Файл: 1. Охарактеризуйте психологическую модель рда (4 основные группы детей с рда, выделенные О. С. Никольской).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Задание

1. Охарактеризуйте психологическую модель РДА (4 основные группы детей с РДА, выделенные О.С. Никольской).

Первая группа. Дети не развивают активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.

Вторая группа включает детей, находящихся на следующей по тяжести ступени аутистического дизонтогенеза. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки уже выражаются в активном негативизме, а аутостимуляция как в примитивных, так и в изощренных стереотипных действиях – активном избирательном воспроизведении одних и тех же привычных и приятных впечатлений, часто сенсорных и получаемых самораздражением.

Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого),плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам и стереотипные увлечения, часто связанные с неприятными острыми впечатлениями. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, аутизм таких детей проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в принципедоступна. В контакте с другими людьми они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна общая задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.


2. Составьте список общественных организаций и благотворительных фондов, занимающихся вопросами поддержки и оказания помощи людям с РАС, организаций, созданных родителями детей с РАС.

  • Фонд «Выход»

  • «Равные возможности»

  • РООИ «Перспектива»

  • «Наш Солнечный Мир»

  • «Маленький принц»

  • «Свет»

  • «Искра Надежды»

  • «Мария»

  • «Контакт»

Созданные родителями детей с РАС:

  • Благотворительный фонд «Живое дыхание»

  • НКО «Наш Солнечный Мир»

  • «АУТИЗМ-РЕГИОНЫ»

  • АНО «Учимся вместе»

  • «Ангел»

3. Составьте перечень учреждений города Новосибирска и Новосибирской области, в которых оказывается помощь детям с РДА.

  • «Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив»

  • «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

  • «Детский сад комбинированного вида №17 «Земляничка»

  • «Кудряшовская средняя школа № 25»

  • МКОУ города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 53»

  • МКОУ «Линевская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Искитимского района Новосибирской области

  • Центр медицины и коррекционной педагогики «Дельфания»

  • АНО «Диада+1». Помощь детям с аутизмом

  • ABA-центр Мозаика

  • ГАУ Новосибирской области «Центр социальной помощи семье и детям «Семья»»

4. Составьте схему, характеризующую различные подходы к классификации РДА.



5. Составьте таблицу направлений медикаментозного лечения РДА.


Наиболее часто применяемые нейролептики у больных с РДА







Алимемазин, табл.

с 6 лет

Галоперидол, капл.

с 3-х лет, с осторожностью детям и подросткам

Галоперидол, табл.

с 3-х лет

Клопиксол

детский возраст, точных данных нет

Клозапин, табл.

с 5 лет

Левомепромазин,табл.

с 12 лет

Перициазин, капс.

с 10 лет с осторожностью

Перициазин,капл.

с 3 лет

Перфеназин

старше 12 лет

Рисперидон, р-р для приема внутрь

с 15 лет

Рисперидон,табл.

с 15 лет

Сульпирид

с 6 лет

Трифлюоперазин

старше 3-х лет, с осторожностью

Хлорпромазин, табл., драже

с 5 лет

Хлорпромазин, р-р

после 3-х лет

Хлорпротиксен,табл.

точных данных нет

Наиболее часто применяемые антидепрессанты у больных с РДА


Кломипрамин

с 5 лет

Сертралин

с 6 лет

Флюоксетин

с 7 лет

Флювоксамин

с 8 лет

Наиболее часто применяемые транквилизаторы, гипнотики у больных с РДА

Диазепам

с 7 месяцев

Диазепам, р-р для инъекций

с 1 месяца

Клоназепам, табл.

с первых дней жизни

Лоразепам, драже

с 1 года

Нитразепам, табл.

с 1 года

Феназепам, табл.

с 1 года

Наиболее часто применяемые антиконвульсанты у больных с РДА

Вальпроат натрия

с 6 мес. жизни

Карбамазепин

с 1 года

Ламиктал

старше 2 лет

Наиболее часто применяемые ноотропные препараты у больных с РДА

Пантогам

с 1 года жизни

Фенибут

с 2 лет

Ноотропил

с 1 года

Кортексин

с 1 года

Церебролизин

с 1 года жизни

Семакс

с 3 лет

Глицин

с 3 лет

Биотредин

с 3 лет

Препараты, улучшающие метаболизм и кровообращение головного мозга

Элькар

с 1 года

Актовегин

с 1 года

Глиатилин

с 3 лет

Винпоцетин

с 3 лет

Циннаризин

с 3 лет

Акатинол-мемантин

детский возраст, точных данных нет

Многокомпонентные лекарственные средства

Инстенон

детский возраст


6. Проанализируйте различные оценочные шкалы РДА.

В настоящее время существует целый ряд методик, опросов, которые направлены исключительно на диагностику аутизма, а также методики, которые косвенным образом помогают поставить или исключить диагноз аутизм. Так к одной из базовых методик диагностики является адаптированный вариант «Опрос для диагностики аутизма» (Autism Diagnostic Interview – ADI-R). Данный опросник представляет собой структурированное интервью родителей детей с подозрением на расстройства аутистического спектра. Опросник состоит из 93 вопросов открытого типа. Которые позволяют получить более подробный ответ от родителя. После того, как интервью проведено, специалист, проводивший данное обследование, подсчитывает результаты, анализируя и соотнося каждый ответ родителя с 9 основным шкалам оценки.

Следующим опросником для диагностики аутизма является «Шкала наблюдения для диагностики аутизма» (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS). Методика включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в за- висимости от его или ее уровня экспрессивной речи и хронологического возраста. Следуя указаниям, приведенным в руководстве, выбирается соответствующий модуль для каждого человека. Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно; модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно; модуль 3 – к свободно говорящим детям; модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым. Единственная группа лиц с расстройствами аутического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика, – это неговорящие подростки и взрослые.

Каждый из модулей предлагает стандартные виды деятельности (задания), позволяющие наблюдать за формами поведения, важными для диагностики расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте. Данная методика имеет русскоязычный вариан.

Другим популярным опросником является «Шкала рейтинга детского аутизма» (Childhood Autism Rating Scale – CARS) основана на непосредственном наблюдении за поведением ребенка. Может применяться для детей с 2 лет. В процессе исследования оценивают 15 признаков: взаимоотношения с людьми; подражание; эмоциональные реакции; моторную ловкость; использование предметов; адаптационные изменения; зрительную перцепцию; вкусовую, обонятельную, тактильную перцепцию; тревожные реакции, страхи; вербальную коммуникацию; невербальную коммуникацию; общий уровень активности ребенка; уровень и последовательность
познавательной деятельности; общее впечатление клинициста, коррелируемое с DSM-IV. Оценка отдельных областей включает в себя 4 степени – от поведения, соответствующего возрасту, до поведения сильно отклоняющегося от обычного.

Так же одной из информативных методик является «Вайнлендская шкала адаптивного поведения» (Vineland Adaptive Behavior Scale Classroom Edition).

Это полуструктурированное интервью, в ходе которого на вопросы интервьюера отвечают эксперты-родители ребенка или люди из его ближайшего окружения. Шкала позволяет оценить четыре основные сферы жизнедеятельности: коммуникацию, повседневные житейские навыки, социализацию, моторные навыки.

Упомянутые методики стандартизированы и широко используются в англоязычных странах, некоторые из методик переведены также на немецкий, реже на русский языки.

С нашей точки зрения, избыточность тестового диагностического инструментария, предназначенного для эффективной работы с детьми, страдающими расстройствами спектра аутизма, нецелесообразна, так как создает трудности при взаимодополняющей деятельности специалистов разных профилей. Представляется оптимальным сочетание четырех диагностических шкал – CARS, ASDS, PEP и VABS (что подтверждается опытом использования разнообразных тестовых методик на базе ЦПМССДиП), позволяющих выполнять задачи, связанные с выявлением детей групп риска, диагностикой и дифференциальной диагностикой расстройств аутистического спектра, динамическим контролем состояния детей с РДА и четким планированием лечебно-реабилитационных мероприятий.

7. Отграничение аутизма от сходных состояний (невропатия, умственная отсталость, нарушения психического развития при поражениях мозга, нарушения слуха, детский церебральный паралич). Данный вопрос представьте в виде таблицы.

представьте в виде таблицы.

невропатия

умственная отсталость

нарушения психического развития при поражениях мозга

нарушениях слуха

детский церебральный паралич

У детей с невропатией пониженный физический, моторный и психический тонус. У них отмечается повышенная чувствительность к оценке их поведения; они боязливы, плохо переносят смену обстановки. Эти симптомы схожи с поведением аутичных детей. При невропатии может наблюдаться смена настроения: ребенок капризничает, вялый, проявляется апатия. Проявление данных симптомов проявляется в процессе нарушений сна, пищеварения, пребывания ребенка в душном помещении или на жаре. У детей с невропатией нарушаются механизмы сосания, глотания, это обусловлено повышенной рефлекторной возбудимостью. Детям с невропатией присущи такие двигательные стереотипы, как тики, которые качественно отличаются от странных движений при РДА. На контакт дети с невропатией идут охотно, если от взрослых или их сверстников не исходит опасность или агрессия. Их страхи хотя и несколько преувеличены, но всегда адекватны и актуальны для определенного момента. Нередко дети отрицательно реагируют на какую-либо перемену обстановки, но эта реакция. Если ситуация меняется на более комфортную, дети с невропатией воспринимают ее положительно. В игре дети с невропатией, в отличие от детей с РДА, охотно подражают другим. Их речь внятная, отсутствуют аграмматизмы, эхолалия. Дети с невропатией охотно отзываются на ласк.

Детей с РДА следует отличать от умственно отсталых детей. За умственную отсталость при РДА может приниматься отсутствие реакции на мать, на людей вообще, позже – отсутствие речи, навыков самообслуживания, игры. Не-обходимо учитывать, что у умственно отсталых детей имеется зрительный кон-такт, потребность в еде, тепле. У этих детей наблюдается адинамия или двигательная расторможенность. У детей с умственной отсталостью меньше нарушены контакты, они испытывают адекватный страх перед темнотой, собакой и т.д. При умственной отсталости двигательная сфера развивается раньше, чем интеллектуальная, а при РДА интеллектуальные возможности ребенка часто опережают созревание моторной сферы. Иногда даже по одним только внешним признакам можно отличить умственно отсталого ребенка от детей с РДА. Дети с умственной отсталостью, как правило, имеют органические дисплазии туловища и головы, а дети с РДА – тонкие черты лица и общий астенический облик.

РДА следует дифференцировать с психическими нарушениями на почве органических поражений головного мозга. В последнем случае наблюдается психомоторная возбудимость, неустойчивость внимания, настроения, иногда агрессивность. Эти явления могут присутствовать и у детей с РДА. Но у детей с поражением центральной – нервной системы нет самого аутизма. Им, наоборот, присуща назойливость, навязчивость. Явления возбудимости нередко сменяются гиподинамией. У таких детей слабая память, психическая истощаемость. В речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы нет неологизмов, манерности интонации, явлений эхолалии. Если ребенок с РДА не произносит слова, не выполняет словесных инструкций, как будто не понимает речь, то возникает вопрос отграничения РДА от речевых патологий – алалии или дизартрии. Главным признаком истинных речевых нарушений является то, что дети привлекают к себе внимание с помощью жестов, мимики, напряженно смотрят в лицо собеседника, издают различные возгласы. У детей с РДА такого не наблюдается. У них, в отличие от детей с речевыми нарушениями, присутствуют явления эхолалии и своеобразная интонация.

Иногда необходимо дифференцировать РДА и глухоту. В первые годы жизни ребенок с РДА может производить впечатление глухого, так как он не отзывается, когда его зовут, и не оборачивается на источник звука. В этих случаях необходимо провести аудиометрию и полагаться на ее результаты. Существуют признаки, которые свойственны детям с РДА: в значимой ситуации такие дети могут услышать даже самый тихий шепот, плакать и возбуждаться при громких пугающих звуках. Глухие дети ищут глазами губы собеседника, чтобы понять его речь, а детям с РДА это несвойственно.

На ранних этапах развития нужно отличать детей с РДА от детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

В клинической картине РДА присутст-вуют двигательные расстройства, а при ДЦП имеют место различные аутистические проявления. Двигательные расстройства в обоих этих случаях проявляются в нарушениях тонуса, недоразвитии синхронности движений рук и ног при ходьбе, нарушениях мимических движений, которые близки к речи. При ДЦП для речи ребенка характерны дизартрические нарушения, так как нарушен сам артикуляционный аппарат, а при РДА дети могут имитировать невнятность речи в результате отсутствия у них коммуникации. При аффективно значимых ситуациях дети с РДА говорят четко и внятно. Детям с ДЦП свойственны нарушения звукопроизношения, сочетание их с нарушениями глотания и дыхания. Дети с РДА склонны к неологизмам, различиям в речи


8. Задание представлено в папке "Приложение_1_ПЗ_2".

Коррекционный подход

Структура дефекта

Организационные возможности

Возраст ребенка на начало коррекционной работы

Социальная ситуация развития


Эмоционально-уровневый подход

Коррекция эмоциональной сферы ребенка; с помощью

различных методов снятие страхов, негативизма, агрессии, стереотипий; развитие социального взаимодействия.



Недирективная игровая терапия, специальные варианты психодрамы, эстетотерапия.

Условия подхода. Необходимость создания эмоционально-комфортных

условий.

Может быть выбран для детей, начиная с раннего возраста с легкими формами аутизма.


Работа опирается на спонтанную активность ребенка во взаимодействии с окружающим миром и другим человеком; обучение направлено на осмысленное понимание окружающего мира

TEACCH-программа

Создание условий для достижения самостоятельности и высокого качества жизни.

Инструкции, различные виды помощи, подкрепления, наказания.

Первичный акцент так же делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, т.к. является необходимой предпосылкой длясамостоятельной, независимой от взрослого деятельностью аутичного ребенка. Следует, однако, отметить, что хотя специалисты, работающие по данной программе, считают, что зрительная организация среды уменьшает зависимость ребенка от взрослого, существует опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в неструктурированную среду ребенок может оказаться беспомощным. Но все-таки, не смотря на это, принципы организации учебной среды, разработанные в рамках программы, представляют собой полезный опыт, который мог бы помочь в решении проблемы социальной адаптации людей с аутизмом у нас в стране.

Не может быть выбран для детей раннего возраста; специально разработан для работы с людьми с расстройствами аутистического спектра, подходит, как для детей, так и для взрослых.

ТЕАССН-программа рассчитан на изменение всех сфер жизни ребенка на продолжительный срок, поэтому требует создания внешних условий, формирующих

желаемое поведение в среде; адаптация ребенка в среде.


Оперантное обучение (поведенческий подход)

Формирование социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда оно отсутствует или имеются его нарушения.

На первом этапе обучения особое внимание уделяется формированию способности ребенка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции взрослого. Благодаря гибкой системе подкреплений удается закрепить желаемое поведение и уменьшить не желательное и деструктированное поведение. Однако сохраняются трудности переноса сформированных навыков на внеучебную обстановку и зависимость от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения. При тяжелых формах аутизма его основные проявления (нарушения социального взаимодействия, коммуникативные проблемы и стереотипность поведения) выражены достаточно резко, поведение обеднено и/или непредсказуемо. В этой ситуации внутренняя структура психики, ее качественная характеристика оказываются недоступными для изучения и использования в целях направленного коррекционного воздействия, и наиболее оптимальными представляются поведенческие методические подходы.

Может быть выбран для детей с тяжёлыми и осложнёнными формами аутизма.

Поведенческий подход в большей степени рассчитан на изменение всех сфер жизни ребенка на продолжительный срок, поэтому их применение можно начинать, если есть уверенность в том, что семья будет работать в том же направлении, что и специалисты.