Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Психология делового общения:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................5
Глава I
ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.................7
§ 1. Определение понятия "общение".
Структура и средства общения..................................................................8
§ 2. Характеристика и содержание общения.
Механизмы воздействия в процессе общения..............................12
§ 3. Перцептивная сторона общения................................................16
3.1. Первое впечатление...........................................................16
3.2. Длительное общение.........................................................22
3.3. Наши поступки в общении...................................................25
3.4. Самоподача в общении.......................................................26
§ 4. Коммуникативная сторона общения............................................30
§ 5. Интерактивная сторона общения................................................37
§ 6. Стили общения........................................................................42
Психологический практикум............................................................47
Глава II
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ.......................................56
§ 1. Деловая беседа как основная форма делового общения..............57
§ 2. Вопросы собеседников и их психологическая сущность...............61
§ 3. Парирование замечаний собеседников.......................................63
§ 4. Психологические приемы влияния на партнера............................68
Психологический практикум............................................................76
Глава III
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА............79
§ 1. Создание благоприятного психологического климата
во время переговоров...............................................................79
§ 2. Выслушивание партнера как психологический прием..................83
§ 3. Техника и тактика аргументирования..........................................86
§ 4. Формирование переговорного процесса....................................90
§ 5. Национальные стили ведения деловых переговоров....................94
Психологический практикум............................................................96
Глава IV
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ... 101
§ 1. Из истории ораторского искусства...........................................101
§ 2. Подготовка к выступлению.......................................................104
§ 3. Как завоевать внимание аудитории...........................................108
§ 4. Риторические приемы в публичном выступлении......................115
Глава V
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.....120
§ 1. Кинесические особенности невербального общения
(жесты, позы, мимика)................................!.....................................121
§ 2. Проксемические особенности невербального общения...................131
§ 3. Визуальный контакт...........................................................................137
§ 4. Психологические и паралингвистические особенности
невербального общения...................................................................140
§ 5. Межнациональные различия невербального общения......................148
Психологический практикум....................................................................150
Глава VI
СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ...................153
§ 1. Из истории происхождения спора.....................................................155
§ 2. Определение понятий "спор", "дискуссия", "полемика".
Классификация видов спора.............................................................158
§ 3. Культура спора..................................................................................162
3.1. Предмет спора...........................................................................162
3.2. Позиции полемистов..............................'....................................164
3.3. Употребление понятий...............................................................164
3.4. Поведение участников спора.....................................................165
3.5. Индивидуальные особенности участников спора.......................167
3.6. Национальные и культурные традиции.......................................168
3.7. Уважительное отношение к оппоненту.......................................169
3.8. Выдержка и самообладание в споре..........................................170
§ 4. Психологические приемы убеждения в споре...................................171
4.1. Приемы воздействия на участников спора...........................171
4.2. Вопросы в споре и виды ответов........................................174
4.3. Нечестные приемы...........................................................178
4.4. Позволительные и непозволительные уловки......................179
Психологический практикум..........................................................186
Глава VII
ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.................................................................195
§ 1. Модели поведения............................................................................197
§ 2. Тактика общения...............................................................................203
Психологический практикум....................................................................213
Заключение.................................................................................................
216
Словарь основных психологических понятий..........................................217
Список литературы.....................................................................................222
ВВЕДЕНИЕ
Представляемая читателю книга — первый опыт создания учебного пособия для студентов по психологии делового общения. Ее актуальность обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. То обстоятельство, что данная дисциплина преподается теперь в ряде государственных и негосударственных вузов, определяет необходимость издания настоящего пособия.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек—человек" — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.
Данное учебное пособие выполнено на основе исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных и взаимоотношений в профессиональной деятельности.
Автор ставил своей задачей систематизацию имеющегося материала, структурирование его в более удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющимися учебными программами.
Особенностью настоящего учебного пособия является его комлексный характер (деловое и неформальное общение рассматрива-
ются в тесной взаимосвязи). Зачастую на практике трудно разделить эти два вида общения или провести между ними жесткую границу. Именно поэтому глава I посвящена проблеме общения в целом, в ней дается определение понятия "общение", рассматриваются виды и формы общения, его структура и психологические механизмы, а также стили общения. Материал широко иллюстрируется конкретными примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций в такой форме, в которой эти примеры близки, доступны и легко узнаваемы читателем. В последующих главах рассматриваются психологические приемы, которые читатели могут использовать в своей конкретной практике.
В конце каждой главы помещен психологический практикум. С какой целью это сделано? Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах. Подобному самоуправлению способствует тестирование. Приведенные в психологическом практикуме тесты и задания выполняют двойственную роль: помогают аккумулировать определенную информацию о себе и пробуждают интерес к собственной личности. Этот интерес будет проявляться и во время тестирования, и после него, так как ответы на поставленные вопросы заставляют задуматься и присмотреться к себе. Польза тестов не только в получении информации о себе, но и в определении личностных резервов.
Главная задача данного учебного пособия — помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области делового общения. Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.
В пособии представлен словарь основных психологических понятий, обращение к которому будет способствовать усвоению материала. Кроме того, в пособии помещен список литературы, знакомство с которой предоставит читателю возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы.
Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно всем, кто интересуется психологией делового общения, кто постоянно работает над собой и стремится к успеху. Восточная мудрость гласит: "Знать, чтобы уметь". Я буду рада, если знакомство с этой книгой принесет вам знания, а использование психологических приемов даст умения. Именно поэтому, если читатель в итоге почувствует радость и гармонию в общении с друзьями, коллегами, партнерами, а также с незнакомыми людьми — автор будет считать свою задачу выполненной. В добрый путь!
Глава I
ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что они не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие "общение" свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия "общение" приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.
И все-таки, что же такое общение? Мы определим это понятие для того, чтобы знать, о чем же здесь дальше пойдет речь. Это следует сделать потому, что всякий разговор о чем-либо не может быть плодотворным, если заранее не договориться о его предмете. В таком случае каждый будет говорить о своем, и взаимопонимание не будет достигнуто.
Общение — это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из, нас знаком с такими привычными словосочетаниями, как "общение с искусством", "общение с ЭВМ", "общение с животными" и т.д. Довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, как говорил выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю.
К сожалению, научные представления об общении достаточно противоречивы. Имеется большое количество монографий и науч-
ных исследований по проблеме общения, но проблема делового общения в отечественной литературе остается практически неизученной'.
Мы не ставили своей задачей предложить новую трактовку проблемы общения, а сделали попытку на основе имеющихся научных и научно-популярных отечественных и зарубежных публикаций систематизировать материал в удобной и легкой для применения форме с целью его более эффективного усвоения.
§ 1. Определение понятия "общение". Структура и средства общения