Файл: 1 генезис философского знания от мифа к логосу.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 генезис философского знания от мифа к логосу

существуют две основные концепции происхождения философии. Обе окончательно сложились в начале века и породили третий, компромиссный вариант. Речь прежде всего о мифогенной и гносеогенной концепциях, которые принято считать противоположными. Однако уже само наличие компромисса в лице гносеогенно-мифогенной концепции делает эту противоположность сомнительной и указывает скорее на какое-то принципиальное единство, которое глубже и основательнее различий. Итак, вскроем формальное единство этих концепций. Оно проявляется даже в их названии: мифо-генная, гносео-генная, то есть обе видят возникновение философии структурно одинаково – как «генезис». Необходимо заострить внимание на следующем: речь идет о генезисе философских идей. Возникновение философии считается объяснимым через описание процесса формирования (генезис) особого философского предмета (не только «о чем», но еще и «как»). Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле). Эта формула является общей для всех концепций, хотя и получает различные толкования. Формула представляет появление философии как естественно-исторический процесс, т. е.: 1) это линейный процесс; 2) с необратимой сменой стадий (был миф, появился логос – и миф более невозможен); 3) где стадии поступательным образом сменяют друг друга; 4) согласно каузальной зависимости, а значит 5) непрерывность (которая все объясняет) обеспечивается тем, что в любой последующей стадии нет ничего того, что не было бы заложено в предыдущей. Философия возникает путем происхождения, но происходить нужно откуда-то. Поскольку до философии господствующей формой сознания был миф, философии остается исходить «от мифа». При этом «от мифа» можно происходить, развивая миф, о чем и будет говорить мифогенная концепция, либо «от мифа» можно отталкиваться, – и это точка зрения гносеогенной концепции. Вторая часть формулы, «логос», есть результат развития «первобытного» состояния, который сам первобытным уже не является. Это предметное мышление, способное к рефлексии и оформленное в понятиях, мышление, продуцирующее идеи. То есть это то, что авторы понимают под философией. Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научным рационализмом вообще. Как концепция возникновения философии, она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к науке (теоретическому естествознанию). С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом, когда аккумулировалось, стало мифу противоречить. Затем, в конце концов, оно эмансипировалось от мифологии, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. То
есть философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов. Мифогенная концепция, сторонниками которой являлись Корнфорд, Томсон, Лосев, а ниточка тянется от Гегеля, является гораздо более серьезной и не имеет недостатка гносеогенной, поэтому она будет рассмотрена более подробно. Для этой концепции философия выступает как высшая стадия мифа, которой тот достиг путем естественного развития. Философию здесь понимают как «логос мифа», «мифологию в зеркале рефлексии», «понятийно оформленное мифологическое мировоззрение» – и тому подобное. Короче говоря, философия, с точки зрения сторонников этой концепции, появляется тогда, когда натурфилософы начинают на абстрактном языке излагать Гесиода, делая из «Теогонии» теорию, т. е. зрелище для ума. Мифогенная концепция имеет преимущества по сравнению с гносеогенной: она отвечает своему названию, т. е. показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и философия связаны сущностно, поскольку и то и другое озабочено соотнесением человека и сущего в целом
2 античная натурфилософия о первовеществе Фалес, Гераклит…

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.). В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает Апейрон (беспредельное). В его интерпретации Апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб.

Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). для него первоначалом является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Гераклит Эфесский (ок. 54 — 540 гг. до н. э. — год смерти неизвестен). Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”. В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела. Пифагор (ок. 584/582 — 500 гг. до н. э.). Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. С помощью этих наук соразмерность защищается от хаоса. Ксенофан Элеаты в качестве субстанции всего сущего выдвинули бытие. Они же поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. Парменид резко отличает постигаемую разумом подлинную истину и мнение, опирающиеся на чувственное познание. Демокрит считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено.
3 Пифагор о числовой закономерности мира

Пифагор абсолютизировал и мистифицировал числа. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей и выступали первоосновой мира. Картина мира
изображалась Пифагором с помощью математики, а знаменитая “мистика чисел” стала вершиной его творчества. Одни числа, согласно Пифагору, соответствуют небу, другие земным вещам - справедливости, любви, супружеству. Первые четыре числа, семерка, десятка - “священные числа”, лежащие в основе всего, что есть в мире. Пифагорейцы делили числа на четные и нечетные и четно-нечетное число - единицу, признанную ими основой всех чисел. Вот вкратце воззрения Пифагора о сути бытия:

* Все есть числа.

* Начало всего - единица. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений.

* Из единицы исходит “неопределенная двоица”. Двойка — это принцип противоположности, отрицательности в природе.

* Из неопределенной двоицы исходят все остальные числа

- из чисел исходят точки

- из точек - линии

- из линий - плоские фигуры

- из плоских фигур - объемные фигуры

- из объемных фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы - перемещаясь и превращаясь целиком, они производят мир - разумный, шаровидный, в середине которого земля, земля также шаровидна и населена со всех сторон.

Космология.

* Движение небесных тел подчиняется известным математическим соотношениям, образуя “гармонию сфер”.

* Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон.

* Четверка - образ четырех элементов природы.

* Десятка есть “священная декада”, основа счета и всей мистики чисел, она есть образ вселенной, состоящей из десяти небесных сфер с десятью светилами.

Познание.

* Познать мир согласно Пифагору — значит познать управляющие им числа.

* Самым высоким родом знания Пифагор считал чистое размышление (sophia).

* Допускал магические и мистические способы познания.

Общество.

* Пифагор был ярым противником демократии, по его мнению демос должен неукоснительно подчиняться аристократии.

* Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочивания общества. * Повсеместное “распространение религии” является основной обязанностью каждого члена пифагорейского союза.

Этика.

Этические понятия в пифагореизме в некоторых моментах достаточно отвлеченны. Так, например, справедливость определяется как “число помноженное само на себя”. Однако главным этическим принципом является ненасилие (ахимса) непричинение боли и страдания всем остальным живым существам.

4 значение учения демокрита об атоме и позиции универсализма мироздания

Демокрит признают элементами телесность и пустоту, называя одно из них сущим (бытием), другое не-сущим (не-бытием)... Бытие нисколько не больше существует, чем небытие, поскольку пустота не менее реальна чем телесность. Материальной причиной вещей они называют и то и другое. Так же, как те, кто признает основную сущность единой, а все остальное выводит из ее свойств, принимая разреженное и плотное за причину свойств. Различия указывают три: форма, порядок и положение. Атомы вечны и неизменны. Изменчивость свойств, которые мы воспринимаем в своих ощущениях, атомисты приписывали различным комбинациям атомов, их колебательному, поступательному и вращательному движениям. По всей видимости, механическое движение атомов они причисляли к первичным началам, принимая его как данность наряду с космической пустотой и множественностью атомов. Они не вкладывали в движение атомов ничего мистического или спиритического, напротив, через механику частиц атомисты пытались объяснить физиологию и психологию живых существ. Демокрит утверждает, что есть некий огонь или тепло. он считает шаровидные атомы душой, потому что атомы такой формы больше всего в состоянии проникать повсюду и сами, будучи приведенными в движение, двигать все остальное; при этом оба полагают, что именно душа сообщает живым существам движение. Поэтому с прекращением дыхания, уходит и жизнь, и вот почему. Когда окружающий воздух сжимает тело и вытесняет атомы, сообщающие живым существам подвижность, возникает что-то наподобие закупорки: во время дыхания извне поступают другие атомы, которые и препятствуют выходу уже содержащихся в живых существах атомов, тем самым противодействуя сжатию и остыванию тела. Живые существа как раз и живут до тех пор, пока они в состоянии делать это. Демокрит, отвергая возможность прямого познания через ощущения, утверждает, что только атомы и пустота действительно истинны, всё остальное лишь наши представления. Таким образом, чувственные предметы только воображаются нашим умом, но не существуют в истинном смысле слова. теплота, влажность, тяжесть и т.д. реальных предметов являются чем-то иным, что мы ощущаем. Всё, что не возьми, в объективном мире будет не тем, что мы субъективно переживаем и чувствуем. Теплота, влажность, тяжесть — это только символы A, B, C, с которыми может иметь дело только формальная логика. Наш ум автоматически превращает их в комплекс психофизических реакций, что Демокрит и назвал представлением. чтобы понять, как