Файл: Сетевое и календарное планирование по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3 Роль крупного  бизнеса в России 

По накопленному опыту отечественный частный крупный бизнес постепенно превратился в значительный институт социально-экономического развития страны в целом и многих субъектов Российской Федерации. Трансформация территориальной структуры крупного бизнеса напрямую влияет на социально-экономическое развитие регионов, прежде всего за счет инвестиций в модернизацию старых и строительство новых объектов, создание новых рабочих мест. Кроме того, инвестиции компаний в социальную сферу дают дополнительный стимул для развития региональной экономики, тогда как территории с отсутствием таких инвестиций не получают дополнительных выгод. Современный этап функционирования бизнес-групп и крупных компаний характеризуется сознательно реализованными стратегиями. Ключевым сектором экономики, в котором реализуются такие стратегии, в связи со специализацией и условиями формирования крупных компаний и бизнес-групп в России является промышленность. В то же время территориальная структура крупного бизнеса имеет свои законы и тенденции формирования в разных отраслях, во многих из которых крупный бизнес играет доминирующую роль. Большинство промышленных предприятий в стране были построены в советское время, роль вновь построенных мощностей относительно невелика, но она начала значительно расти в годы экономического роста. Вхождение отдельного промышленного предприятия в крупную бизнес-группу указывает на потенциальный приток инвестиций в это предприятие, его технологические связи и другие особенности развития. Влияние крупного бизнеса проявляется в следующих аспектах: во-первых, только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных активов и создание новых производственных мощностей. Более того, ряд бизнес-групп уже инвестируют в те сектора экономики, которые сейчас «лгут» и которые никогда бы не выросли сами по себе. Во-вторых, если посмотреть, кто является источником налоговых и других поступлений в государственный бюджет, то окажется, что это в основном крупнейшие российские компании. Это большой бизнес, который может обеспечить устойчивый вклад в общественные нужды, а также помочь в реализации социальных программ. В-третьих, российская экономика становится все более зависимой от глобальных экономических процессов и все чаще вынуждена реагировать на конкурентные вызовы, создаваемые внешней средой. Лучше всего это делать крупным компаниям, поскольку при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут конкурировать с крупными иностранными компаниями и сохранять рабочие места. В-четвертых, крупные компании являются реальной и, пожалуй, единственной эффективной силой, способной противостоять беззаконию бюрократии и организованной преступности. Они еще недостаточно проявили себя в этой роли. Но примеры уже есть. В-пятых, крупные компании становятся центрами современного менеджмента.


Они стремятся получить лучших специалистов, выпускников самых престижных вузов и ведущих бизнес-школ. Многие компании имеют отлаженные системы организационного развития, в управлении этими компаниями широко используются передовые информационные технологии. Однако роль крупного бизнеса в российской экономике варьируется от субъекта Российской Федерации. Как правило, чем крупнее и чем разнообразнее присутствие крупного бизнеса, тем больше его роль в экономике Российской Федерации. Помимо основных отраслей, которые специализируются крупными компаниями и бизнес-группами, на территориях, где компании и бизнес-группы в их состав часто входят здравоохранение, туризм, сельское хозяйство. Это еще больше увеличивает значение крупного бизнеса в регионах за счет создания и поддержания рабочих мест, уплаты налогов, производства товаров и услуг. Влияние крупного бизнеса на экономическую ситуацию также зависит от количества и размера предприятий, принадлежащих крупному бизнесу. Чем больше количество отраслей, входящих в крупные компании и бизнес-группы, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Другими словами, можно утверждать, что ряд гигантских заводов играют важную роль для крупного бизнеса в экономике регионов и страны. Следует отметить, что количество предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес-групп на территории, чем размер самих предприятий. Невозможно не учитывать большой бизнес в текущей работе органов власти на разных уровнях, а также при разработке стратегий и программ будущего развития Российской Федерации. В настоящее время действующие федеральные программы социально-экономического развития страны недостаточно ориентированы на учет крупных компаний и бизнес-групп. Бизнес-группы сыграли значительную роль в адаптации к рыночной экономике крупной промышленности. Очевидно, что в рамках централизованной системы крупное предприятие представляло собой чисто технологическую, производственную единицу, потому что все финансовые и экономические проблемы решались во внешней среде. Предприятия, входящие в интегрированные бизнес-группы, с большей вероятностью преодолеют трансформационные шоки, поскольку они получают новую среду в форме инвестиционного и маркетингового партнера, а также услуг по стратегическому планированию, связям с общественностью, подбору персонала

, обучению и обучению.

Заключение

История крупных предприятий наглядно доказывает, что сокращение долгосрочных средних затрат является одним из важнейших конкурентных преимуществ этого типа фирм. Развивающиеся российские гиганты рыночной экономики должны научиться использовать эти преимущества или быть в состоянии достичь аналогичных результатов другими способами. Нельзя делать только одно: игнорировать опыт истории, даже если он еще не получил адекватного отражения в экономической теории. Роль крупных российских компаний в развитии национальной экономики на современном этапе становится решающей, так как стратегия развития такой компании заключается в том, чтобы вооружить Россию, заботиться о ее гражданах, повысить ее глобальный рейтинг и повысить с его помощью капитализацию, В настоящее время в контексте динамики национальной экономики крупные российские компании лично справляются и выходят на мировой рынок в качестве конкурентных партнеров. Крупные компании, в том числе государственные, играют решающую роль в экономическом росте и в процессе инноваций. этим объясняется деятельность многих государств, направленная на поддержку этого бизнеса и привлечение ТНК на их территорию. В конечном итоге это обеспечивает победу в растущей глобальной конкуренции, создание необходимых рабочих мест и повышение производительности. Страны и правительства, которые не уделяют достаточного внимания этому риску, остаются в стороне от конкуренции.


Каково состояние государственного капитализма и государственных корпораций в России сегодня?

Существует три критерия государственного капитализма: существенная государственная собственность на предприятия; непосредственное участие правительства в этих предприятиях; и капиталистическая система, в которой большинство предприятий находятся в частном владении и функционируют в рыночных условиях. Россия встречает их всех. Государству принадлежит две трети рыночной капитализации на российском фондовом рынке. Однако эта собственность в основном ограничивается четырьмя отраслями: энергетикой (нефть, газ и электроэнергия), банками, оборонной промышленностью и транспортом. В большинстве других отраслей российской экономики, включая потребительские товары, оборонное производство, сельское хозяйство, страхование и услуги, государственная собственность незначительна.


Сочетание исторической случайности и сильных инсайдерских интересов помогло сформировать нынешнюю конфигурацию Российского государственного капитализма. Например, в 1990-е годы премьер-министр России Виктор Черномырдин был выходцем из "Газпрома" и работал над тем, чтобы держать газовую отрасль под контролем. Нефтяная отрасль пережила значительное возвращение к государственному контролю с конфискацией активов ЮКОСА в 2004 году и их последующей передачей контролируемой государством "Роснефти". Финансовый кризис 1998 года в России, вызвавший крах нескольких крупных частных банков, привел к значительному увеличению числа контролируемых государством финансовых учреждений из-за предпочтений Центрального банка. Усилия России по приватизации никогда не распространялись на ряд транспортных компаний, и транспорт обычно имеет государственное участие во многих других странах.

Российские государственные корпорации имеют определенные преимущества в России. Они имеют доступ к дешевым кредитам (от контролируемых государством финансовых учреждений), которых нет у других компаний. Они также пользуются имплицитной государственной гарантией в отношении своих долгов и других видов деятельности. Возможно, самое главное, они функционируют как механизм политического контроля и извлечения ренты в путинской системе вертикальной власти, обогащая союзников и нейтрализуя любую оппозицию (например, бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского).

Вся система стала возможной только благодаря длительному товарному буму, который поддерживает высокие цены на природные ресурсы и обеспечивает государство ресурсами, необходимыми для реализации его стратегии государственного капитализма. Это стратегия, лишенная идеологии-на самом деле Путин выступает за приватизацию, а не за социализм. Вместо этого фактическая стратегия правительства направлена на консолидацию, поддержание и расширение политической и экономической власти правящих элит посредством контроля над отдельными отраслями и предприятиями.

Несмотря на низкую оценку, российские госкорпорации способны преуспевать и процветать по-своему, а также предоставлять ренту правящей элите, поскольку не подвергаются конкурентному давлению. Оборонный и транспортный секторы являются монополиями. Государственные банки могут расширяться за счет более эффективных частных банков благодаря их доступу к дешевым кредитам и фактической государственной гарантии. "Роснефть" по-прежнему извлекает выгоду из неожиданных доходов от конфискованных активов ЮКОСа. Наиболее заметным среди российских госкорпораций, утверждал Аслунд, сейчас является "Газпром".


"Газпром" является сейчас самой слабой российской госкорпорацией, потому что он подвергается конкурентному ценообразованию в своем экспорте в Европейский Союз. С появлением производства сланцевого газа в Соединенных Штатах мировые мощности по сжиженному природному газу (СПГ), которые были выведены в интернет для американского рынка, были освобождены, чтобы отправиться в Европу. Как следствие, спотовая цена на природный газ в Европе резко упала и снизился спрос на трубопроводный газ "Газпрома". "Газпром" страдает и от другого давления, в том числе от европейского антимонопольного иска по поводу дифференцированных схем ценообразования компании закончится поражением "Газпрома". Вероятный результат этих и других давлений со временем заключается в том, что прибыль "Газпрома" будет уничтожена что напрямую повлияет на Кремль, который полагается на ренту, полученную от компании.

"Газпром" мог бы предпринять много шагов для улучшения своих позиций,-таких как закрытие мегапроектов, продажа непрофильных активов, отделение транспорта от производства, разделение производства на отдельные средние компании. Но ни одно из этих действий не является вероятным, так как они снизили бы арендную плату кремлевским инсайдерам.

Список использованной литературы

 1.CD-ROM. Национальная экономика. Электронный учебник. Гриф УМО. - Москва: РГГУ2022. - 556 c.
2. Айвазян, С. А. Макроэконометрическое моделирование экономик России и Армении (продолжение). II. Агрегированные макроэконометрические модели национальных экономик России и Армении / С.А. Айвазян. - М.: Синергия, 2021. - 573 c.
3. Зуев, В. Н. Включение национальных экономик в глобальные цепочки стоимости: изменение парадигмы организации внешнеэкономических связей / В.Н. Зуев. - М.: Синергия, 2016. - 138 c.
4. Князева, И.В. Антимонопольная политика в России. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Национальная экономика". Гриф УМО МО РФ / И.В. Князева. - М.: Омега-Л, 2023. - 239 c.
5. Корниенко, О. В. Национальная экономика / О.В. Корниенко. - М.: Питер, 2023. - 108 c.
6. Кучуков, Р.А. Государственное регулирование национальной экономики в современной России / Р.А. Кучуков. - М.: Экономика,