Файл: План внеурочной деятельностиобучающихся 19 классов Пояснительная записка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План внеурочной деятельностиобучающихся 1-9 классов
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
Создание материально-технической базы внеурочной деятельности определяется требованиями:

Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом
Минобрнауки от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер
17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрированы в
Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом
Минобрнауки от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер
17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрированы в
Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);

Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. № 989, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003г., регистрационный номер 4594;

Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
(утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г., № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676).


Кадровые условия

укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников;

непрерывность профессионального развития педагогических работников;

использование возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта;

привлечение родительской общественности и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.
Программно – методическое обеспечение соответствует требованиям ФГОС.
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности в течение пяти лет обучения: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное направление, общеинтеллектуальное направление, общекультурное направление.
Цель и задачи внеурочной деятельности:
Цель: Создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития учащихся второй ступени образования, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
Обучающие

Развитие познавательного интереса, включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Углубление содержания, форм и методов занятости, учащихся в свободное от учёбы время.

Приобретение определенных знаний, умений по видам деятельности, предусмотренных данной программой.

Развитие мотиваций к следующим видам деятельности: спортивной, интеллектуальной, эстетической, патриотической, социальной.

Освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Воспитательные

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.


Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.
Развивающие

Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.

Развитие личности школьника, его творческих способностей.

Формирование потребности в самопознании.
Организационные

Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями,
ДДТ, спортивной школой, школой искусств, библиотеками, семьями учащихся.

Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

Организация информационной поддержки учащихся.

Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, интенсивы) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, соревнования, блоки-интенсивы по подготовке к традиционным школьным мероприятиям и т. д. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса, содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность позволяет решить следующие задачи:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.


Ориентирами в организации внеурочной деятельности в 1-9 классах являются:

запросы родителей и обучающихся;

приоритетные направления деятельности школы в современных условиях;

требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и начального общего образования.

интересы и склонности педагогов;

рекомендации психолога.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети проводят экскурсионную работу в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Все формы внеурочной деятельности ориентированы на использование технологии «проектная деятельность», поисковые и научные исследования, подведение итогов при завершении разделов рабочей или надпредметной программ в форме круглых столов, конференций, диспутов, заседаний научных обществ, олимпиад, соревнований, общественно-полезной практики.
Руководители кружков, классные руководители организовывают занятия блоками-интенсивами. Внеурочная деятельность может использоваться для закрепления и практического применения отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7) трудовая (производственная), общественно-полезная деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Модель внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность осуществляется с использованием элементов оптимизационной модели и модели, осуществляемой классными руководителями, т.е. является смешанной:
 учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, школьные научные общества, учебные научную исследования и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
 дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования);
 интенсивы внеурочной деятельности (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
 деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога и др.) в соответствии с должностными обязанностями квалифицированных характеристик должностей работников образования.
 Модель предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов, в ее реализации принимают участие все педагогические работники.
 Координирующую роль в отношении учеников конкретного класса выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
 взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом;
 организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
При организации внеурочной деятельности соблюдаются следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей, обучающихся и их родителей. Для этого выявляются запросы родителей и обучающихся, соотносятся запросы с кадровым ресурсом, особенностями программы развития.
2.Принцип преемственности заключается в выборе обязательного направления деятельности, которое продолжится в основной школе. Проектная деятельность в виде клуба или научного общества в основной школе.
3.Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности предполагает реализацию на каждой ступени всех пяти направлений развития личности.
4.Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития. Школа является социокультурным центром, реализует модель адаптивной школы.
5. Принцип учета УМК, использованного в образовательном процессе.
Модель внеурочной деятельности учитывает перспективу перехода всей школы на ФГОС, что позволит ее реализацию в группах, объединяющих учащихся всей ступени.


Условия реализации модели внеурочной деятельности:
 содержание рабочих программ, входящих в модель внеурочной деятельности, должно соответствовать возрастным возможностям школьников;
 внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, в самоуправлении и общественно-полезной деятельности;
 название и программное содержание внеурочных форм соответствуют направлению воспитательной деятельности;
 планируемые воспитательные результаты достаточно конкретизированы, соответствуют содержанию рабочих программ и дифференцированы по уровням их достижения;
 структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности;
 предлагаемые формы контроля результатов не должны являться формами контроля учебных достижений, предпочтительно учитывать спортивные и творческие успехи учащихся, уровень их социальной активности;
 в рабочих программах указываются способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика;
 разработан определенный режим и расписание проводимых занятий;
 помимо учебных кабинетов для внеурочной деятельности активно используются игровые уголки, спортзал, компьютерные классы, актовый зал, библиотечно-информационный центр, музей, помещения дополнительного образования.
Для реализации внеурочной деятельности программы курсов предполагают, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками «интенсивами».
Внеурочная деятельность в школе осуществляется через базовую модель с использованием элементов оптимизационной модели и модели, осуществляемая классным руководителем, т.е. является смешанной. Модель предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов, в ее реализации принимают участие все педагогические работники.
Внеурочная деятельность (далее ВУД) реализуется в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества, клубы по интересам, студии, школы, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, блоки
«интенсивы» и т.д.). Все занятия проводятся в отличных от урока формах и способствуют достижению метапредметных и личностных результатов.
Для реализации внеурочной деятельности программы курсов предполагают, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками «интенсивами».
В отличие от обычных традиционных плановых занятий, участники за время «интенсива» получают опыт в нескольких параллельных формах работы, которые стимулируют творческий процесс и дают место для обмена социальным и эмоциональным опытом.
«Интенсив» внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.


В форме интенсива проводятся все занятия, направленные на подготовку к участию в традиционных школьных мероприятиях:
 Акция «Чистый двор»;
 Книжный букет;
 Фестиваль народов мира;
 Новогоднее представление;
 Фестиваль рекламы книги;
 Экологический десант в подшефный парк Дубки;
 Акция по благоустройству школьного двора «Ждем весну!»;
 Экологический десант «Июнь на школьных клумбах».
Учебный план и план внеурочной деятельности являются неотъемлемыми частями ООП НОО, ООО и дополняют друг друга.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности в 1-4 классах
Социальное направление, так же как и духовно-нравственное направление представлено следующими курсами в форме еженедельных занятий: «Перволого» (34 часа – 2а), «Учусь создавать проект» (34 часа – 2абвд, 3абв), клуб общения
«Коллективное чтение» (по 33 часа – 1 классы, по 34 часа –4 классы);
«Коллективное чтение» – время, отведённое для самостоятельного чтения учащихся под руководством учителя.
Данный курс имеет общекультурную направленность и реализуется через систему урочных и внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценностной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут постигать весь спектр универсальных учебных действий.
«Коллективное чтение» направлено на коррекцию эмоционального, интеллектуального, личностного развития детей, развитие их сознания и самосознания с помощью литературы и творческого общения, на формирование и воспитание потребности в чтении, самовоспитании, саморазвитии. С этой целью для прочтения и обсуждения привлекается эмоционально насыщенный, художественно полноценный материал (отечественная и мировая литературная классика) с учетом возрастных особенностей детей, организуется самостоятельная деятельность детей, создающая благоприятные условия для развития их творческих способностей, пробуждения активности, развития их творческого потенциала.
Содержание каждого занятия содействует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное, развивать настойчивость.
Блоками «интенсивами»:

Выполнение социальных проектов;

Участие в общественно полезном труде;