Файл: Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике детского дорожнотранспортного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Республиканский ресурсный центр по профилактике детского травматизма
Принята на педагогическом совете
Республиканского центра культуры учащейся молодежи от 26.01.2023 года №3
ПРОГРАММА
ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Возраст обучающихся: 7 - 1 0 лет
Срок реализации: 5 недель
Разработчик программы:
Руководитель Республиканского ресурсного центра по профилактике детского травматизма
Шаймухаметова Эльвира Фаниловна г. Уфа, 2023 г.

2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Цель программы………………………………………………………….
3 1.2. Задачи программы……………………………………………………….
3 1.3. Категория обучающихся………………………………………………...
3 1.4. Сроки обучения…………………………………………………………..
3 1.5. Формы обучения…………………………………………………………
4
2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Краткое содержание программы………………………………………..
4 2.2. Учебный план…………………………………………………………….
4 2.3. Учебно-методические материалы …………………………….……….. 5 2.4. Методические рекомендации по реализации программы…………….
9 2.5. Приложения……………………………………………………………… 14
3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..25

3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Особое значение в осуществлении профилактических мер по борьбе с детским травматизмом на дорогах придается начальным классам (1-4 кл.) образовательных организаций (далее – ОО).
Перед педагогами поставлена очень важная задача - подготовить детей к самостоятельной жизни во взрослом мире, сформировать навыки и культуру безопасного поведения на дороге.
Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях
Республики Башкортостан (далее - Программа) позволяет раскрыть основные аспекты грамотной организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся 1-4 классов.
Программа относится к дополнительным общеразвивающим программам, является краткосрочной, может быть включена в состав образовательных программ в рамках дополнительного образования.
1.1. Цель Программы - формирование у школьников младших классов навыков безопасного поведения на дорогах, развитие сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, а также безопасности других участников дорожного движения.
1.2. Задачи Программы:
- обеспечить системный подход к обучению детей безопасному поведению на дорогах и улицах;
- расширить и углубить элементарные представления по Правилам дорожного движения (далее – ПДД) и профилактике детского дорожно- транспортного травматизма (далее – ДДТТ);
- выработать практические навыки, необходимые участникам дорожного движения, формировать умения безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
- повысить эффективность дополнительных занятий по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах.
1.3.
Категория обучающихся.
Программа предназначена для дополнительной подготовки обучающихся образовательных организаций в возрасте 7-10 лет.
1.4. Сроки обучения.
Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях
Республики Башкортостан, проводимая в рамках дополнительного образования рассчитана на 5 недель обучения (10 часов), 2 часа в неделю.


4
1.5. Формы обучения.
Формы деятельности: тематические беседы, развивающие диалоги, сюжетно-ролевые игры, подвижные и настольные игры, моделирование дорожных ситуаций, практическая отработка моделей безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Краткое содержание программы
Тема №1: «Дорога и ее правила» (2 часа) – включает в себя изучение основных составляющих и атрибутов дороги: ее частей, видов переходов, светофора.
Тема №2: «Дорожные знаки. Что это и для чего они нужны?» (2 часа) – предполагается изучение основных дорожных знаков, которые необходимо знать пешеходу, чтобы действовать в соответствии с ними.
Тема №3: «Я – пешеход. Я – пассажир в автомобиле». Правила поведения в светлое и темное время суток (2 часа) – направлена на изучение правил поведения ребенка на тротуарах, обочинах, в особенности в темное время суток; рассматриваются правила поведения и безопасной перевозки ребенка в автомобиле.
Тема №4: «Мои чувства и возможности» (1 час) – включает осознание ребенком своих возможностей на дороге, а также развитие умений, которые ему необходимы для безопасного движения по дорогам, - глазомера, слуха, бокового зрения, способности быть внимательным и осторожным.
Тема №5:
«Поведение в общественном транспорте»
(2 часа) - включает знакомство детей с видами и назначением общественного городского транспорта, закрепление знания сигналов пешеходного светофора и правил перехода дороги до и после высадки из общественного транспорта.
Тема №6:
«Итоговое занятие-праздник «Мы соблюдаем ПДД»
(1 час) -
2.2. Учебный план
Учебный план оформляется в виде таблицы, которая включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

п/п
Наименование тем
и разделов
Всего часов Теоретических Практических
1
Дорога, проезжая часть, тротуар
1 1
Пешеходный светофор, зебра, улица
1 1
2 5
Знак, виды знаков
1 1
Дидактическая игра
«Лабиринт»
1 1

5 3
Пешеходный светофор, светофор, велосипедист
1 1
Световозвращатель, темное/светлое время суток
1 1
4
Глазомер, скорость, звуковой сигнал
1 1
5
Виды и назначение общественного городского транспорта
1 1
Культура поведения в общественном транспорте
1 1
6
Итоговое занятие- праздник
«Мы соблюдаем ПДД»
1 1
2.3. Учебно-методические материалы
№ п/п
Разделы/темы программы
Форма занятий
Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса
Дидактическ ий материал, техническое оснащение занятий
Форма подведения итогов
1
Дорога и ее правила
Тематические беседы, подвижные и настольные игры.
Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога.
Презентация, рисунки, карточки с заданиями
Лекция-беседа, решение проблемно- игровых заданий.
Пешеходный светофор, зебра, улица
Лекция-беседа, подвижные и настольные игры.
Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством
Презентация, макеты улиц и дорог.
Решение проблемно- игровых заданий.


6 педагога.
2
Знак, виды знаков
Лекция-беседа Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога.
Презентация, рисунки, карточки с заданиями
Лекция-беседа, решение заданий.
Дидактические игры
Лекция-беседа, настольные и сюжетно- ролевые игры
Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога.
Презен
Презентация, макеты улиц и дорог.
Решение проблемно- игровых заданий.
3
Пешеходный светофор, светофор, велосипедист
Лекция-беседа, подвижные и настольные игры
Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога.
Презент
Презентация, рисунки, карточки с заданиями
Лекция-беседа
Световозвращатель, темное/светлое время суток
Лекции- беседы
Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога.
Презентация, световозвра шатели
(брелоки, браслеты, жилеты, наклейки и т.п.)
Лекция-беседа, отработка моделей безопасного поведения на улице.
4
Глазомер, скорость, звуковой сигнал
Лекция-беседа, моделирование дорожных ситуаций
Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога.
Презентация, рисунки, карточки с заданиями
Лекция-беседа, решение заданий, практическая отработка моделей безопасного поведения на улице
5
Виды и назначение общественного городского
Лекция-беседа, настольные и сюжетно-
Работа с текстовыми источниками
Презен
Презентация, макеты улиц
Решение проблемно- игровых

7 транспорта ролевые игры материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога. и дорог заданий.
Культура поведения в общественном транспорте
Лекция-беседа, подвижные и настольные игры.
Работа с текстовыми источниками материала.
Проблемный, словесный, практический.
Работа под руководством педагога.
Презента
Презентация
, макеты улиц и дорог, фотовидеом атериалы.
Решение проблемно- игровых заданий.
6
Итоговое занятие- праздник
«Мы соблюдаем ПДД» подвижные игры
Работа под руководством педагога
Презен
Презентация, макеты улиц и дорог, рисунки, карточки с заданиями
Решение проблемно- игровых заданий.
Тема №1: «Дорога и ее правила» (2 часа) – включает в себя изучение основных составляющих и атрибутов дороги: ее частей, видов светофоров, переходов.
Цель занятия: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Содержание:
- проезжая часть дороги;
- двор и внутриквартальные проезды - чем они опасны;
- опасности от транспорта внутри двора;
- зачем устанавливают знаки: «Дети», «Жилая зона», «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена», «Въезд запрещен». Как они помогают обеспечить безопасность?
- семейный фотоконкурс «Мой безопасный город».
Тема №2: «Дорожные знаки. Что это и для чего они нужны?» (2 часа) – предполагается изучение основных дорожных знаков, которые необходимо знать пешеходу, чтобы действовать в соответствии с ними.
Цель занятия: повторить и закрепить знания о дорожных знаках, ознакомить обучающихся с понятием – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучить к дисциплине на дороге, вырабатывать привычку


8 переходить улицу только на разрешающий сигнал светофора и жест регулировщика.
Содержание:
- виды дорожных знаков;
- дорожные знаки возле ОО;
- первичное понятие о светофоре;
- как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора и жесты регулировщика?
- места перехода проезжей части дороги;
- как нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров.
- игра «Перекресток»;
- игра «Расставь дорожные знаки»;
- «Мы за безопасную дорогу» - конкурс детских рисунков
Тема №3: «Я – пешеход. Я – пассажир в автомобиле. Правила поведения в светлое и темное время суток» (2 часа) – направлена на изучение правил поведения ребенка на тротуарах, обочинах, в особенности в темное время суток; рассматриваются правила поведения и безопасной перевозки ребенка в автомобиле.
Цель занятия: сформировать у обучающихся понятие «участник дорожного движения», развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные - безопасные и неправильные - опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Содержание:
- пешеход, водитель, пассажир;
- виды транспортных средств;
- виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения.
- почему подземный и надземный переходы полностью безопасны?
- зачем нужно автокресло в машине?
- виды световозвращающих элементов на одежде, когда и где носить?
- фотоконкурс «Стать заметней!».
Тема №4: «Мои чувства и возможности» (1 час) – включает осознание ребенком своих возможностей на дороге, а также развитие умений, которые ему необходимы для безопасного движения по дорогам, - глазомера, слуха, бокового зрения, способности быть внимательным и осторожным.
Цель занятия: формировать, развивать у обучающихся целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах. Научить видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.
Содержание:
- опасные места на улицах и дорогах;
- опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, объектов, ограничивающих обзор дороги;
- поведение детей во дворах, на улицах, дорогах.

9
Тема №5: «Поведение в общественном транспорте» (2 часа) - включает знакомство детей с видами и назначением общественного городского транспорта, закрепление знания сигналов пешеходного светофора и правил перехода дороги до и после высадки из общественного транспорта.
Цель занятия: сформировать у детей базовые навыки безопасного поведения в наземном общественном транспорте, представление о культуре поведения в общественном транспорте.
Содержание:
- виды и назначение общественного городского транспорта;
- сигналы пешеходного светофора;
- правила перехода дороги до и после высадки из общественного транспорта;
- зрительное восприятие и способность зрительного контроля, зрительно-моторная координация;
- культура поведения в общественном транспорте: вежливость, уважение к окружающим, уважение к труду взрослых, доброжелательность, тактичность, внимательность, осторожность.
Тема №6: Итоговое занятие-праздник «Мы соблюдаем ПДД» (1 час ) – включает создание условий для возникновения ощущения эмоциональной завершенности обучения, дать обратную связь и наградить детей за активное и результативное участие в обучении.
Цель: создать условия для подведения итогов обучения, пролонгировать полученные достижения, результаты на занятиях в ОО.
Содержание:
- Формирование у детей осознания важности достигнутых результатов обучения, положительного настроя и мотивации к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах после окончания программы, готовности быть примером правильного поведения на дорогах для окружающих.
2.4. Методические рекомендации по реализации Программы.
Работа по изучению ПДД должна строиться с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Так, следует помнить, что у обучающихся младших классов недостаточно хорошо развиты глазомер и боковое (периферийное) зрение, отсутствует навык определения источника и направления тех или иных звуков; дети младшего школьного возраста не умеют быстро реагировать в критической ситуации, напротив, они теряются, не зная, какие меры предпринять.
С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу в данном направлении. Программа не исчерпывается ограниченной по времени последовательностью занятий и ориентирована на то, чтобы закрепить в жизни ребенка осознанное отношение к поведению на дорогах. При организации обучения учитываются особенности основной образовательной программы, годового цикла мероприятий, цикла мероприятий по взаимодействию с детьми в ОО.


10
Изучая и закрепляя на практике ПДД, обучающиеся непременно должны осознавать важность соблюдения правил дорожной безопасности. Они должны твердо усвоить, что соблюдение ПДД - необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей. Практика показывает, что заучивание основных ПДД не гарантирует безопасности на дорогах. Важно, чтобы ребенок мог предвидеть опасность, мыслить и действовать быстро, нестандартно, руководствуясь не только предписаниями ПДД, но и собственными наблюдениями, чувством самосохранения и логикой.
Подготовку к занятиям следует начинать со сверки материала с текстом действующих ПДД. Использовать в работе только те учебники и пособия, содержание которых не противоречит действующим в РФ ПДД, пособия, имеющие гриф «Допущено» или «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской
Федерации».
Перед тем как использовать те или иные учебно-методические материалы, надо получить отзыв об этих материалах опытного педагога или сотрудника Госавтоинспекции.
Необходимо обращать внимание на:
- обложки, иллюстрации учебных пособий, которые часто содержат ошибки в виде несуществующих (перевернутых или неправильно окрашенных) дорожных знаков, отсутствующих пешеходных светофоров (для изучения даны только транспортные светофоры) и др.;
- содержание методического материала (стихотворений, сценариев спектаклей, игр, выступлений агитбригад юных инспекторов движения и др.), в котором могут быть устаревшие, с ошибками тексты, не дается альтернативы неправильным действиям, смещаются акценты в цели (развлечение заменяет познание, а юмористическая форма не позволяет реализовать задачи развития наблюдательности, не позволяет детям осознать реальность опасности на улицах и дорогах);
- атрибуты и иные средства, используемые для организации игр, конкурсов. Они должны соответствовать целям, задачам этих мероприятий и не противоречить ПДД;
- дидактические цели и задачи тех настольных игр, которые планируется использовать в обучении. Многие из них формируют неверные поведенческие установки (например, предлагается совершить «веселую прогулку», но при этом имеются в виду места, где пешеходу по ПДД находиться запрещено), в инструкции ко многим играм ПДД не разъясняются;
- плакаты по ПДД, которые планируется использовать в обучении.
Тексты и картинки таких плакатов могут противоречить ПДД, содержать ошибки и неверные советы родителям и детям о том, как переходить проезжую часть, например, обходить транспорт спереди или сзади. В текстах таких плакатов могут использоваться уменьшительные формы слов
(«автомобильчик», «светофорчик»), отвлекающие внимание детей от решения учебных задач.