Файл: Проект государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОЕКТ
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Моделирование
внеурочной деятельности
Методические рекомендации
Смоленск
2015
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общая характеристика внеурочной деятельности ……………..
2.
Духовно-нравственное направление ………………………
3.
Модели внеурочной деятельности …………………………………
4.
Алгоритм моделирования внеурочной деятельности ……………
5.
Описание структуры программы внеурочной деятельности ……
3
1. Общая характеристика внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – процесс взаимодействия педагогов и обу- чающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы определенного уровня общего образования.
Внеурочная деятельность имеет выраженную воспитательную и соци- ально-педагогическую направленность.Внеурочная деятельность, как и дея- тельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение резуль- татов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь
– на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преем- ственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации деятель- ности в рамках воспитательной системы школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ре- бенка.
Способы организации внеурочной деятельности:
1.
Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения – погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, театрализованные представления и др.;
4 2.
Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, ко- торые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлени- ям, заявленным в учебном плане);
3.
Использование ресурсов учреждений дополнительного образова- ния (ЦДОД, городские библиотеки, спортивные учреждения).
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение, художественное творчество (социальная преобразующая добро- вольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производствен- ная) деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Таблица 1
Виды внеурочной деятельности
Вид внеурочной
деятельности
Уровень результатов
внеурочной деятельности
Преимущественные
формы достижения
результата
1. Игровая
1. Приобретение школьником социальных знаний
Ролевая игра
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Деловая игра
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Социально-моделирующая игра
2. Познавательная
1. Приобретение школьником социальных знаний
Викторины, познаватель- ные игры, познавательные беседы
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Дидактический театр, об- щественный смотр знаний
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные ак- ции познавательной направленности (олимпиа- ды, конференции обучаю- щихся, интеллектуальные марафоны)
3. Проблемно-ценностное общение
1. Приобретение школьником социальных знаний
Этическая беседа
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Дебаты, тематический дис- пут
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием
5 внешних экспертов
4. Досугово- развлекательная деятельность
(досуговое общение)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Культпоходы в театры, му- зеи, концертные залы, вы- ставки
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Школьные благотвори- тельные концерты, выстав- ки, фестивали
5. Художественное творчество
1. Приобретение школьником социальных знаний
Кружки художественного творчества
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Художественные выставки, фестивали искусств, спек- такли в классе, школе
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Социальные проекты на основе художественной де- ятельности
6. Социальное творчество
(социально значимая во- лонтерская деятельность)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Социальная проба (инициа- тивное участие ребенка в социальной акции, органи- зованной взрослыми)
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
КТД (коллективное творче- ское дело)
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Социальный проект
7. Трудовая (производ- ственная деятельность)
1. Приобретение школьником социальных знаний
ЛЕГО-конструирование, кружки технического твор- чества, кружки домашних ремесел
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно- ролевые игры «Почта»,
«Фабрика»
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Субботник, детская произ- водственная бригада
8. Спортивно- оздоровительная деятельность
1. Приобретение школьником социальных знаний
Занятия спортивных сек- ций, беседы о ЗОЖ, уча- стие в оздоровительных процедурах
2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Школьные спортивные турниры
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Социально значимые спор- тивные и оздоровительные акции-проекты
9. Туристко- краеведческая деятельность
1. Приобретение школьником социальных знаний
Образовательная экскурсия
6 2. Формирование ценностного отношения к социальной реаль- ности
Туристский поход
3. Получение опыта самостоя- тельного социального действия
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям
развития личности:
1.
Спортивно-оздоровительное;
2.
Духовно-нравственное;
3.
Социальное;
4.
Общекультурное.
5.
Общеинтеллектуальное.
2.
Духовно-нравственное направление
Цель: воспитание и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие личности:осуществляемое в про- цессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав- ственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству,
Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитаниеличности гражданина России пе- дагогически организованный процесс усвоения и принятий базовых нацио- нальных ценностей.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающих-
ся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, при- нимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответствен-
7 ность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; дове- рие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедли- вость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское обще- ство, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и право- порядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание роди- телей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Здоровье;
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные религии России (Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традици- онных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир чело- века, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа
(жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Природа;
Человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
8
Задачи Программы духовно-нравственного воспитания:
Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и уваже- ние к правам, свободам и обязанностям человека.
Формировать моральные нормы и правила нравственного пове- дения.
Воспитывать ценностное отношение к учебному и физическому труду; формировать первоначальные навыки общественно-полезной и лич- ностно-значимой деятельности.
Воспитывать ценностное отношения к природе, окружающей среде.
Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях.
Совершенствовать педагогическое мастерство и повышение ква- лификации педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания.
Формировать представления о семейных ценностях и уважение к ним.
Использовать воспитательный потенциал учреждений дополни- тельного образования и других организации, развивать с ними социальное партнерство.
Основная педагогическая цель –воспитание нравственного, ответ- ственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Ведущие формы деятельности:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержа- ния.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).
9
Детская благотворительность.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Реализация проекта.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родите- лей).
Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
Возможные названия курсов внеурочной деятельности:
«В мире книг»
«В гостях у сказки»
«Воспитание сказкой»
«Азбука нравственности»
«Я – патриот России»
Проект «Моя семья»
Экскурсионная программа «Легенды моего города»
Кружок «Праздники, традиции и народные ремесла»
«Азбука добра»
Совместная деятельность образовательного учреждения,
семьи и общественности по духовно-нравственному развитию
и воспитанию обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей - один из самых действенных фак- торов духовно-нравственного развития , воспитания и социализации млад- ших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важ- нейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассмат-
10 ривать как одно из важнейших направленийвоспитания и социализации школьников.
Взаимодействие с общественными и традиционными
религиозными организациями
Решение задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях требует консолидации всех сил социума. Эта задача никак не может быть решена силами только од- ного образовательного учреждения. Социальными партнерами являются: ро- дители (семья), представители епархий РПЦ (приходы храмов), воскресные школы, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной сферы и сферы культуры (библиотеки, музеи, театры), представители госу- дарственной власти и общественных организаций и др.
Среди всех возможных социальных партнеров ключевое место зани- мают два: семья и Церковь (РПЦ).
Взаимодействие с учреждениями культуры ?????
11
3. Модели внеурочной деятельности
1.
Модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности самостоятельно на базе самого образовательного учреждения
(внутришкольная).
2.
Модель организации образовательным учреждением внеурочной деятельности на базе внешних учреждений (дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта) во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (внешняя).
3.
Модель организации внеурочной деятельности на базе самого об- разовательного учреждения (отдельные направления) и внешних учреждений
(смешанная).
Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности: об- разовательное учреждение, исходя из наличия всего комплекса необходимых ресурсов самостоятельно, на собственной базе, разрабатывает и осуществля- ет механизм координации, определяет из числа своих работников участников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы ее реализации, рассчитывает источники финансирования внутри фон- да оплаты труда.
Внешняя модель организации внеурочной деятельности реализуется образовательном учреждении при отсутствии комплекса ресурсов, вслед- ствие чего реализация программ внеурочной деятельности может разворачи- ваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнеров.
Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут являться договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кад- ровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимо- действия. При этом общеобразовательное учреждение является для своих партнеров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его преде- лами программы внеурочной деятельности должны обеспечить выполнение основной образовательной программы начального общего образования дан- ного учреждения.