Файл: Акaдемия государственной противопожарной службы министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АКAДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Кафедра кадрового, правового и психологического обеспечения ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПС ГПС по дополнительной профессиональной программе Совершенствование деятельности пожарно-спасательных подразделений Автор доцент кафедры к.филос.н. Спирина Е.Н. должность, ученая степень, ученое звание специальное звание, инициалы и фамилия автора) Обучающиеся Руководящий состав пожарно-спасательных частей ФПС ГПС по субъектам РФ направление, квалификация) Обсуждена на заседании кафедры Протокол №2 от г. Москва 2020
ЛЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПС ГПС Вопросы История развития экстремальной психологии. Связь экстремальной психологии с другими науками.
2. Понятие экстремали.
3. Представления о кризисах. Психика человека, вовлеченного в экстремальную ситуацию, является объектом изучения экстремальной психологии. Экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных, или непривычных, условиях существования Экстремальная психология возникла в конце XX в, синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, военной, юридической, морской, полярной психологии то есть, это психология экстремальных видов деятельности. Проблемы поведения человека в опасных условиях и подготовки его к ним начали привлекать к себе внимание, прежде всего военных, и нашли отражения в трудах А.В. Суворова, Наполеона Бонапарта, Карла Клаузевица и других военачальников. Характер научных исследований они приобрели у военных психологов вначале века, а признаки отрасли психологической науки экстремальная психология начала приобретать во второй половине того же века с развитием авиационных и космических полётов, подводного плавания, одиночных плаваний путешественников, пребывания людей в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня, жизни в подземелье и т.д. Свой вклад в это внесли юридические психологи, отмечавшие серьезные психологические трудности и изменения улиц, находившихся в условиях длительной тюремной изоляции. Возникновение экстремальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки впервые было зафиксировано в
2. Понятие экстремали.
3. Представления о кризисах. Психика человека, вовлеченного в экстремальную ситуацию, является объектом изучения экстремальной психологии. Экстремальная психология — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных, или непривычных, условиях существования Экстремальная психология возникла в конце XX в, синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, военной, юридической, морской, полярной психологии то есть, это психология экстремальных видов деятельности. Проблемы поведения человека в опасных условиях и подготовки его к ним начали привлекать к себе внимание, прежде всего военных, и нашли отражения в трудах А.В. Суворова, Наполеона Бонапарта, Карла Клаузевица и других военачальников. Характер научных исследований они приобрели у военных психологов вначале века, а признаки отрасли психологической науки экстремальная психология начала приобретать во второй половине того же века с развитием авиационных и космических полётов, подводного плавания, одиночных плаваний путешественников, пребывания людей в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня, жизни в подземелье и т.д. Свой вклад в это внесли юридические психологи, отмечавшие серьезные психологические трудности и изменения улиц, находившихся в условиях длительной тюремной изоляции. Возникновение экстремальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки впервые было зафиксировано в
словаре Психология, вышедшем под общ. ред. А.В. Петровского, МГ.
Ярошевского во м издании в 1990 году. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, пережившего или переживающего чрезвычайные обстоятельства, таки направления, методы техники и приёмы психологической помощи. Предметом ее изучения являются негативные психологические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов (стресс, фрустрация, кризис, конфликт и др) и другие психические феномены. К задачам психологии экстремальных ситуаций относятся
1) анализ и классификация различных психологических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий
2) разработка и совершенствование психодиагностики, психотехники воздействия и процедуры оказания экстренной психологической помощи с учётом специфики ЧС. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
1. Монотония распорядок дня и характер деятельности не меняется на протяжении долгого времени. Опасно тем, что снижается внимание, возникает скука и апатия. В отличие от обычной усталости, монотония, как состояние, проходит сразу после смены деятельности. Если состояние однообразия возникает в экстремальной ситуации, то это может свести человека сума или спровоцировать суицид. Например, при многодневном дрейфовании в море после кораблекрушения. Измененная пространственная структура дезориентация. Человек не понимает, где он находится, и куда ему идти. Состояние характерно для экстремальной ситуации с потерей ориентации и маршрута. Характерно для заблудившегося человека.
3. Измененная временная структура – отсутствие точки отсчёта времени.
Ярошевского во м издании в 1990 году. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, пережившего или переживающего чрезвычайные обстоятельства, таки направления, методы техники и приёмы психологической помощи. Предметом ее изучения являются негативные психологические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов (стресс, фрустрация, кризис, конфликт и др) и другие психические феномены. К задачам психологии экстремальных ситуаций относятся
1) анализ и классификация различных психологических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий
2) разработка и совершенствование психодиагностики, психотехники воздействия и процедуры оказания экстренной психологической помощи с учётом специфики ЧС. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
1. Монотония распорядок дня и характер деятельности не меняется на протяжении долгого времени. Опасно тем, что снижается внимание, возникает скука и апатия. В отличие от обычной усталости, монотония, как состояние, проходит сразу после смены деятельности. Если состояние однообразия возникает в экстремальной ситуации, то это может свести человека сума или спровоцировать суицид. Например, при многодневном дрейфовании в море после кораблекрушения. Измененная пространственная структура дезориентация. Человек не понимает, где он находится, и куда ему идти. Состояние характерно для экстремальной ситуации с потерей ориентации и маршрута. Характерно для заблудившегося человека.
3. Измененная временная структура – отсутствие точки отсчёта времени.
Это экстремальное состояние возникает в условиях замкнутого пространства, космоса или полярных дня и ночи. Нет восхода или заката, по которым можно определить, сколько прошло время. Для спелеологов и аквалангистов это обычное рабочее состояние. Также сопутствует боевым действиям солдатне может определить, сколько длился бой.
4. Ограничения личностно-значимой информации – тяжело переносить ситуацию, в которой нет возможности получить информацию о близких и родных. Возникает состояние тревожности.
5. Одиночество – отсутствие контактов тяжело влияет на психику, поскольку человек является социальным существом. Известно несколько случаев, когда человек выживал только благодаря тому, что рядом было животное, с которым он говорил. Поведение существа и было той самой ответной реакцией, без которой человеку тяжело выжить вообще.
6. Групповая изоляция. Способствует информационной истощаемости партнеров по общению. Когда нет возможности побыть немного в одиночестве, а это необходимо для сохранения своей способности автономно действовать, возникает агрессия. Она может спровоцировать кого-то из группы на убийство.
7. Угроза для жизни – это мощный стрессовый фактор, порог которого может быть значительно выше того, который есть у человека.
Если угроза существует постоянно, то высок риск возникновения суицидальных мыслей, или наоборот – повышенная агрессия, проявления которой опасны для жизни других людей. ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСОВ Экстремальная психология тесно связана не только с психологией труда и профессий, но и с кризисной психологией. Существует ряд классификаций жизненных кризисов индивида. Ряд из них являются естественными для любого человека, ив той или иной степени выражены у всех. Другие же определяются уникальным жизненным опытом человека. Для сотрудников экстремальных профессий характерны не только нормативные, естественные кризисы, но и те, которые вызваны прохождением профессионала
4. Ограничения личностно-значимой информации – тяжело переносить ситуацию, в которой нет возможности получить информацию о близких и родных. Возникает состояние тревожности.
5. Одиночество – отсутствие контактов тяжело влияет на психику, поскольку человек является социальным существом. Известно несколько случаев, когда человек выживал только благодаря тому, что рядом было животное, с которым он говорил. Поведение существа и было той самой ответной реакцией, без которой человеку тяжело выжить вообще.
6. Групповая изоляция. Способствует информационной истощаемости партнеров по общению. Когда нет возможности побыть немного в одиночестве, а это необходимо для сохранения своей способности автономно действовать, возникает агрессия. Она может спровоцировать кого-то из группы на убийство.
7. Угроза для жизни – это мощный стрессовый фактор, порог которого может быть значительно выше того, который есть у человека.
Если угроза существует постоянно, то высок риск возникновения суицидальных мыслей, или наоборот – повышенная агрессия, проявления которой опасны для жизни других людей. ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСОВ Экстремальная психология тесно связана не только с психологией труда и профессий, но и с кризисной психологией. Существует ряд классификаций жизненных кризисов индивида. Ряд из них являются естественными для любого человека, ив той или иной степени выражены у всех. Другие же определяются уникальным жизненным опытом человека. Для сотрудников экстремальных профессий характерны не только нормативные, естественные кризисы, но и те, которые вызваны прохождением профессионала
через различные экстремальные ситуации, оставляющие в нем свой заметный мировоззренческий след. Итак, кризисы можно разделить на Нормативные
• возрастные,
• профессиональные,
• жизненные,
• личностные
Ненормативные (в т.ч. невротические
Ненормативные кризисы являются следствием резких изменений внешних условий жизни личности. Такие кризисы могут быть вызваны самыми разными событиями, в том числе чрезвычайными ситуациями. По поводу нормативных кризисов существует несколько концепций. В.И.
Слободчиков определяет специфику возраста как смену режима индивидуальной жизни, как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов
1) кризисы рождения (так жить нельзя
2) кризисы развития (хочу быть, как ты, поиск новых способов самоопределения. Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека
1. Кризис вырывания корней (18-22 лет) характеризуется следующим. Позиция молодого человека часто выражается в девизе Я знаю, чего хочу. Юноша нередко впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая - обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие. Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной степени, и тогда ударит больнее, - пишет Г.Шихи
2. Искания в двадцать лет (23 года. Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что должно. Но это должно сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. Типичное
• возрастные,
• профессиональные,
• жизненные,
• личностные
Ненормативные (в т.ч. невротические
Ненормативные кризисы являются следствием резких изменений внешних условий жизни личности. Такие кризисы могут быть вызваны самыми разными событиями, в том числе чрезвычайными ситуациями. По поводу нормативных кризисов существует несколько концепций. В.И.
Слободчиков определяет специфику возраста как смену режима индивидуальной жизни, как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов
1) кризисы рождения (так жить нельзя
2) кризисы развития (хочу быть, как ты, поиск новых способов самоопределения. Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека
1. Кризис вырывания корней (18-22 лет) характеризуется следующим. Позиция молодого человека часто выражается в девизе Я знаю, чего хочу. Юноша нередко впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая - обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие. Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной степени, и тогда ударит больнее, - пишет Г.Шихи
2. Искания в двадцать лет (23 года. Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что должно. Но это должно сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. Типичное
заблуждение двадцатилетних - убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным. Два основных импульса в период такого кризиса а) создать комфорт и безопасность по готовому образцу (но такие люди чувствуют себя словно взаперти б) стремление экспериментировать (но здесь можно растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде. Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания - их девиз Это не я. Я совсем другой.
3. Попытка осознать свои тридцать (30 лет. Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказался неудачным - стремление обвинить в этом всех и вся. Основная критика прежних выборов не было места для карьеры, слишком фантастичные выборы (хочу стать Президентом Часто возникает стремление начать все сначала. Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом.
4. Кризис середины жизни (35-37 лет) - наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Время начинает сокращаться. Усиливается ощущение того, что независимо оттого, что мы делали до сих пор, в насесть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвется наружу. Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор - это ее последний шанс, но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди. В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед. Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется И это все Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется потребность в развитии этической грани личности.
5. Обновление или покорность (проблема 45 лет. Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, ток годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные
3. Попытка осознать свои тридцать (30 лет. Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказался неудачным - стремление обвинить в этом всех и вся. Основная критика прежних выборов не было места для карьеры, слишком фантастичные выборы (хочу стать Президентом Часто возникает стремление начать все сначала. Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом.
4. Кризис середины жизни (35-37 лет) - наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Время начинает сокращаться. Усиливается ощущение того, что независимо оттого, что мы делали до сих пор, в насесть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвется наружу. Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор - это ее последний шанс, но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди. В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед. Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется И это все Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется потребность в развитии этической грани личности.
5. Обновление или покорность (проблема 45 лет. Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, ток годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные
отношения друзья вырастают и уходят дети становятся незнакомыми людьми карьера превращается просто в работу. Все эти события будут ощущаться как несостоявшиеся. Новый кризис появится где-то к 50-ти годам. Но если человек обретет для себя новую цель (смысл, то эти годы могут стать лучшими в жизни. Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает ЭФ.
Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического. Общая схема соотношения разных типов кризисов а) нормативные кризисы кризисы психического развития кризисы профессионального становления - это все возрастные кризисы б) ненормативные (необязательные) кризисы критические потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы, невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, те. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы. Наиболее исследованы в отечественной психологии кризисы закономерные, нормативные. Ненормативные же кризисы изучены гораздо меньше. Задача экстремальной психологии, в том числе, помочь прохождению человека через ненормативные жизненные кризисы и, при возможности, попытаться предотвратить их. Литература
1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных Под общей ред. ЮС. Шойгу. М Смысл, 2007. – 319 с.
Имеется в библиотеке в количестве 70 экземпляров и является основным пособием поданному курсу.
2.
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации (Справочник практического психолога. М.
3.
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М
Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического. Общая схема соотношения разных типов кризисов а) нормативные кризисы кризисы психического развития кризисы профессионального становления - это все возрастные кризисы б) ненормативные (необязательные) кризисы критические потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы, невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, те. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы. Наиболее исследованы в отечественной психологии кризисы закономерные, нормативные. Ненормативные же кризисы изучены гораздо меньше. Задача экстремальной психологии, в том числе, помочь прохождению человека через ненормативные жизненные кризисы и, при возможности, попытаться предотвратить их. Литература
1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных Под общей ред. ЮС. Шойгу. М Смысл, 2007. – 319 с.
Имеется в библиотеке в количестве 70 экземпляров и является основным пособием поданному курсу.
2.
Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации (Справочник практического психолога. М.
3.
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М
Эти работы подробно рассматривают вопросы помощи в экстремальных ситуациях и являются основой для подготовки к практическим занятиям по большинству тем курса. Кроме того, рекомендую рассмотреть
4.Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М, 2006.
5.Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных- М, 1982. Для того чтобы актуализировать знания из области общей психологии, необходимые для изучения курса, можно воспользоваться следующими работами
6.Немов Р. С. Общая психология. - М, 2009.
7.Еникеев МИ. Общая психология Учебник для вузов. - М, 2006.
4.Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М, 2006.
5.Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных- М, 1982. Для того чтобы актуализировать знания из области общей психологии, необходимые для изучения курса, можно воспользоваться следующими работами
6.Немов Р. С. Общая психология. - М, 2009.
7.Еникеев МИ. Общая психология Учебник для вузов. - М, 2006.