Файл: Примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен (4 семестр).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


*юридическая. Юридическая функция состоит в том, что Конституция:

а) рассматривается в качестве основного источника права, главным регулятором важнейших общественных отношений;

б) является ядром правовой системы (становится основой правопорядка в обществе): занимает особое положение среди норм действующего права, имеет характер прямого действия, составляет нормативную основу законодательства страны;

в) непосредственно порождает права и обязанности;

г) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.

*внешнеполитическая; заключается в том, что Конституция:

-закладывает основные направления внешней политики

-служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира

*гуманистическая она состоит в том, что в конституции воплощены общечеловеческие ценности, право и свободы, характерные для цивилизационного общества, конституция провозглашает что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Юридические свойства Конституции –ее признаки как Основного закона государства, призванные подчеркнуть особенную правовую природу и уникальность конституции

Основные юридические свойства Конституции:

*Конституция - основной закон государства;

*юридическое верховенство;

*база текущего законодательства;

*стабильность (особый порядок принятия и изменения);

*учредительный характер;

*итоговый характер;

*наличие программных положений.

Любая Конституция - это закон и имеет все признаки закона. Конституция - общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме. Он закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства; рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.

Как правило, Конституция - это один нормативно-правовой акт. По своему значению - Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.


  1. Верховенство и юридическая сила Конституции РФ.

Верховенство Конституции означает, что Конституция в целом и ее отдельные нормы имеют самую высокую юридическую силу в системе источников права. Конституция сама провозглашает себя актом верховного права. В Конституции 1993 г. (ч. 1 ст. 15) закреплено, что она имеет высшую юридическую силу. В ряде других норм Конституции 1993 г. раскрывается содержание тезиса о верховенстве, или высшей юридической силе, Конституции. Закреплено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). А если все-таки они противоречат Конституции, то не могут применяться и признаются не соответствующими Конституции.


Юридическими гарантиями верховенства Конституции РФ является особый порядок ее охраны. Конституция - база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им противоречить.

Свойство Конституции быть базой для текущего законодательстваозначает, что положения Конституции РФ 1993 г. определяют развитие всего законодательства. Это проявляется в том, что:

а) Конституция содержит нормы-принципы для всех отраслей российского законодательства. Например, ст. 37 закрепляет право на труд и право на отдых;

б) Конституция разграничивает сферы действия федерального законодателя и законодателя субъектов РФ;

в) Конституция РФ содержит так называемые бланкетные (отсылочные) нормы, которые предопределяют необходимость принятия тех или иных федеральных законов. Так, согласно ч. 2 ст. 114, порядок деятельности Правительства РФ определяется ФКЗ, а полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ согласно ч. 5 ст. 129 Конституции РФ определяются ФЗ;

  1. Процедура пересмотра Конституции РФ. Конституционные поправки.

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.



Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

  1. Правовая охрана Конституции РФ.

Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимается совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. В этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану Конституции в различных формах.

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.


Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

  1. Экономические основы конституционного строя.

Экономическая система общества – совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в обществе. Это отношения:

○ производства,

○ обмена,

○ распределения

КРФ исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики (хотя он не нашел в ней своей четкой формулировки) – это сочетание саморегулирования общества с необходимой степенью государственного регулирования.

Гос.регулирование (свобода конкуренции, запрет монополизма) не должно вести к насилию по отношению к естественным процессам экономического развития.

КРФ закрепляет основные принципы:

*Свобода экономической деят-ти (ч.1 ст.8) – разнообразие форм собственности, свобода ППД, свобода труда.

*Единство экономического пространства – исключение таможенных барьеров и других преград для экономического сотрудничества.

*Собственность – исходная база эк-их отношений. Существует а) частная, б) гос-ая, в) муниципальная собственность (ч.2 ст.8). Каждый вправе иметь имущество в соб-ти, владеть, пользоваться, распоряжаться им единолично или совместно с другими лицами (ч.2 ст.35)

*Свобода ППД – КРФ устанавливает свободное использование способностей и имущества для ППД, разрешенной законом (ч.1 ст.34). ППД может осуществляться индивидуально или коллективно, необходима лицензия (ФРС – Федеральная Регистрационная Служба, орган Юстиции)

*Свобода конкуренции – обязательный элемент рынка

*Создание кооперативов, что поощряет государство

*Инвестиции – свобода обмена, либерализация цен, свобода торговли

*Труд свободен (ст.37)

Экономическую основу конституционного строя РФ составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношении. Участниками их выступают частные субъекты хозяйствования, которые находятся между собой в отношениях конкуренции. РФ поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.


"В РФ, - указывается в Конституции РФ (ст. 8), - гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности".

  1. Политические и идеологические основы конституционного строя.

  2. Социальные основы конституционного строя.

  3. Прямая демократия; понятие, юридическая природа, формы.

  4. Референдум, его виды, законодательное регулирование.

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В РФ принимают участие все граждане рФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.