Файл: Эссе Как я реализую компетентностный подход на учебных занятиях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе «Как я реализую компетентностный подход на учебных занятиях»
Один из приоритетов национальной образовательной политики, переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу в настоящее время является одним из приоритетов национальной образовательной политики.
Компетентностный подход подразумевает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется как способность учащихся строить собственное образование с учетом успешности в личной и профессиональной деятельности.
Главная задача компетентностного подхода – усиление практической направленности образования за пределами ограничений знаний, умений и навыков.
Инициатива модернизации российского образования определяет цели современного профессионального образования, а именно: подготовка конкурентоспособных профессионалов, способных мыслить и действовать системно, обладающих креативностью, лидерскими качествами, инициативностью и самостоятельностью, так называемыми ключевыми или «гибкими» компетенциями. В связи с этим термины «компетенция» и «компетентность» становятся все более распространенными в образовании.
Определения понятий «компетенция» и «компетентность» различны, причем разные авторы предлагают свои собственные идеи и подходы. Компетенция – способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания, порождая новые (Д.А .Иванов).
Компетентность – это обобщенная характеристика личности, включающая когнитивные (знания), операционально-технические (навыки, умения), мотивационные ценности, этнические, социальные и поведенческие элементы. Морально-психологические установки, работающие на развитие компетентности (креативная педагогика).
Компетентность – обобщенная характеристика, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этническую, социальную и поведенческую составляющие личности. Морально-психологический настрой на работы, направленные на расширение компетенций (креативная педагогика).
Под «компетентностью» обучаемых С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность». В.С. Безрукова под компетентностью понимает – «овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения». В рамках образовательного процесса В.В .Краевский и А.В. Хуторской под
образовательными компетенциями понимают знания, умения и способы действия.
В результате компетенция обучающегося понимается как способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни с помощью знаний, навыков и компетенций, приобретенных в процессе обучения. Эта компетенция только развивается, а не передается в виде знаний.
Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время знания сами по себе не являются целью обучения, а лишь основой для целесообразной и осмысленной деятельности обучающегося в мире.
Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на новое видение целей профессионального образования и оценку результатов и предъявляет свои требования к другим компонентам образовательного процесса (содержанию, образовательным технологиям, инструментам управления и оценки). Основной целью является разработка и внедрение технологий обучения, создающих ситуации, в которых студенты участвуют в различных видах деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, дебаты и выполнение проектов).
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля. Эти специалисты должны быть конкурентоспособными на рынке труда, компетентными, знающими свою профессию, ориентированными на соответствующую сферу деятельности и способными к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Основная задача над которой я работаю – это формирование профессиональных компетенций и (особо хочу подчеркнуть) коммуникативной и рефлексивной компетенций в рамках освоения ФГОС СПО 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Последние, на мой взгляд, являются значимыми не только в профессиональной деятельности выпускников, но и в повседневной, общественной жизни человека.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: поддерживать контакт в общении; выражать мысли в форме монолога и диалога; слушать других, проявляя уважение и терпимость к их взглядам; культурно выражать, аргументировать и отстаивать свои взгляды,
оценивать успешность ситуации общения; правильно завершать ситуацию общения.
Рефлексивная компетентность выражается в самоанализе деятельности, выполненной каждым учеником в конце урока или задания, оценке степени решения проблемы, обсуждении дальнейших перспектив, рефлексии процесса мышления, размышлении над задачами, о которых знаний недостаточно, комфортном и психологическом состоянии ученика в процессе работы.
Я считаю невозможным достижение поставленных мною целей без осознания студентами того, что преподаватель и студенты являются равноправными партнерами и участниками учебного процесса. По этой причине практически все мои занятия проходят в форме учебных диалогов, некоторые из которых направлены на решение производственных ситуаций. Лекции часто проводятся по традиционной системе, некоторые из них используют презентации для «сжатия» объема излагаемой информации. Я провожу время в диалоге со студентами, обсуждая представленный на занятиях материал и пытаясь использовать их «производственный» опыт, полученный на практике, их личные мнения и видение той или иной ситуации. Иногда очень трудно мотивировать студентов к общению, но не всегда все получается.
Педагог должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. Каждый из нас должен постоянно совершенствоваться, и «расти» на высоком уровне, тогда и обучающиеся будут успешными и востребованными в современном обществе.
Переход от традиционной парадигмы к компетентностному обучению у меня не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен не просто «получить знания», а уметь «применить» их в практическое деятельности, в жизненных ситуациях».