Файл: 1 теоретические основы складской логистики 6 1 Понятие и сущность складской логистики 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как мы видим, эти же этапы развития переживает и складское хозяйство в книжном деле России.

Важность создания современных эффективных складских комплексов вытекает из тех выгод, которые они создают. Различают экономические и сервисные выгоды. В принципе склады следует включать в логистическую систему только в том случае, если выгоды от их деятельности превышают затраты. Экономические выгоды выражаются в сокращении логистических издержек, в первую очередь затрат на хранение и транспортных затрат. Экономия издержек возникает за счет консолидации, разукрупнения партий товаров, формирования ассортимента.



Рисунок 1 Выгоды складского хозяйства

Консолидация грузов происходит тогда, когда на складе формируется отправка, состоящая из продукции нескольких поставщиков и предназначенная нескольким заказчикам, расположенным в одной географической точке. Склад как бы «вбирает» в себя материальные потоки, поступающие от производителей, и выдает их в форме крупных отправок. Например, партии, подобранные по заказам нескольких магазинов, расположенных в одном городе, формируются в одну отправку, доставляемую одной автомашиной. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов.

Разукрупнение предполагает доставку товаров от одного производителя нескольким заказчикам в соответствии с их заказами. Этот вариант в книжном деле характерен для складов издателей. Они обеспечивают возможность получателю закупить продукцию в нужном ему объеме.

Формирование ассортимента складывается из операций по накоплению товаров разных производителей для выполнения заказов широкого ассортимента, поступающих от многочисленных предприятий розничной торговли. Выгоды такого распределительного центра проявляются в экономии затрат как производителей, так и получателей.

Услуги, оказываемые складами, не всегда напрямую ведут к сокращению затрат. Иногда затраты могут расти, но при этом повышается уровень сервиса покупателей (сокращаются сроки выполнения заказов, расширяется ассортимент, исключаются случаи отсутствия товаров в продаже и т.д.), что в конечном итоге приводит к повышению эффективности логистической системы, пользующейся услугами склада.

Логистическая задача организации эффективного складского хозяйства решается в следующем порядке:


1-й этап. Определяется, нужно ли создавать склад или лучше воспользоваться прямыми поставками.

2-й этап. Выбирается тип склада.

3-й этап. Рассчитывается оптимальное количество необходимых складов.

4-й этап. Определяются места расположения складов и размеры.

5-й этап. Проектируется логистическая система склада .

Первые четыре этапа относятся к макрологистике складского хозяйства, которая изучает логистическую систему движения товаропотоков между складами производителей и потребителей. Например, если разрабатывается логистический проект складского хозяйства издательства, то элементами этой системы будут типографии, из которых выходят товарные потоки, и получатели этих потоков (оптовые и розничные предприятия книжной торговли). Целью проекта является оптимизация потоков на пути их движения от типографий к предприятиям розничной торговли.

Пятый этап относится к складской микрологистике, которая в качестве логистической системы рассматривает действующий или проектируемый склад. Целью проекта является оптимизация внутренних потоков, существующих в рамках конкретного склада.

1-й этап. Решение о необходимости склада

Избежать создания склада можно лишь в том случае, если характеристики входных, внутренних и выходных потоков в логистической системе оптимально сочетаются, что не требует создания запасов. В реальной действительности этого удается добиться далеко не всегда.

Возможны следующие основные варианты: работа по технологии «Точно в срок», не требующей создания запасов, а следовательно, складов; передача функций по организации работы с запасами сервисной фирме; создание складского хозяйства. Каждый из этих вариантов или их комбинация оценивается с точки зрения возможности получения прогнозируемой прибыли и требуемых на реализацию затрат. Сопоставив величину потенциальной прибыли с затратами на реализацию варианта, приходят к выводу о целесообразности или нецелесообразности создания склада. При проектировании логистической системы следует руководствоваться правилом: склад необходим только тогда, когда он создает преимущества в сервисе или дает снижение затрат.

2-й этап. Выбор типа склада

Различают следующие типы складов: собственные, коллективного пользования, контрактные.

Собственным называется склад, которым владеет или управляет та же фирма, которой принадлежат хранящиеся в нем товары. При этом складские помещения могут быть собственными или арендованными. Выбор между приобретением (строительством) или арендой определяется финансовой целесообразностью. Однако складские помещения, предлагаемые в аренду, могут не подходить фирме, тогда рассматриваются варианты покупки или строительства.



Главные преимущества собственного склада связаны с высокой степенью контроля его деятельности, полномочиями принимать все хозяйственные решения, максимально приспосабливать работу склада к потребностям фирмы. Полный контроль облегчает интеграцию складских операций с другими операциями логистического процесса предприятия.

Склад коллективного пользования - это независимое предприятие, оказывающее складские услуги за определенное вознаграждение (фиксированная плата или процент от стоимости хранимых товаров). Отдельные виды затрат на складах общего пользования часто бывают ниже, чем на собственных, что объясняется более высокой производительностью и экономией за счет увеличения масштабов деятельности. Например, возможна экономия транспортных расходов благодаря укрупнению отправок, комплектуемых из товаров нескольких пользователей склада.

Использование коллективных складов дает возможность легко менять месторасположение складской сети, размеры и количество составляющих ее элементов, т.е. гибко реагировать на колебания спроса, требования поставщиков и т.д. Фирма, имеющая собственные склады, лишена такой гибкости, так как для изменения логистической структуры ей необходимо купить новый объект и продать старый.

Контрактные склады выделились из группы коллективных складов. От последних они отличаются более широким перечнем услуг, долгосрочностью отношений с пользователями, учетом их индивидуальных требований.

Выбор типа склада производится на основе экономических расчетов. При этом учитываются логистические рекомендации общего плана. В соответствии с ними собственные склады целесообразно иметь в условиях стабильно высоких потоков товаров на хорошо известном рынке с постоянным сбытом. Наоборот, к услугам складов коллективного пользования целесообразно обращаться при небольшой мощности товарных потоков или сезонном характере запасов, при освоении нового рынка, когда уровень и стабильность продаж трудно точно спрогнозировать.

3-й этап. Расчет оптимального количества складов

Количество складов и их географическое размещение определяются местоположением потребителей и производителей, а также особенностями товаров. Количество складов в логистической системе оказывает существенное влияние на логистические издержки и уровень сервиса.

Рассмотрим процесс определения оптимального количества складов на условном примере. Допустим, что распределение товаров фирмы может быть организовано по одному из трех вариантов: первый вариант - с помощью двух складов, второй вариант - с помощью трех складов и третий вариант - с помощью пяти складов.


Очевидно, что для первого варианта характерны наибольшие транспортные расходы по доставке товаров до потребителей. В третьем варианте количество складов наибольшее, следовательно, они максимально приближены к получателям, поэтому транспортные расходы будут минимальными. Однако рост количества складов ведет к увеличению расходов на их содержание и эксплуатацию, на доставку товаров из мест производства на склады, управленческих расходов. Возможно, что рост этой группы затрат может превысить эффект от экономии транспортных издержек по доставке товаров к получателям. Таким образом, при изменении числа складов в системе распределения одни виды затрат растут, а другие - снижаются. Следовательно, можно попытаться установить такую точку, в которой будет находиться минимальное значение затрат.

4-й этап. Определение места расположения складов и их размеров

Территориальное размещение складов и их размеры определяются мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона обслуживания, размещением в нем потребителей и производителей, развитием транспортной инфраструктуры, требованиями клиентов к качеству обслуживания (скорости, бесперебойности, надежности выполнения заказов) и множеством других факторов.

Основными правилами логистики при проектировании складской системы являются:

  1. Складская логистическая сеть должна быть максимально приближена к точкам конечного сбыта;

  2. Пути товародвижения должны использоваться как можно чаще;

  3. На всех этапах товародвижения необходимо обеспечивать перемещение максимально укрупненных логистических единиц на максимально возможное расстояние. В реальности на расположение склада влияет наличие транспортных магистралей, пригодных помещений.

Соблюдение этих правил дает существенную экономию логистических затрат в распределительной системе.

Существуют три варианта размещения складов: вблизи получателей, вблизи производителей, промежуточное размещение. Обычно склады размещают вблизи получателей, чтобы оперативнее пополнять запасы клиентов. Главным критерием при оценке работы этих складов является обеспечение необходимого качества услуг получателям (например, розничным торговцам). Быстрое реагирование на изменение их потребностей позволяет сократить расходы от упущенных продаж, снизить запасы товаров у получателей. Ассортимент товаров такого склада очень широк, продукция поставляется многими производителями, расположенными в разных местах. При выборе места для склада целесообразно располагать его ближе к потребителям, занимающим значительную долю в поставках, или в местах концентрации многих потребителей. Это обеспечит минимизацию транспортных расходов.


Размещение складов вблизи мест производства товаров обеспечивает возможность формирования крупных отправок в адрес получателей. Такая система складов эффективно действовала в советское время: крупнейшие склады находились в городах, где печаталась основная масса книжной продукции (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов и др.). Они обеспечивали доставку товаров достаточно крупными партиями на книжные базы в областных центрах.

Промежуточное размещение складов может быть эффективным, если и производители, и получатели размещены достаточно равномерно и среди них нет очень крупных объектов, к которым целесообразно приближать склады.

Складская система может быть двух типов:

1) Состоящая из нескольких однотипных складов, имеющих свои регионы деятельности;

2) Состоящая из одного (или нескольких) крупного центрального склада (приближенного к производителям) и группы менее мощных, получающих товары от этого склада и обслуживающих свои регионы.

Данный этап, так же как и все другие, требует учета большого количества разнообразных факторов. Кроме того, в ходе проектирования складской системы должно быть проанализировано и оценено большое количество возможных вариантов организации складского хозяйства. Все это требует применения современных экономико-математических методов, компьютерных программ для моделирования и расчета эффективности вариантов. Кроме специальных компьютерных программ применяются методы экспертной оценки и другие.

5-й этап. Проектирование логистической системы склада

Ранее мы рассматривали склад как элемент системы товародвижения от источников к потребителям. Однако любое складское предприятие, являясь элементом некоторой логистической системы, само представляет сложную систему, состоящую из элементов (здание, оборудование, товары, кадры, информация и т.д.). Для эффективного функционирования склада необходимо организовать функционирование всех составляющих его элементов в едином логистическом комплексе.

Любой склад обрабатывает три вида материальных потоков: входные, внутренние, выходные.



Рисунок 2 Логистическая схема склада

Входные потоки обрабатываются с помощью логистических операций разгрузки транспортных средств и приема, внутренние - с помощью операций размещения на хранение