Файл: Сказкам приобщать детей к истокам русской культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«По дорогам сказок»

Цели и задачи мероприятия :

Образовательные задачи:

• расширить знания детей о русских народных сказках;

• закрепить умение отличать сказку от других литературных произведений;

• учить детей анализировать сказку.

Воспитательные задачи:

• воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

• воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;

Развивающие задачи:

• развивать интерес к русским народным сказкам;

• приобщать детей к истокам русской культуры;

• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Здоровьесберегающие задачи :

• способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности в ходе мероприятия.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация, корзинки со снежинками.

Ход мероприятия.

Педагог. Зима пришла…за окнами,

Где черных елок ряд,

Пушистые и легкие

Снежиночки летят.

Летят, порхают, кружатся,

И белым мягким кружевом

Окутывают сад.

-Здравствуйте, ребята! Вот и настала зима. Выпал снег, всё кругом стало белым бело и немножко напоминает сказку – зимнюю сказку.

-Ребята, а вы любите сказки? (Да) Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по сказкам. Тема нашего занятия: «По дорогам сказок».

-Ребята, как бы вы сформулировали цели нашего занятия? (повторить, что такое сказка; какие виды сказок существуют, вспомнить русские народные и литературные сказки) .

- Правильно. А ещё мы должны приобщаться к истокам русской культуры; воспитывать любовь к русскому народному творчеству и конечно же воспитывать добрые чувства по отношению друг к другу;

- Что такое сказка? Давайте посмотрим презентацию (Презентация)

Сказки бывают веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Педагог. Скажите, ребята, почему сказки называют народными? (Сказки называют народными, потому что их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение, от мам - детям, от бабушек – внукам).

- А какие сказки мы называем авторскими?

А теперь вы назовите свои любимые сказки (ответы детей
). Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Одна команда будет называться «Умники», а другая «Затейники». У меня есть волшебная шкатулка, в ней лежат снежинки с названием команд, поэтому сейчас вы по одному будете брать снежинки и садится за столы с названиями, соответствующими названиям команд на снежинках. (Дети берут снежинки из шкатулки и рассаживаются на свои места).Выберите капитанов.

Педагог. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл – жетон. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. Победит та команда, которая наберет больше жетонов. 1 конкурс называется «Знакомство». В этом конкурсе мы узнаем, насколько наши команды разбираются в сказках.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

2. Как звали Царевну- лягушку? (Василиса Премудрая)

3. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

4. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

5. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

6. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

7. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

8. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

9. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

10. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

11. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

12. Назовите русскую народную сказку, в которой героя три раза пытались съесть и все-таки съели? («Колобок»)

13. Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!»)

14. Какие слова приговаривала Маша медведю? («Не садись на пенек, не ешь пирожок.»)

15. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

16. Что выращивали для продажи в столице братья из

сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

2. Сказочный конкурс.

Педагог. Вы хорошо знаете зимние и новогодние сказки? Значит, вы сможете назвать героев и название данных сказок. Тогда вперед! Слушайте внимательно. Первый этап конкурса. Из какой это сказки :

1. Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом.

(«12месяцев» С. Я. Маршак)

2. “Тепло ли тебе, красавица?”

Не хочется Насте старика огорчать:

“Тепло, тепло, батюшка”, - шепчет,

а у самой зуб на зуб не попадает… (Морозко)

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится,

а Емеля идёт сзади, посмеивается (По щучьему велению)

4. Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)

5. Вот лисичка-сестричка сидит

да потихоньку и говорит: “Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)

6. Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал её. (Снежная королева)

7. Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку. (Снегурочка)

8. Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик…седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой. (Мороз Иванович)

9. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей угодить не могла… Потому, может, и довелось ей однажды увидеть все 12 месяцев сразу. (12 месяцев)

10. Я не боюсь ее чар! Пусть она только прилетит, я посажу ее прямо на печь, и она растает. (Снежная королева)

Педагог. Второй этап этого конкурса – надо угадать сказку по иллюстрации. (предлагаются иллюстрации из сказок в виде презентации)

Педагог. Дети, а сейчас 3 конкурс загадок о зиме, о Новом годе и его героях. (Командам по очереди предлагается отгадать загадки).

1. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

Ёлка

2. Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня.

хлопушка

3. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.


Снеговик

4. В новой стене, в круглом окне

Днём стекло разбито,

А за ночь снова вставлено.

Прорубь

5. Текло, текло

И легло под стекло.

Река подо льдом

6. Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

Лыжи

7. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры —

Помчались с горы.

Санки

8. Льётся речка — мы лежим,

Лёд на речке — мы бежим.

Коньки

9. Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно.

Снежная горка.

10. Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

Календарь

4. Конкурс «Попади в цель»

Педагог. Полюби зимой веселый снежный бой!

Прицелившись внимательно, бей по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

А теперь немного отдохнём, то есть сейчас мы с вами поиграем в снежки. Вам нужно попасть снежками из бумаги в цель – корзину. Играют все члены команды по очереди. Победит та команда, в корзине которой окажется больше снежков.

Педагог. Молодцы, ребята! Я предлагаю показать вам свой еще один талант, а именно талант актеров. Итак, начинаем новогодний театр. У меня в шкатулке лежат шарики с запрятанными внутри названиями сказок. Сейчас капитаны команд выберут себе сказку. Команды должны подготовиться за 5 минут и показать инсценировку выбранной сказки. Можно со словами, можно только движениями и жестами. Попрошу подойти ко мне капитанов.

Названия сказок : «Репка», «Курочка – ряба», «Колобок».

Педагог. Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и отлично справились со всеми заданиями, а значит, много читаете.

- Достигли ли мы поставленных целей? Давайте с вами ещё раз их сформулируем.

- Все верно. Наше занятие подошло к концу. Все молодцы, всем спасибо.