Файл: Аналитическая справка по результатам мониторингового исследования освоения детьми подготовительной группы образовательной программы от рождения до школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Введение
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств 1-9) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а так же развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка в частности — эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать планировать сложные действия, а так же распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик заполняется карта развития детей группы, определяется уровень детского развития (уровень развития интегративных качеств №1-8) и выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребёнка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы, мониторинг освоения образовательных областей) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми планируемых результатов по каждой образовательной области.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
В ходе мониторинга заполняется карта, определяется уровень освоения образовательной программы (уровень освоения образовательных областей, уровень развития интегративного качества №9) каждого ребёнка и группы детей в целом.
Ключевые понятия:
параметры (направления оценки) – физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие;
критерии (общее мерило) – интегративные качества, формирование которых и является объектом мониторинга;
показатели (индикаторы) – демонстрируют результат формирования того или иного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка, на каком уровне будут сформированы интегративные качества на этапе завершения дошкольного образования.
Если параметры и критерии очень четко обозначены в ФГОС, то индикаторы определялись в соответствии с программой, на основании которой была разработана основная общеобразовательная программа ДОУ (программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой).
При определении показателей учитывалось следующее:
они должны соответствовать возрастным возможностям детей;
они должны давать полноценную информацию о качестве освоения Программы каждым конкретным ребенком;
они должны быть информативны для построения и отслеживания качества реализации всех образовательных областей;
они должны быть сформулированы точно, просто и доступно.
Используемые методы:
1) наблюдение (аутентичная оценка) – оценка, основанная на мнении людей, проводящих с ребенком много времени;
2) беседы с детьми и их родителями;
3) анализ продуктов деятельности детей;
4) диагностические ситуации (пробы).
Цель мониторинга: изучение особенностей освоения детьми образовательных областей программы «От рождения до школы», определение уровня детского развития.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровней развития умений и навыков детей группы как результата освоения образовательной программы.
2. Оценка развития интегративных качеств детей группы как результата образовательного процесса, организуемого педагогическим коллективом МБОУ.
Участники мониторинга: воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник.
Сроки проведения мониторинга: май 2016 учебного года.
Объект мониторинга: дети дошкольного возраста, воспитанники группы.
Количество детей в группе: 28 человека.
Результаты мониторинга развития интегративных качеств воспитанников группы
Рассмотрим динамику развития интегративных качеств детей группы:
*Примечание:1 – физически развитый; 2 – любознательный, активный; 3 – эмоционально отзывчивый; 4 – овладевший способами общения; 5 – способный управлять поведением; 6 – способный решать личностные и интеллектуальные задачи; 7 – имеющий первичные представления; 8 – овладевший универсальными предпосылками УД; 9 – овладевший УУД
Как видно из представленных данных, в развитии интегративных качеств воспитанников отмечается положительная динамика. Однако, анализ уровня развития интегративных качеств детей в подготовительной группе показывает, что наиболее высокие результаты получены при формировании физического развития (86%), любознательность и активность (64%), эмоционально отзывчивой личности (64%), овладевшей средствами общения (64%), способной решать интеллектуальные и личностные задачи, способный управлять своим поведением (61%),овладевший универсальными предпосылками УД (57%).
Результаты мониторинга освоения детьми группы основной общеобразовательной программы
Анализ результатов мониторинга в области освоения детьми основной общеобразовательной программы показал следующее:
*Примечание: 1 – здоровье; 2 – физическая культура; 3 – познание;
4 – коммуникация; 5 – чтение художественной литературы; 6 - социализация; 7 - труд; 8 - безопасность; 9 – художественное творчество;
10 – музыка
Представленные гистограммы свидетельствуют о том, что в освоении детьми основной общеобразовательной программы по образовательным областям отмечается положительная динамика, что свидетельствует об эффективность форм и методов работы с воспитанниками группы в рамках образовательного процесса.
Гистограмма, демонстрирующая результаты итогового мониторинга, проведенного в подготовительной к школе группе, позволяет отметить наиболее высокие результаты детей в освоении следующих образовательных областей: физкультура (93%), труд (96%), безопасность (82%), музыка (60%), здоровье (68%), социализация (75%) и чтение художественной литературы (75%). Наиболее низкие показатели отмечаются в освоении образовательных областях: познание (57%), коммуникация (46%), художественное творчество (43%).
1 | 60 | 87 |
2 | 60 | 64 |
3 | 60 | 64 |
4 | 58 | 64 |
5 | 50 | 60 |
6 | 58 | 64 |
7 | 50 | 58 |
8 | 50 | 54 |
9 | 50 | 58 |
Выводы
Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы. Так, 100% детей готовы к успешному обучению в школе, в том числе – 50% детей продемонстрировали высокий уровень готовности к школьному обучению. По итогам проведения мониторинга можно заключить, что:
1. Следует продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.
3. Необходимо больше внимания уделять просветительской работе с родителями воспитанников по вопросам содержания интегративных качеств и способов их формирования.
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.