Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 840

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
О
БЩАЯ ЧАСТЬ
Р
АЗДЕЛ
1
Т
ЕМА
1.
П
РЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
.
§1.
П
ОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
.
Г
ОСУДАРСТВЕННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
.
Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным, является одной из основных отраслей российской правовой системы.
Предметом каждой отрасли права является определенная сфера общественных отношений, урегулированных нормами данной отрасли. Административное право одна из самостоятельных
отраслей
права,
представляющая
собой
совокупность
правовых норм, регулирующих общественные отношения в
сфере исполнительной власти (государственного управления).
Поэтому при изучении предмета данной отрасли права необходимо прежде всего уяснить содержание понятий «исполнительная власть» и «государственное управление» и их соотношение.
Термин
«административное право» обязан своим происхождением латинскому слову «administratio» - управление, и используется для обозначения определенной совокупности действий, направленных на достижение общественно значимых целей.
Любая управленческая деятельность состоит из стадии принятия решения; его реализации (исполнения) и контроля за реализацией, а также принуждения лиц, не подчиняющихся сформулированному (государством) решению.
На указанных элементах управленческого процесса и построен принцип разделения властей, закрепленный ст. 10 Конституции
1993 г. В строении государственного аппарата это проявляется в

2 выделении органов, принимающих решение (законодательные органы), исполняющих решение (органы исполнительной власти или органы государственного управления) и органы, контролирующие исполнение (судебные органы).
Исполнение принятого решения, т.е. управление этим решением, всегда представляет собой выполнение упорядоченных действий и предполагает наличие следующих элементов:
1) управляющая воля. В административном праве носителем этой воли является созданный в строгом соответствии с законом орган государственной исполнительной власти, действующий во исполнение этого закона;
2) наличие объекта управления, в качестве которого выступает поведение граждан (иностранцев, лиц без гражданства), обязанных действовать в пределах закона, реализуя свои права, свободы и обязанности;
3) подчинение объекта управления управляющей воле. В административном праве решения органов исполнительной власти и их должностных лиц всегда обязательны к исполнению гражданами и иными лицами. Это объясняется тем, что данные органы действуют во исполнение закона, т.е. выражают государственную волю и их несоблюдение влечет применение мер государственного принуждения.
Разновидностью управления является социальное управление, которое выступает в качестве обязательного признака любой совместной деятельности людей для достижения общезначимых целей. Для регулирования этой деятельности обязательно используются методы прямого воздействия на ее участников
(например, метод контроля; метод координации; метод планирования; и т.д.)
В качестве объекта воздействия социального управления выступает поведение конкретных лиц в целях достижения общей цели.
Социальное управление обязательно основано на соподчинении воль участников воле управляющего лидера, при этом воля лидера может быть компромиссом интересов участников группы людей
(например, общественные объединения; политические партии, профессиональные союзы – компромисс интересов работников и работодателей).


3
Социальное управление обязательно нуждается в особом механизме его реализации, который образует система правил (т.е. запретов, предписаний и дозволений), соблюдение которых обязательно как для субъекта
(должностного лица, государственного органа), так и для гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства).
В узком смысле социальное управление рассматривается как, отличный от законодательной и судебной, особый вид государственной деятельности специально создаваемых государственных органов, основным назначением которых является исполнение предписаний законодательной власти.
Государственное управление рассматривается как определенный вид исполнительно-распорядительной деятельности, под которой понимается: право принимать нормативные правовые акты во исполнение законов – административное правотворчество
(например, Правила дорожного движения, принятые во исполнение
Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Понятие "исполнительная власть" стало использоваться наряду с понятием "государственное управление" в конце 80-х годов для обозначения самостоятельного вида государственной деятельности. Впервые в правовой оборот данное понятие введено
Конституцией РФ 1993 года.
Признание России демократическим правовым государством
(ст. 1 Конституции РФ) обусловило и признание обязательного признака правового государства, а именно принципа разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви (ст. 10 Конституции РФ).
Исполнительная власть характеризуется следующими отличительными признаками:
1) исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно связанной с законодательной и судебной ее ветвями;
2) исполнительная власть – непременный атрибут государственного – властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной ветвями власти;

4 3) исполнительная власть самостоятельна, но только с учетом особенностей функции и компетенции осуществляющих ее государственных органов. Она создается для практического исполнения законов с использованием государственно-властных полномочий, чем отличается от законодательной и судебной;
4) исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна.
Это – ее принципиальное качество и назначение;
5) исполнительная власть находит свое выражение в деятельности специально создаваемых органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. В соответствии со статьей 77 Конституции РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской
Федерации.
6) исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ
(статьи 11, 71, и 72) организуется и осуществляется на началах федерализма.
Следовательно исполнительная власть – это ветвь единой государственной власти, на которую возложена деятельность по исполнению всей совокупности законов и иных нормативно- правовых актов в РФ, которая осуществляется определёнными органами государства (Правительства, министерства, ведомства и др.)и их должностными лицами на основе и во исполнение законов
РФ.
Принципы исполнительной власти определяются в соответствии с
Конституцией РФ и законодательством. Среди них в Конституции РФ закреплены:
1. Принцип народовластия (ст. 3 ч. 1,2, 4);
2. Принцип верховенства закона (ст. 4 ч.2, ст.15 ч.1,2);
3. Принцип разделения властей (ст. ст. 10,11,77,78,110);
4. Принцип разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. ст. 11, 71,72,78);
5. Принцип законности (ст. 15);
6. Принцип федеративного устройства (ст. ст. 5, 11,77,78,110);.
7. Принцип единства системы исполнительной власти (ст.77).


5
§2.
П
РЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
.
Предмет административного права
Предметом административного права в соответствии с общеправовым определением является совокупность существующих в определенной сфере однородных общественных отношений, урегулированных нормами данной отрасли.
Административное право регулирует отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности исполнительной власти, а именно:
- отношения, возникающие в процессе создания конкретных органов исполнительной власти, определения из задач, функций, компетенции и форм деятельности;
- отношения, возникающие в связи с реализацией органами исполнительной власти своих задач, функций и компетенции
(практическая реализация закона).
Особенности содержания общественных отношений, входящих в предмет административного права, обусловлены рядом особенностей самого административного права:
1. такие отношения связаны с реализацией интересов государства, которые выражены в законах и иных нормативных правовых актах;
2. реализация этих актов осуществляется с учетом защиты прав и законных интересов граждан, как основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ);
3. регулирование осуществляется во всех сферах жизни общества и государства, которые условно подразделяются на: экономическую, социально-культурную и административно- политическую сферы;
4.
в части нарушений в процессе исполнения нормативно- правовых актов в той или иной сфере мерами административной ответственности обеспечивается защита общественных отношений, составляющих предмет и других отраслей права;
5. возникают только при соблюдении определённых условий:
- в качестве одной из сторон в этих отношениях обязательно должен присутствовать орган исполнительной власти или его должностное лицо, который действует во исполнение закона и предписания которого обязательны для другой стороны.

6
- полномочия по регулированию отношений органам исполнительной власти предоставляютсяв рамках строго определённой законом компетенции.
Таким образом, административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с организацией и практической деятельностью органов исполнительной власти.
С учётом того, что обязательной стороной в регулируемых отношениях являются органы исполнительной власти или их должностные лица, исключается возможность существования административных правоотношений между гражданами, так как они являются равными субъектами.
Методы административного права
Метод отрасли права – это совокупность приёмов и средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения.
Закрепление в правовых нормах тех или иных методов обусловливает их признание в качестве правовых.
Методы любой отрасли прав обусловлены назначением данной отрасли и содержанием регулируемых общественных отношений, составляющих предмет. Все отрасли права, по сути, используют два основных метода правового регулирования, а именно: императивный
(предписания, запреты) и диспозитивный
(дозволения).
С учётом особенностей предмета административного права наиболее часто используется метод предписания, под которым следует понимать установленную административно - правовой нормой юридическую обязанность совершать определённые действия в условиях данной нормы. В связи с тем, что обязательной стороной является орган исполнительной власти или его должностное лицо, предписание исходит от них, а адресатом является другая сторона этого предписания (например, при нарушении правил движения предписание исходит от сотрудника
ГИБДД).
Под запретом понимается прямая юридическая обязанность воздержаться от определённых действий в условиях,


7 предусмотренных данной правовой нормой (например, все статьи особенной части КоАП РФ содержат запреты).
Дозволение – это возможность совершения в условиях данной нормы определённых действий либо воздержаться от совершения этих действий по своему усмотрению (например, в соответствии с
КоАП должностные лица налоговых и таможенных органов вправе по своему усмотрению применять к нарушителю одну из указанных мер административного принуждения – предупреждение, штраф и т.д.).
Все методы, используемые административным правом рассчитаны на регулирование общественных отношений, в рамках которых отсутствует равенство их участников (это определяется тем, что орган исполнительной власти в административном правоотношении – обязательный субъект, наделённый в отношении обязанного объекта юридически властными полномочиями).
§3.
Ф
УНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
.
Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.
Соответственно этому можно отметить следующие черты, присущие функциям административного права:
1. функции административного права определяются назначением административного права в обществе;
2. функции административного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования административного права как социального явления;
3. функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление задач, стоящих перед административным правом на данном этапе развития общества;
4. функции административного права представляют направления его активного действия, упорядочивающего общественные отношения, составляющие его предмет;

8 5. постоянство как необходимый признак функции административного права характеризует непрерывность, длительность действия этой функции.
Классификация функций права и их характеристика.
Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций административного права:
1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (в данном случае административному праву присуща, например воспитательная функция), и
2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции административного права.
Регулятивная и охранительная функции – это функции права, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.
Регулятивную функцию административного права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов административного права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции административного права являются:
- определение посредством норм права правосубъектности граждан;
- закрепление и изменение правового статуса граждан;
- определение компетенции государственных органов и полномочий их должностных лиц;
- установление правового статуса юридических лиц;
- определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением административных правоотношений;
- установление конкретной правовой связи между субъектами административного права (регулятивные правоотношения);


9
- определение оптимального типа правового регулирования
(дозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
Охранительная функция административного права – это
обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных для общества отношений, их неприкосновенность и вытеснение вредных данному обществу отношений.
Общее назначение охранительной функции сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.
§4.
А
ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Р
ОССИЙСКОЙ
Ф
ЕДЕРАЦИИ
.
Административное право, наряду с конституционным
(государственным), гражданским и уголовным, является основополагающей отраслью правовой системы Российской
Федерации и характеризуется, прежде всего, назначением административного права, нормы которого обеспечивают практическую реализацию всей совокупности законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих, помимо деятельности органов исполнительной власти, практически все стороны жизни государства. Поэтому административное право неизбежно вступает в тесное взаимодействие с другими отраслями права. По сути нет ни одной сферы общественной жизни, которая выпадала бы из-под сферы действия административно-правового контроля.
Административное
и
конституционное
право.
Конституционное (государственное) право является ведущей
отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, эта отрасль тем самым дает

10 необходимые ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10,
11, 71 – 72, 77, 83 – 88, 102 – 103, 110 – 117, 125 Конституции
Российской Федерации); права и свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется в сфере государственного управления (ст.
85, 103, 111, 117) и т.п.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства, положения которой являются исходными для всех отраслей, в том числе и административного, права. Так, в качестве базовых положений выступают принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами и т.д.
Административное право основывается на конституционных принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности всех органов государства; детализирует и конкретизирует нормы конституционного права, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан (гл. 2, ст. 33, 45, 46), компетенции различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих отношений и административно-правовые средства его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т.п.
Административное и гражданское право. Предметом гражданского права выступают имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы административного права регулируют порядок реализации этих отношений, определяют правовой статус и порядок деятельности юридических лиц как государственных, так и негосударственных (Например, органы исполнительной власти осуществляют регистрацию юридических лиц (всех форм собственности), реализуя тем самым положение ФЗ
2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" и ФЗ