, полный перечень которых определен прокурором каждой административно-территориальной единицы.

2. Расследовать экологические преступления (прежде всего, связанные с созданием источников загрязнения), осуществлять надзор за ведением уголовных дел этой категории, в качестве государственных обвинителей выступать в судах по рассмотрению дел, надзор за расследованием которых осуществлялся природоохранной прокуратурой (во всех прочих случаях государственное обвинение поддерживает территориальный прокурор).

3. Подавать в суд гражданские иски и участвовать в этом случае в гражданском судопроизводстве.

Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров, в т.ч. и по вопросам экологической безопасности.
В предмет надзора, осуществляемого природоохранными прокуратурами, включено исполнение законов, направленных на защиту окружающей среды, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, перечень которых определяется прокурором республики, края, области, автономного округа. Например, над природоохранными органами, расположенными в акватории Волги, надзор осуществляет Волжский природоохранный прокурор, возглавляющий Волжскую природоохранную прокуратуру на правах прокуратуры субъекта РФ, по согласованию с прокурорами республик и областей.


Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе с тем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос, кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства, решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокуроры должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия.
Деятельность природоохранных прокуратур регламентируется теми же законодательными актами, что и межрайонные, прокуратуры субъектов, городов и другие, но помимо этого, к правовой регламентации еще, добавляются ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры субъекта. К ним относятся: приказы, инструкции, рекомендации, распоряжения прокурора субъекта, документы для служебного пользования. Сюда же, можно добавить и локальные правовые акты природоохранных прокуратур: распоряжения природоохранного прокурора, протоколы межведомственных и координационных совещаний и другие, в зависимости от специфики деятельности природоохранной прокуратуры и типа порядка внутреннего устройства природоохранной прокуратуры, модель которого выбирает уже сам прокурор. Создание и деятельность природоохранных прокуратур, особенно на этапе их становления, сопровождалось определенными сложностями организационного порядка, связанными с разграничением объектов надзора и подследственностью. Некоторые неувязки сохраняются и сегодня. Тем не менее, десятилетний опыт показал жизнеспособность и более высокую результативность природоохранных прокуратур в сравнении с аналогичной надзорной деятельностью территориальных прокуратур.



Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии позволило обеспечить:

  • большую координацию и согласованность следственно-прокурорских действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных единиц;

  • заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения природоохранительного законодательства;

  • повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.

  • усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;

Активность реагирования специализированных прокуратур на нарушения природоохранительного законодательства по всем учитываемым статистическим показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чем у территориальных прокуратур.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОКУРАТУР С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ДЕЛЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

В связи с тем, что взаимодействие природоохранных прокуратур осуществляется вне пределов надзорной деятельности органов прокуратуры, представляется возможным выделить его основные направления: 1) взаимодействие в рамках координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 2) взаимодействие в рамках правотворческой деятельности, а также антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 3) обмен информацией, характеризующей состояние законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования; 4) взаимодействие в рамках работы коллегиальных (совещательных) органов, межведомственных совещаний. Координационная деятельность осуществляется природоохранными прокурорами в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами данной деятельности в формах, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

В рамках обмена информацией, характеризующей состояние законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, природоохранными прокуратурами организовывается периодическое поступление от поднадзорных органов статистических и иных данных о результатах их деятельности, которые используются для оценки состояния законности и планирования надзорной деятельности. Кроме того, по данному направлению от контролирующих природоохранных органов поступают материалы проверок, по результатам которых данный орган в силу различных причин (как правило, отсутствие компетенции), не может принять меры, направленные на устранение выявленного нарушения.


Положительной практикой является взаимодействие природоохранных и территориальных прокуратур по аккумулированию и анализу сведений о результатах деятельности по компенсации вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями. Так, в некоторых регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по распоряжению прокуроров субъектов Федерации межрайонными природоохранными прокуратурами организовано ежемесячное поступление от городских и районных прокуроров, а также контролирующих природоохранных органов сведений об установленном, взысканном и возмещенном ущербе, причиненном неправомерными действиями в сфере оборота водных биологических ресурсов, лесопользования, пользования объектами животного мира и в иных сферах природопользования.

Для решения наиболее актуальных проблем противодействия нарушениям законодательства в сфере экологии в региональных прокуратурах создаются постоянно действующие межведомственные рабочие группы под председательством первого заместителя прокурора субъекта о противодействии правонарушениям в сфере охраны окружающей среды либо ее отдельных компонентов (например, в сфере охраны лесов, сохранения водных биологических ресурсов, охраны объектов животного мира), а также для осуществления взаимодействия в работе по предупреждению, выявлению и устранению нарушений лесного законодательства.

Взаимодействие природоохранных прокуратур с территориальными прокуратурами и иными государственными органами должно быть нацелено, прежде всего, на обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации функций, направлений и участков деятельности прокуратуры, а также на доведение до сведения всех заинтересованных ведомств информации о состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования и о необходимых для принятия мерах в целях ее улучшения. В свою очередь, органы прокуратуры могут существенно укрепить свой правозащитный потенциал, используя информацию, предоставляемую иными государственными органами в целях выявления и устранения правонарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что природоохранная деятельность прокуратуры приобретает все более важное значение, так как именно в сфере прокурорского надзора находится исполнение законов, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Для решения наиболее серьезных экологических проблем требуется дальнейшее расширение института специализированных природ охранных прокуратур такого уровня и постепенное создание межрегиональных природоохранных прокуратур на территории всей страны. Усилению борьбы с экологическими преступлениями будет способствовать возрождение института специализированных правоохранительных органов в данной сфере. Такая специализация органов прокуратуры одновременно с правоохранительными органами позволит объединить усилия по обеспечению экологической безопасности на территории всей страны.


Осуществление прокуратурой надзора за расследованием экологических преступлений помогает не только защищать наше общество от правонарушителей в данной сфере, но и повышать уровень экологической обстановки страны, что позволит предотвратить возможные угрозы существованию животного и растительного мира.

На современном этапе налажен эффективный механизм прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов. Результативно действуют природоохранные прокуратуры. Прокуроры предотвращают и пресекают экологические правонарушения, принципиально ставят вопросы об ответственности виновных лиц и взыскания причиненного ими материального ущерба. Однако имеются недостатки и упущения в системе экологического контроля, что усугубляет болевые точки и приводит к серьезному ущербу окружающей природной среды, нарушениям прав граждан в этой сфере.

В настоящее время важное значение имеет повышение экологических знаний прокуроров, специализация прокуроров на поддержании обвинения в судах по делам этой категории, в связи с чем принятие и разработка в Российской Федерации «Экологического кодекса» позволили бы собрать воедино все понятия экологического права, поскольку экологические статьи в различных нормативно-правовых актах имеют весьма расплывчатый характер и по-разному толкуют одно и то же нарушение. Во многих странах Запада такой кодекс принят уже давно, в связи с чем прокурорам РФ с «Экологическим кодексом» было бы гораздо проще отстаивать свою позицию в суде.

Список использованной литературы

  1. Бессарабов, В.Г. Прокурорский надзор: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. с. 189-190

  2. Боброва Э.М., Ильина О.Ю., Тураманова Л.Б. Нарушения природоохранного законодательства. 2014. № 2 (15). с.116-120.

  3. Винокуров, А.Ю. Проблемы совершенствования природоохранной деятельности прокуратуры Российской Федерации: дис. … д-ра юридических наук: 12.00.11, М., 2006. с.251

  4. Евланов В.В. Формирование территориально-республиканской системы управления охраной природы (50-80-е гг. XX века). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №4 (30): в 3 ч. Ч. I. с.78

  5. Лихачев Г.Г. Предупредить экологические нарушения. Социалистическая законность. 1988. №6. с.26

  6. Можаева К.Е., Семенцова И.А. Научные исследования XXI века. 2022. №1 (15). с.192.

  7. Паламарчук, А.В. Сеченова Р.Р., Зимин В.П. Деятельность органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы. – М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. с.18

  8. Собрание постановлений Правительства СССР. 1988. №6. С. 14.

  9. Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка. Законность. 1996. №12. с.10

  10. ФЗ «О прокуратуре РФ» в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ.

  11. . Хлуденева, Н.И. Эффективность правового регулирования охраны окружающей среды в России: от "конфликта целей" к экологическому правопорядку // Журнал российского права. 2017. N 12. 150с.