Файл: Обща характеристика государственных пособий гражданам, имеющим детей.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1970
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Принципы государственных пособий гражданам, имеющим детей
Глава 2. Порядок назначения и выплаты государственных пособий
2.1 Право на получение государственных пособий гражданам, имеющим детей
2.2 Право на пособие по беременности и родам
2.4 Право на единовременное пособие при рождении ребенка
2.5 Право на ежемесячное пособие на ребенка
2.6 Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Обща характеристика государственных пособий гражданам, имеющим детей………………………………………………………………………….5
1.1 Понятие государственных пособий гражданам, имеющим детей…………5
1.2 Принципы государственных пособий гражданам, имеющим детей……..10
Глава 2. Порядок назначения и выплаты государственных пособий………...14
2.1 Право на получение государственных пособий гражданам, имеющим детей………………………………………………………………………………...14
2.2 Право на пособие по беременности и родам……………………………….19
2.3 Право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности………………………...27
2.4 Право на единовременное пособие при рождении ребенка………………32
2.5 Право на ежемесячное пособие на ребенка………………………………..38
2.6 Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком……………………46
2.7 Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву………………50
2.8 Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью……………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………61
Введение
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на пе-риод до 2025 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.
Пособия и компенсации, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества.
Система государственных пособий и компенсаций, призвана гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения.
Государственные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социаль-ной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей.
Денежные выплаты в виде компенсаций явление в России сравнительно новое. Такие выплаты порождены в основном необходимостью преодолеть определенные негативные последствия, вызванные перестройкой эконо-мических отношений и последовавшим за этим резким снижением доходов населения.
Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить.
Необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия «отец-одиночка» и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой за-щиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.
Цель настоящей работы состоит в комплексном анализе теоретических и практических проблем правового регулирования отношений по поводу предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В соответствии с указанной целью определены задачи:
- дать понятие государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- рассмотреть принципы государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- рассмотреть порядок назначения и выплат государственных пособий.
Объектом исследования выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей.
При написании представленной работы использовались научные труды таких авторов, как: Гусов К.Н., Долженкова Г.Д., Игунина Н.Б., Касаева Л.В., Кривоносова Л.А., Моисеева Е.Н., Петрова Е.С. и многих других.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обща характеристика государственных пособий гражданам, имеющим детей
1.1 Понятие государственных пособий гражданам, имеющим детей
Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения.
Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих де-тей является пособие.
Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установ-ленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
Пособия - важный вид социального обеспечения, который предостав-ляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская оп-ределяет социальный риск как вероятное событие, наступающее в результа-те утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значи-мым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства.1
Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.
В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам «материнский капитал» невозмож-но получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов со-цобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обе-спечения.
При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.1
В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.
Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в Трудовом кодексе.
Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.1
С принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении измене-ний и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка.
С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.
Одно из принципиальных положений - это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Федерального Закона от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (далее – Закон о гос. пособиях), данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.
Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.
Государственные пособия гражданам, имеющим детей - единая