Файл: 1 теоретические основы складской логистики 6 1 Понятие и сущность складской логистики 6.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ
1.1 Понятие и сущность складской логистики
1.2 Понятие консолидированного груза
1.3 Организация складских работ
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПЭК»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ПЭК»
, отборки, комплектования и упаковки отправок, выходные потоки предполагают погрузку на транспортные средства.
В соответствии с этой последовательностью операций по движению материального потока можно выделить три группы логистических операций управления:
Склад должен работать в тесной взаимосвязи со службами закупок и продаж (производства). Координация деятельности со службой закупок обеспечивает планомерную поставку продукции на склад (оптимальность входных потоков). Склад выстраивает свою работу в соответствии с информацией, полученной от службы закупок, поэтому от ее своевременности, точности во многом зависит организация внутренних складских потоков.
Взаимодействие с отделом продаж (или производственными подразделениями, если склад обеспечивает сырьем производственный процесс) дает информацию о спросе покупателей, их составе, требованиях к обслуживанию, что необходимо для проектирования выполнения заказов на поставку, определения системы обслуживания клиентов. От эффективной информационной связи с отделом продаж зависит эффективность выполнения заказов, возможность обеспечивать рациональные маршруты и объемы партий доставки товаров.
Проектирование логистической системы складирования осуществляется в следующем порядке:
Важным элементом складской системы является складская единица.
Складская единица - это количество грузов, над которым производятся логистические операции (погрузка, разгрузка, хранение, транспортировка и т.д.) без его дробления, т.е. как с единой массой. Например, пачка книг, стандартные ящики или поддоны, контейнеры и др.
Выбор складской единицы - очень важный вопрос, так как ее размеры влияют на характеристики складского оборудования и мест хранения. Стандартизация складских единиц позволяет оптимизировать движение материальных потоков не только внутри отдельного склада, но и на других этапах их перемещения. Это достигается согласованием параметров складских единиц между всеми участниками логистической цепи. Использование единой складской единицы позволяет привести в соответствие разнообразное оборудование, тару, средства транспортировки, зоны приема и хранения участников движения материальных потоков, что значительно сокращает затраты.
Проектирование, оценка и выбор элементов, подсистем и логистической системы склада ведутся с помощью специальных компьютерных программ.
Естественно, что логистическая оптимизация складской деятельности возможна не только при создании новых складов, но и при рационализации действующих. Как мы уже говорили, с одной стороны, требования клиентов к работе складов растут очень быстро, а с другой - организация складской деятельности на уровне достижений современной логистики дает возможность экономить значительные средства.
Консолидация грузов — это этап их накопления и сортировки на складе компании-грузоперевозчика и непосредственно формирование партий разрозненных грузов, которые будут отправлены на одном транспортном средстве в одном направлении. Как правило, такие грузы принадлежат разным отправителям и предназначаются различным получателям.
Груз называется сборным в случае, когда одновременно выполняются три важных условия:
К примеру, контейнер или любой другой транспортный носитель имеет свою максимальную вместительность. Понятие сборного груза подразумевает, что в транспортном носителе будет перевозиться сразу несколько партий грузов различных заказчиков. Следовательно, каждый отдельно взятый груз должен быть по своему объему и весу меньше, чем весовые и объемные характеристики вместительности контейнера. Только в этом случае в контейнере останется нужное место для остальных грузов, которые входят в состав сборного груза. Если же параметры груза соответствуют всем требованиям сборных грузов по весу и объему, но груз едет в контейнере один, то в таком случае данный груз получает статус единичного в незаполненном контейнере.
Важнейшим этапом перевозки сборных грузов, бесспорно, является консолидация отдельных партий товаров и имущества. Консолидация грузов представляет собой процесс накопления и сортировки грузов на складе компании-грузоперевозчика и непосредственно формирование партий разрозненных грузов, которые в дальнейшем будут погружены в одно транспортное средство и отправлены в одном направлении. От того, насколько грамотно и тщательно проведена консолидация, зависит скорость отправки груза, его сохранность, а также экономия средств, как для самого клиента, так и для грузоперевозчика.
Процесс консолидации, как правило, включается в себя следующие этапы.
1) Забор грузов у заказчика. Данная дополнительная услуга очень популярна у клиентов транспортных компаний, потому что им не приходится тратить время на то, чтобы своими силами доставить груз на консолидированный склад организации. В том случае, если грузоотправитель предпочитает сэкономить и не считает нужным тратить деньги на оплату забора груза, он может самостоятельно доставить груз на склад грузоперевозчика в своем городе или же регионе.
Очень важно то, насколько технически оснащен склад. Невзирая на то, что некоторые объекты по габаритам довольно небольшие, весить они могут много. К таким объектам могут относиться разнообразная техника и материалы, оборудование. В данном случае для выполнения погрузочно-разгрузочных работ могут понадобиться разные краны и приспособления, например, гидравлическая тележка и электропогрузчик. Профессионализм грузчиков также играет очень важную роль, ведь склад несет ответственность за доверенный ему груз с самого этапа его разгрузки. Немного позже подписывают акт приемки, так что формально ответственность наступает после того, как оформили все необходимые документы. Однако компания, несущая ответственность за склад, всегда возмещает убытки, возникающие в процессе разгрузки.
Важно подчеркнуть, что крупные транспортные организации открывают консолидированные склады во всех областных центрах, покупая или арендуя помещения для склада. В результате, грузоперевозчики создают широкую сеть консолидированных складов, расширяя таким образом область своей деятельности вовлекая новых клиентов из различных районов и областей страны.
2) Обработка груза является очень важным этапом консолидации. В нее входят следующие операции:
Специалисты по логистике, занимающиеся составлением и анализом маршрута, контролируют оперативное формирование сборных партий грузов. К примеру, сборные грузы, которые отправляются в одном направлении, не обязательно должны иметь единый финальный пункт доставки. По пути транспортное средство заезжает на другие консолидированные склады в населенных пунктах, которые расположены по пути движения, и может доставлять грузы, адресованные получателям именно в этих городах. В качестве примера можно привести следующее: по дороге из Москвы в Архангельск автомобиль пересекает Ярославль, Вологду и прочие города, поэтому партия сборных грузов может включать в себя товары, предназначенные для доставки в эти населенные пункты.
Таким образом, груз называется консолидированным или сборным, когда различные партии товаров группируют для перевозки на одном транспортном средстве. Такие грузы, как правило, принадлежат разным отправителям и предназначены разным получателям. Важнейшим этапом перевозки сборных грузов является консолидация, т.к. от качества проведения консолидации зависит скорость отправки груза и его сохранность. Процесс консолидации включает в себя следующие этапы: забор груза у заказчика, доставку груза на склад, проверку всех транспортных и сопроводительных документов, экспертизу состояния груза, размещение груза на складе, упаковку груза, тарирование и сортировку груза
В соответствии с этой последовательностью операций по движению материального потока можно выделить три группы логистических операций управления:
-
управление поступлением товаров (снабжение запасами, контроль поставок, организация транспортных средств, осуществляющих доставку на склад, контроль качества); -
управление внутрискладскими операциями; -
управление сбытом товаров (оформление и экспедирование, организация транспортных средств, осуществляющих доставку получателям, контроль выполнения заказов, информационное и другое обслуживание получателей).
Склад должен работать в тесной взаимосвязи со службами закупок и продаж (производства). Координация деятельности со службой закупок обеспечивает планомерную поставку продукции на склад (оптимальность входных потоков). Склад выстраивает свою работу в соответствии с информацией, полученной от службы закупок, поэтому от ее своевременности, точности во многом зависит организация внутренних складских потоков.
Взаимодействие с отделом продаж (или производственными подразделениями, если склад обеспечивает сырьем производственный процесс) дает информацию о спросе покупателей, их составе, требованиях к обслуживанию, что необходимо для проектирования выполнения заказов на поставку, определения системы обслуживания клиентов. От эффективной информационной связи с отделом продаж зависит эффективность выполнения заказов, возможность обеспечивать рациональные маршруты и объемы партий доставки товаров.
Проектирование логистической системы складирования осуществляется в следующем порядке:
-
С учетом места склада в логистической цепи формулируются цель его деятельности и выполняемые функции; -
Устанавливается требуемый уровень технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая); -
Определяются элементы складской системы: складская единица (поддон, пачка и т.д.), способ складирования (в стеллажах, на поддонах и т.д.), складское оборудование, способ комплектования и отправки партий, способ внутрискладского перемещения товаров, информационная система и т.д.; -
Из этих элементов конструируются отдельные подсистемы склада -
Из созданных подсистем формируются варианты логистической складской системы; -
Производится оценка и выбор рационального с точки зрения эффективности достижения складской логистической системой цели деятельности.
Важным элементом складской системы является складская единица.
Складская единица - это количество грузов, над которым производятся логистические операции (погрузка, разгрузка, хранение, транспортировка и т.д.) без его дробления, т.е. как с единой массой. Например, пачка книг, стандартные ящики или поддоны, контейнеры и др.
Выбор складской единицы - очень важный вопрос, так как ее размеры влияют на характеристики складского оборудования и мест хранения. Стандартизация складских единиц позволяет оптимизировать движение материальных потоков не только внутри отдельного склада, но и на других этапах их перемещения. Это достигается согласованием параметров складских единиц между всеми участниками логистической цепи. Использование единой складской единицы позволяет привести в соответствие разнообразное оборудование, тару, средства транспортировки, зоны приема и хранения участников движения материальных потоков, что значительно сокращает затраты.
Проектирование, оценка и выбор элементов, подсистем и логистической системы склада ведутся с помощью специальных компьютерных программ.
Естественно, что логистическая оптимизация складской деятельности возможна не только при создании новых складов, но и при рационализации действующих. Как мы уже говорили, с одной стороны, требования клиентов к работе складов растут очень быстро, а с другой - организация складской деятельности на уровне достижений современной логистики дает возможность экономить значительные средства.
1.2 Понятие консолидированного груза
Консолидация грузов — это этап их накопления и сортировки на складе компании-грузоперевозчика и непосредственно формирование партий разрозненных грузов, которые будут отправлены на одном транспортном средстве в одном направлении. Как правило, такие грузы принадлежат разным отправителям и предназначаются различным получателям.
Груз называется сборным в случае, когда одновременно выполняются три важных условия:
-
Вес груза меньше максимально допустимого веса груза для перевозки в определенной грузовой единице (к примеру, железнодорожном или морском контейнере, кузове грузового автомобиля) -
Объем груза меньше максимально допустимого объема груза для транспортировки в определенной грузовой единице. -
Груз перевозится в определенной грузовой единице вместе с другими грузами.
К примеру, контейнер или любой другой транспортный носитель имеет свою максимальную вместительность. Понятие сборного груза подразумевает, что в транспортном носителе будет перевозиться сразу несколько партий грузов различных заказчиков. Следовательно, каждый отдельно взятый груз должен быть по своему объему и весу меньше, чем весовые и объемные характеристики вместительности контейнера. Только в этом случае в контейнере останется нужное место для остальных грузов, которые входят в состав сборного груза. Если же параметры груза соответствуют всем требованиям сборных грузов по весу и объему, но груз едет в контейнере один, то в таком случае данный груз получает статус единичного в незаполненном контейнере.
Важнейшим этапом перевозки сборных грузов, бесспорно, является консолидация отдельных партий товаров и имущества. Консолидация грузов представляет собой процесс накопления и сортировки грузов на складе компании-грузоперевозчика и непосредственно формирование партий разрозненных грузов, которые в дальнейшем будут погружены в одно транспортное средство и отправлены в одном направлении. От того, насколько грамотно и тщательно проведена консолидация, зависит скорость отправки груза, его сохранность, а также экономия средств, как для самого клиента, так и для грузоперевозчика.
Процесс консолидации, как правило, включается в себя следующие этапы.
1) Забор грузов у заказчика. Данная дополнительная услуга очень популярна у клиентов транспортных компаний, потому что им не приходится тратить время на то, чтобы своими силами доставить груз на консолидированный склад организации. В том случае, если грузоотправитель предпочитает сэкономить и не считает нужным тратить деньги на оплату забора груза, он может самостоятельно доставить груз на склад грузоперевозчика в своем городе или же регионе.
Очень важно то, насколько технически оснащен склад. Невзирая на то, что некоторые объекты по габаритам довольно небольшие, весить они могут много. К таким объектам могут относиться разнообразная техника и материалы, оборудование. В данном случае для выполнения погрузочно-разгрузочных работ могут понадобиться разные краны и приспособления, например, гидравлическая тележка и электропогрузчик. Профессионализм грузчиков также играет очень важную роль, ведь склад несет ответственность за доверенный ему груз с самого этапа его разгрузки. Немного позже подписывают акт приемки, так что формально ответственность наступает после того, как оформили все необходимые документы. Однако компания, несущая ответственность за склад, всегда возмещает убытки, возникающие в процессе разгрузки.
Важно подчеркнуть, что крупные транспортные организации открывают консолидированные склады во всех областных центрах, покупая или арендуя помещения для склада. В результате, грузоперевозчики создают широкую сеть консолидированных складов, расширяя таким образом область своей деятельности вовлекая новых клиентов из различных районов и областей страны.
2) Обработка груза является очень важным этапом консолидации. В нее входят следующие операции:
-
Тщательная проверка всех транспортных и сопроводительных документов, которые относятся к каждому конкретному грузу. На данном этапе проверяют, правильно ли заполнены документы, соответствуют ли они стандартам и нормам оформления РФ. Квалификация персонала компании здесь играет огромную роль, так как только специалисты способны практически сразу выявить ошибки в оформлении документов. В случае нахождения ошибки заказчик должен быстро их исправить. -
Экспертиза состояния груза. На этом этапе проверяют нынешнее состояние груза. Затем груз отправляют на ответственное хранение. -
Ответственное хранение представляет собой услугу временного размещения груза на складе. При этом у клиента нет необходимости арендовать целое складское помещение. Склад ответственного хранения принимает на хранение груз, состояние которого соответствует заявленным характеристикам. К примеру, чтобы принять на хранение продукты питания, следует выяснить, пригодны ли они к употреблению (не истек ли срок годности), цела ли упаковка. Важно отметить, что у склада должна быть лицензия на хранение такого рода продуктов. Требования здесь весьма серьезные, так как склад ответственен за груз, который принимает. -
Пересчет количества грузовых мест. После этапа экспертизы проверяют, соответствует ли действительное количество грузовых мест тем, что заявлены в сопроводительных документах. Если данные, которые указаны в документах, четко соответствуют реальности, груз принимается к последующим операциям. В другом случае заказчик просто переделывает сопроводительные документы на груз. К примеру, если груз повредится на пути к складу, его не примут со старыми сопроводительными документами по причине того, что реальное количество грузовых мест окажется меньше заявленного. Исправление ошибок в документах, как правило, не занимает много времени, поэтому заказчику не нужно беспокоиться о том, что процесс приемки груза может задержаться надолго. -
Оформление акта приемки груза. Данный этап хоть и занимает совсем мало времени, но играет важнейшую роль. Груз получает статус принятого на ответственное хранение после того, как работники консолидирующего предприятия и представители перевозчика подписали акт приемки. -
Размещения груза на складе до начала формирования сборного груза. Чтобы разместить груз, могут понадобиться как и обыкновенные стеллажи на складе, так и специализированные помещения, где строго контролируется температура и влажность. Место размещения груза зависит от типа груза. На складе грузы проверяются в нескольких случаях: в случае длительного хранения или в случае, когда груз является скоропортящимся и требует особого внимания. Каждый тип груза подразумевает свою периодичность проверки состояния. -
Перемещение груза на складе. Если склад сильно наполнен, может возникнуть необходимость в перемещении грузов внутри склада. Для каждого груза тщательно подбирают необходимое помещение, т.к. склад отвечает за хранение груза, а значит, именно он несет материальную ответственность. -
Упаковка груза. Как правило, заказчики привозят на склад или передают представителю компании заранее упакованный груз. Но как показывает практика, далеко не все знают правила и требования к упаковке, что может спровоцировать порчу груза в дороге. По этой причине, специалисты, которые занимаются консолидацией груза на складе компании, предлагают клиентам дополнительную упаковку груза. Это поможет доставить груз в целости и сохранности. Различают следующие виды упаковки груза: стрейч-пленка, мешок, воздушно-пузырьковая пленка, жесткая упаковка (обрешетка груза), картонная коробка, стреппинг лента, паллетный борт, сейф-пакет. -
Тарирование или определение точного веса груза. Тарирование представляет собой метод точного взвешивания груза с использованием рычажных весов и тарного груза для уравновешивания тела. В связи с тем, что цена доставки груза главным образом зависит от веса груза, его размера и расстояния доставки, этап тарирования очень важен для всех участников процесса. Данный этап дает возможность определить, сколько именно заплатит клиент за доставку своего груза в составе сборной грузовой партии. Специальная точная техника осуществляет взвешивание груза. Помимо этого, производится замерка по высоте, ширине, объему одного грузового места. После чего осуществляются окончательные расчеты, и выписывается счет. Важно отметить, что за доставку сборного груза может заплатить как отправитель, так и получатель. -
Ключевым моментом консолидации грузов является их сортировка. Сортировка дает возможность наиболее удобным образом разместить все грузы в одном транспортном средстве и сформировать партии однородных товаров (к примеру, электронные товары к электронным). Также сортировка позволяет рассортировать грузы в зависимости от направления их доставки. Это значит, что сначала работники консолидированного склада отбирают грузы, которые будут направлены, к примеру, в Архангельск или Краснодар. После этого сотрудники сортируют все выбранные партии по видам для обеспечения целостности груза. Важно не допустить смешивания, к примеру, бытовой химии с продуктами питания и т.д.
Специалисты по логистике, занимающиеся составлением и анализом маршрута, контролируют оперативное формирование сборных партий грузов. К примеру, сборные грузы, которые отправляются в одном направлении, не обязательно должны иметь единый финальный пункт доставки. По пути транспортное средство заезжает на другие консолидированные склады в населенных пунктах, которые расположены по пути движения, и может доставлять грузы, адресованные получателям именно в этих городах. В качестве примера можно привести следующее: по дороге из Москвы в Архангельск автомобиль пересекает Ярославль, Вологду и прочие города, поэтому партия сборных грузов может включать в себя товары, предназначенные для доставки в эти населенные пункты.
Таким образом, груз называется консолидированным или сборным, когда различные партии товаров группируют для перевозки на одном транспортном средстве. Такие грузы, как правило, принадлежат разным отправителям и предназначены разным получателям. Важнейшим этапом перевозки сборных грузов является консолидация, т.к. от качества проведения консолидации зависит скорость отправки груза и его сохранность. Процесс консолидации включает в себя следующие этапы: забор груза у заказчика, доставку груза на склад, проверку всех транспортных и сопроводительных документов, экспертизу состояния груза, размещение груза на складе, упаковку груза, тарирование и сортировку груза