ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2162
Скачиваний: 97
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические идеи Имам Аль-Бухари
План:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2.Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3.Педагогические идеи Имам Аль-Бухари
Мухаммад аль-Бухари – имам, полное имя которого Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугыра аль-Бухари аль-Джу‘фи, родился 11 шавваля 194 года хиджры, что соответствует 810 году в христианском календаре. Местом рождения Мухаммада аль-Бухари был город Бухара. Его родословная восходит к зороастрийцам, а аль-Мугыра, являвшийся прадедом Мухаммада аль-Бухари, от Ямана аль-Джу‘фи Бухари, бывшего тогда правителем Бухары, принял Ислам. Его отец был известен как соратник Малика ибн Анаса, и был человеком очень образованным. Мать его также была женщиной образованной, и обучение мальчика всевозможным наукам она контролировала лично. Отец Мухаммада умер, когда он был еще совсем маленьким.
В статье рассматриваются содержание образования в мусульманских школах Моварауннахра в 7-14 вв. Возникновение науки о хадисах основателем, которого был Абдуллах Мухаммед ибн Исмаил ал-Бухари (810-870).
Арабский халифат, образованный в начале 7 века, для укрепления своей позиции стал завоевывать и другие страны. Иран, Закавказья, Сирия, Северная Африка, Южная Испания тоже вошли в состав халифата. С 7-го века арабы начали наступление в Моварауннахр. В середине 8 века и этот край был завоеван, а народ вынужден был принять исламскую религию. Здесь тоже началось установление воспитательных принципов, основанных на идеях Ислама.
Появились новые образовательные учреждения, стали действовать мечети, школы на их базе. Обучение проводилось на арабском языке и в основном изучали «Коран». Дети, которые не являлись арабами, изучали основы исламской религии. Для этого использовались учебники «Хафтияк», «Чар хитаб».
Народная педагогика в Средней Азии. Народная педагогика Средней Азии представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировались народы этого региона.
Происхождение Учителя имама Бухари Ученики Память Воздержанность Особые качества Непреклонность Смерть Труды имама Бухари Условия Особое значение Имам Ат-Тирмизи и его собрание хадисов Имя и происхождение Дата рождения Место рождения Мнения ученых о личности Термези и его трудах Книги Термези Мнения о книге «Сунан» Особенности сборника Термези Введение Кто же не слышал о хазрате, имаме Бухари и его сборнике «Сахих-уль-Бухари»? И все же, в настоящее время большинство мусульман пользуются данной книгой, чтобы найти обоснование своим действиям и поступкам, даже не зная о биографии ее великого автора. Сборнику Бухари принадлежит статус самой достоверной книги после Священного Корана. Зададимся вопросом, почему «Сахих-уль-Бухари» занимает столь высокое положение. Для того чтобы полностью осветить все аспекты жизни имама Бухари и его великих трудов, не хватит и целой книги. Данная статья призвана дать общее представление о жизни великого ученого, а также пролить свет на то, каким образом им был составлен блистательный сборник. Да благословит Всемогущий Аллах столь великую личность, которая посредством составления великолепного сборника стала путеводной звездой для многих мусульман! И да примет Он и наши скромные старания! Аминь. Имам Бухари Происхождение Родословная известного и уважаемого мухаддиса, имама Бухари следующая: Мохаммед ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Мугира ибн Бардизбах. Исмаил - отец имама Бухари - был известным мухаддисом своего времени и был одарен возможностью находиться в обществе имама Малика, Хаммада ибн Зейда и Абдуллы ибн Мубарака Имам
Бухари родился в благословенную пятницу, 13 шавваля 194 г. (по хиджре). В раннем детстве он утратил зрение. Однако благодаря искренним и продолжительным мольбам своей матери, его зрение чудесным образом вернулось к нему. О возвращении зрения его мать узнала во сне, в котором к ней пришел хазрат Ибрахим (а.с.) и сказал: «Благодаря твоим обильным и святым мольбам Всевышний Аллах вернул твоему сыну зрение». Утром выяснилось, что сон был вещим. Исмаил - отец имама Бухари (- умер, когда его сын был еще мал, оставив его на попечение его матери, вырастившей сына с любовью и заботой. В возрасте 16 лет, после того, как он выучил сборники имама Ваки и Абдуллы ибн Мубарака, он совершил хадж вместе со своим старшим братом и матерью. Совершив хадж, имам Бухари остался на два года в Мекке, а в 18 лет он отправился в Медину, где проводил ночи рядом с могилой Пророка за составлением книг «Кадаяс-Сахаба уат-Табиин» и «Тарих-уль-Кабир», используя в качестве освещения лунный свет. Для получения новых знаний имам Бухари много путешествовал. Он совершил две поездки в Сирию и Египет и оставался в Аравии на протяжении шести лет. Он четырежды бывал в Куфе, Багдаде и Басре и порой оставался там на протяжении пяти лет. А в период хаджа он имел обыкновение возвращаться в Мекку. Учителя имама Бухари Впервые имам Бухари начал слушать и изучать хадисы в 205 году (по хиджре), а с 210 года, получив много знаний от алимов своего города, он начал путешествовать. Учителей, благодаря которым имам Бухари (собственно и получил свои блестящие знания, достаточно много. Известно, что сам имам Бухари (как-то сказал: «Я записал хадисы от 1080 различных людей, каждый из которых был ученым». Однако наибольшую пользу он получил от Исхака ибн Рахвая и Али ибн Мадини Имам Бухари (передавал хадисы от алимов пяти различных категорий. Он также передавал хадисы и от своих учеников, считая, что ни один ученый по хадисам не может называться таковым до тех пор, пока не передаст хадисы от старшего, младшего и своего поколения. Ученики У имама Бухари было огромное количество учеников. Передается, что около 9000 людей имели честь посещать его занятия, на которых он преподавал по своей книге «Сахих-уль-Бухари». Среди них были странники со всех уголков мира, приходившие, чтобы принять участие в этих благочестивых занятиях и воспользоваться уникальной возможностью стать свидетелем знаний, которыми обладал имам Бухари и которые не переставали удивлять людей. Память Считается, что у имама Бухари была уникальная память: как только заканчивалось чтение того или иного хадиса, имам Бухари воспроизводил его вслух по памяти. Известно, что еще в детстве он запомнил 2000 хадисов. Однажды, когда имам Бухари временно остановился в Багдаде, с ним произошел один впечатляющий случай. Люди, наслышанные о его многочисленных достижениях и качествах, которые ему приписывали, решили проверить его. Для этого они выбрали сто различных хадисов и, поменяв
цепочки передатчиков и сами тексты хадисов, выбрали десять людей, которые и прочитали их таким образом имаму Бухари Чтобы увидеть результат этого эксперимента, со всего города и из других мест собралось большое количество людей. Когда зачитывались эти хадисы, имам Бухари (отвечал всем одинаково: «Насколько мне известно, это неверно». А после того, как были прочитаны все хадисы, имам Бухари повторил каждый измененный хадис и каждую измененную цепочку передатчиков, сопроводив их правильным текстом и верной цепочкой передатчиков. Такова была память имама Бухари Воздержанность Воздержанность имама Бухари была бесподобна и непоколебима. Отец оставил ему немалое богатство, однако, ввиду своей щедрости, имам Бухари полностью истратил его на пути Аллаха, и, в конце концов, остался без денег и был вынужден обходиться одним-двумя миндальными орехами в день. Имам Бухари также никогда не пользовался щедростью правителей, хотя для этого и возникали подходящие случаи. Однажды он заболел, и когда изучили анализы его мочи, обнаружилось, что он не употреблял карри в течение долгого времени. Когда его спросили об этом, он ответил, что не ел карри последние сорок лет. Особые качества У имама Бухари было одно совершенно уникальное качество, которое заключалось в том, что он ставил довольство других людей выше своего собственного. Случай, подтверждающий это, произошел, когда его рабыня хотела пройти в комнату, где сидел имам Бухари Подойдя к двери, она споткнулась, заставив имама Бухари предостеречь ее: «Осторожнее, смотри, куда идешь». Рабыня надменно ответила ему: «Как же мне ходить, когда нет места?» Услышав это, имам Бухари вскинул свои руки и воскликнул: «Теперь я дал тебе свободу ходить там, где пожелаешь, ибо отныне ты свободна». Кто-то позже спросил имама Бухари (сделал ли он это рассердившись, однако он ответил: «Нет, я просто порадовал себя своим поведением». Имам Бухари всегда замечал все те мелочи, что могли помочь ему добиться довольства Всевышнего Аллаха. Один из таких случаев произошел в мечети. Один мужчина, находившийся в толпе людей, обнаружил у себя в бороде перышко и выбросил его на пол. Имам Бухари заметил это и, убедившись, что никто не наблюдает за ним, наклонился, чтобы взять это перышко, и положил его к себе в карман. Выйдя из мечети, он выбросил его, осознавая, что только что он помог мечети остаться чистой. Имам Бухари как-то сказал: «С того момента, как я узнал о запрете злословия, и до сегодняшнего дня, я воздерживался от этого». Один знаменательный случай произошел в то время, когда имам Бухари (совершал зухр-намаз. Завершив его, он исполнил нафль. После этого он повернулся к своим товарищам и, приподняв край своей рубахи, спросил: «Есть ли что-нибудь внутри?» Вдруг оттуда вылетела оса, оставившая на его теле 17 укусов, вокруг которых распухла кожа. Один из присутствовавших спросил, почему он не прекратил свой намаз. Имам Бухари ответил: «Я испытывал определенное удовольствие от намаза, которое я не хотел оставлять». Непреклонность Бухарский правитель попросил имама Бухари ежедневно приходить к нему домой, чтобы обучать его детей. Имам Бухари отклонил эту просьбу, заявив: «Больше уважения я проявляю к знаниям, чем к людям, поскольку это люди нуждаются в знаниях, и это люди должны стремиться получить их». Этот ответ не понравился правителю, и он еще раз попросил имама Бухари организовать отдельные занятия для его детей, на которых никто бы больше не присутствовал. Имам Бухари отклонил и эту просьбу. Вторичный отказ привел правителя в ярость, и он приказал выгнать имама Бухари из Бухары. Жители Самарканда, услышав об этом, быстро выслали имаму Бухари приглашение остановиться в их городе. Однако и среди жителей Самарканда были разногласия, что заставило имама Бухари (направиться в Хартанг. Смерть Именно там он провел месяц Рамадан, а в месяце Шавваль он отправился в Самарканд, на пути к которому его и постигла смерть. Имам Бухари умер в месяце Шавваль в 256 году (по хиджре) в возрасте 62 лет. (Мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся). Труды имама Бухари Есть много книг, написанных имамом Бухари но в области изучения хадисов сборник «Сахих-уль-Бухари» пользуются особым уважением и обладает высоким статусом. Точная дата начала составления блистательного сборника «Сахих-уль-Бухари» неизвестна, однако мы знаем, что по завершении написании этой книги автор представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю умершему в 241 г. (по хиджре), Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г., и наконец Ибн Маину, умершему в 233 г. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и написанию почитаемого сборника Бухари заняла у его благородного автора 16 лет, что указывает на то, что работа по составлению сборника была начата не позже 217 года. В это время имаму Бухари было всего 23 года. До того, как имам Бухари начал собирать хадисы, уже существовало немалое
количество опубликованных сборников хадисов, в которых имам Бухари обнаружил хадисы как со слабыми, так и с сильными цепочками передатчиков хадисов. Это навело его на мысль создания такого сборника, в который бы вошли только хадисы с сильным иснадом. Исхак ибн Рахвай поддержал эту идею, что укрепило решение Имама Бухари Рассказывает имам Бухари «Однажды на одном из наших собраний мой учитель Исхак ибн Рахвай упомянул, что было бы неплохо, если бы кто-нибудь собрал хадисы с сильными и надежными цепочками передатчиков и записал бы их в форме книги». Это вдохновило имама Бухари а сон, который ему приснился позже, только усилил это желание. Во сне имам Бухари стоял перед Пророком с веером в одной руке и помогал ему отмахиваться от всех мошек, которые норовили на него сесть. Проснувшись, имам Бухари посетил нескольких толкователей для получения интерпретации данного сна. Все они ответили ему, что данный сон означал, что в будущем он очистит Пророка от всей лжи, которую говорили люди, передавая неправильно понятые хадисы. Это очень успокоило имама Бухари и придало ему сил перед написанием своей книги «Аль-Джами-ус-Сахих». Полное название сборника звучит так: «Аль-Джами-ус-Сахих-аль-Муснад-мин-Ахадиси-Расулиллах-(салляллаху алейхи уа саллям)-уа-сунанихи-ва-Айямихи», что в переводе означает текст хадисов, собранный в форме книги, повествующей нам о высказываниях, действиях и жизни Пророка . Имам Бухари очень кропотливо записывал хадисы и выбирал только те из них, которые соответствовали стандартам и условиям, установленным им для определения хадисов с сильной цепочкой передатчиков, включающей только надежных и заслуживающих доверия рассказчиков. 16 лет он посвятил написанию своей книги, редактируя ее в общей сложности трижды. По словам алламы Айни ибн Тахир говорил о том, что имам Бухари написал «Сахих-уль-Бухари» в своей родной Бухаре. Однако Ибн Буджайр говорил, что имам Бухари начал составлять свой сборник в Мекке, а некоторые сообщали, что видели его в Басре. Есть и другое упоминание о том, что некоторые видели его за составлением этой книги в Медине.
Если исключить повторения, останется, по его утверждению, 2353 повествования от Пророка и 160 сообщений от уважаемых сахабов, что в сумме составит 2513 повествований. Особое значение «Сахих-уль-Бухари» выделяют на фоне других сборников. Выказываемое ему особое уважение объясняется следующими причинами: 1. Если возникала необходимость на некоторое время приостановить написание сборника, имам Бухари продолжал свою работу только после написания «Бисмиллях». Именно поэтому выражение «Бисмиллях» можно найти во многих местах его книги. 2. Каждую главу имам Бухари заканчивал использованием в предложении того или иного слова, заставляющего читателя задуматься, в надежде на, что читатель станет более осознанно подходить к главной цели этой жизни. Например, после первой главы он включил в текст слово, которое заставляет людей задуматься над своей короткой жизнью в этом мире и над своей смертью. Автор хотел, чтобы люди читали книгу, постоянно помня о смерти. 3. Имам Бухари большое значение придавал тому, чтобы включить подходящий хадис в начало и конец своей книги. Первый хадис его сборника посвящен намерению, что дает читателю возможность быть искренним с самим собой относительно того, что он намеревается получить, изучая слова Пророка , переданные в этом сборнике. Последняя глава, которой имам Бухари заканчивает свою книгу, называется «Китаб-ут-Таухид», и в ней приводится огромное количество слов восхваления единственности Аллаха, ведь именно это считается единственным спасением для всех людей в День Суда, когда люди окажутся лицом перед невыносимой необходимостью отчитаться о своих грехах. Хазрат, шейх, маулана Мухаммад Закария подытожил вышесказанное следующими словами: «Имам Бухари начал свою книгу хадисом «Иннамаль Амаль…» и закончил ее словами «Калиматан». Имам Ат-Тирмизи и его собрание хадисов Имам ат-Тирмизи сказал о своем сборнике хадисов: «Закончив эту книгу, я предложил ее вниманию улемов Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли ее и дали свое одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха)». Имя и происхождение Его самого звали Мухаммад, а его полное имя выглядит следующим образом: Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулями ат-Термези. Кунья (то есть, имя по сыну) — Абу Иса (т.е. отец Исы). Нисба «ас-Сулями» в его имени указывает на то, что он принадлежал к роду «бану Суляйм», одной из ветвей племени Гайлян, то есть, был арабом. А нисба «ат-Термези» в его имени указывает на то, что он родился в городе Термез. Дата рождения Ат-Термези родился в 209 году хиджры (824 год по современному календарю). Из упоминавшихся нами имамов, Ат-Термези родился позднее остальных: аль-Бухари в 194 г., Муслим – в 204 г., Абу Дауд – в 202 г.по хиджре. Хафиз аз-Захаби в своей книге «Мизан-аль-и‘тидаль» сообщает дату его смерти — 279 г.х., затем говорит: «Ко времени смерти ему было семьдесят лет». Его время — 3 век хиджры – был кульминационным временем в развитии хадисоведения. Именно тогда наука о хадисах достигла своих высот. В тот период в исламском мире было огромное количество ученых, хадисоведов, прекрасно разбиравшихся в преданиях Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и умевших отличать достоверные сообщения от недостоверных. Фатхуддин ибн Саййидиннас говорил: «Сообщается, что ученые первых веков Ислама не считали занимающимся хадисоведением того человека, у которого не было записано двадцати тысяч хадисов. Таков был критерий в их время».
Вспомним слова имама аль-Бухари, сказавшего: «В моей памяти сохраняется сто тысяч только достоверных хадисов».
Каждая народная педагогика - «собственность» нации, конкретного народа. Она индивидуальна, отличается от других. Она - в «своих» сказках, песнях, играх, праздниках, обычаях, традициях и т.д. Когда возникла народная культура, а с нею - народная педагогика? - С появлением человечества на земле, для того, чтобы существовал и развивался человек. Сначала - это пример с требованием его повторения, затем - его усовершенствование и развитие, передача этого опыта из поколения в поколение, с потребностью украсить быт, орудия труда, одежду, жилище (к чему толкала красота природы, человека). С этим появляются первые нравственные отношения, эстетические представления, художественные умения. Создаются религиозные культы - все это характеризует первый период развития народной культуры, народной педагогики. Позднее особенно выделяются материальные и духовные компоненты народной культуры - орудия труда и его результаты; предания, мифология, сказки и т.д. (в устном, затем в письменном виде, в том числе, в различных условных знаках). Наконец, выделяется специальный компонент - воспитательный (нормы, правила методического характера). Для чего выделяются специальные люди - учителя.
В народных воззрениях воспитанию отдавалась роль решающего фактора в формировании человека. Народная педагогика признает как положительное влияние хорошо поставленного воспитания и благоприятных условий и среды, так и отрицательное влияние плохого воспитания, неблагоприятных условий и среды. Об этом свидетельствует и пословицы: «Дыня от дыни перенимает цвет и плесень», «Птенец повторяет повадки родителей, увидевших в гнезде», Большое значение придается и самовоспитанию: «Сперва исправь свои недостатки, а потом поучай других», «Советы даём вёдрами, а принимаем каплями», «Если зеркало искажает твое изображение, пеняй на себя» и др.
Период раннего Восточного Ренессанса. В течении IX - ХII вв. в период Караханидов, Газнивидов, Селдюкидов и Хорезмшахов независимое государство появилось в Маверауннахре и Хорасане. Несмотря на непрерывные войны, развивавшимся под влиянием определенных кругов, этот период был очень важным для территории нынешнего Узбекистана в области культуры и науки. Обретение политической независимости и самоуправление государством дало хорошее начало, открыло большие возможности для региональной экономики и культурному развитию. Это время в истории известно как Восточный Ренессанс и знаменит ростом духовного просвещения.