ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами, цветами и колокольчиками.
Свадебный поезд, звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом.
В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.
Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».
На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой весьма рискованного содержания.
На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.
После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15- минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями и десерт.
Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные» письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме, образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался цикл городской свадьбы.
Заключение.
Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак – одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.
К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе. В западных странах, несмотря на свободу отношений между людьми, к браку относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на протяжении столетий.
Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое
(обряд един и общеобязателен, и следовательно объединяет всех живущих членов народа друг с друга.
Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по важности после рождения событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется соответствующим образом.
К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после
Октябрьской революции “пережитками темного прошлого” канули в лета.
Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные свадьбы” так и не прижились. И сегодня мы имеем то, что имеем: неестественно-радостную регистрацию в районном загсе и скучный банкет в ресторане, нередко заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю жизнь праздника.
Практическая часть
Ты прости-ко, краса девичья!
Я навек с тобой расстануся,
Молодёхонька наплачуся!
Отпущу я тебя, красота,
Отпущу тебя со ленточками
Во поля, в луга широкие,
Во леса, во боры дремучие,
На быстры реки текучие!
Погляжу я, красна девица,
Погляжу на свою красоту,
Вкруг* чего она обвилася:
Вкруг осинушки ли горькой,
Вкруг берёзоньки ли белой,
Аль вкруг яблоньки кудрявой?
Если ты обвилась, красота,
Вкруг осинушки, вкруг горькой, —
Мне житьё-то будет горькое,
Мне замужье, красной девице,
Нехорошее, печальное!
Если ты обвилась, красота,
Вкруг берёзоньки, вкруг белой, —
Мне житьё-то будет ровное,
Житьё будет долговечное!
Если ты обвилась, красота,
Вкруг яблоньки кудрявой —
Мне житьё будет хорошее,
Развесёлое, богатое!
Я возьму тебя ли, красота,
На свои руки на белые,
Отнесу тебя я, красота,
Во луга наши зелёные,
Положу тебя на травушку
,
На высокую, шелковую!
Как придёт-то лето тёплое,
Что придут-то люди добрые
Во луга с косами острыми,
Что найдут тебя, красота,
И возьмут на руки белые,
Вот как скажут: чья-то красота
Не на местечке положена,
Хоть и бережно поношена!
Тут не место тебе, красота,
Тут не место красоватися!
Я отдам тебя, красота,
Что голубушке милой сестре,
Поклонюся ей низёхонько:
— Ты возьми, возьми, мила сестра,
Покрасуйся в моей красоте!
Ты прости-ко, моя красота,
Я в тебе покрасовалася,
Берегла тебя, лелеяла
И от солнышка от красного,
И от ветра-вихря буйного,
И от дождичка от частого;
Ты дороже мне казалася
Золотой казны рассыпчатой,
Светлей ясного ты месяца,
Ярче солнышка ты красного!
Рассказала жительница с.Индия Коткодак Юлия Сергеевна ,пенсионерка, 67 лет.
Как ездил млад отецкой сын
По деревни красивыя ,
Он по волости гульливыя
Уж он ездил да посвистывал
Своей волюшкой помахивал
Уж я возьму молоду жену
Уж я так ее повыучу
уж я так ее повышколю
К воротам пойдет дороженькой
От ворот пойдет тропиночкой
Уж я так ее повыучу
Уж я так ее повышколю
Чтоб заложечка не щелкнула
Прекладинка не скрипнула
Рассказал Берназ Петр Алексеевич ,житель с.Индия,пенсионер,78 лет.
Плавала чарочка во сладком меду,
Во сладком меду у Николая в дому
Как у чарочки да у серебряной
Золотой у ней венчик был
А у Николая-то золотой обычай был
Что ни ест где,ни пьет
Где он,сударь,ни кушает,
Он домой идет к молодой жены
Ко двору он подъезжает,
Молоду жену кличет:
"Александрушка,встречай
Ты,Михайловна,встречай!"
"Недосуг,сударь,встречати,
Надо сына мне качати.
Уж я сынушка качаю
Перемену я начаю,
Я дочушку-то качаю-
И гостибище начаю."
Рассказал житель с.Бутор Григорьев Николай Сергеевич,пенсионер, 65 лет.
Залетала же пташечка
Ко соловьюшку в клеточку,
За серебряну решеточку.
Залетавши, стосковалася:
«Ох, тошнешенько, тошнешенько
У соловья сидеть в клеточке,
За серебряной решеточкой.
Без травы да без шелковой,
Без воды без ключевые,.
Без пшена сорочинского!»
– Заходила-то девушка
Ко молодчику в горницу,
Заходивши, стосковалася.
Стосковавшися, заплакала:
«Ох темнешенько!
Жить тошнешенько!
У молодчика жить во горнице,
Без родимого батюшки,
Без родимыя матушки!»
Рассказала жительница с.Бутор Ковганец Евгения Михайловна,пенсионерка,50 лет.
Василий Тихоныч
Гулял по чисту полю,
Залетел в зеленый сад;
Приломал в саду вишенье,
Винограды зеленые;
Изловил соколиночку,
Душу красную девицу,
Лизавету Николаевну.
Ровно снег, она белешенька,
Алый цвет румянешенька,
Не в саду ли, мой свет, взросла?
Не в винограде ли выцвела?
Я.росла, росла у батюшки,
У родимой у матушки,
У соколов, милых братцев,
Со голубушкам милым сестрам.
Рассказал житель с.Бутор Дикусар Борис Акимович ,пенсионер,73 года.
Что у чарочки у серебряной
Золотой был вьюночек;
У Михаила молодца
У Матвеича
Дорогой его разум.
Где он не ходит,
Где надежда не гуляет,
Во полночь домой приходит.
Он расчванится, разломается,
Он велит разувать,
Вото, вото я разую,
Я Михаила молодца,
Да Матвеевича
В честно во уста поцелую.
Рассказала жительница с.Бутор Пирева Галина Ивановна,пенсионерка,56 лет
Шелковая ниточка
К стенке льнет,
К стенке льнет.
Иван Александрушку
К сердцу жмет,
К сердцу жмет.
Ах душка, женушка,
Александрушка,
Александрушка!
Принеси ты мне сына,
Как я у тебя;
Как я у тебя;
Принеси ты мне дочку,
Как ты у меня,
Как ты у меня,
Мы сына-то выучим грамоте,
Выучим грамоте;
А дочку-то выучим
В пяльцы шить,
В пяльцы шить.
Рассказал Михайлов Сергей Викторович,житель с.Индия,пенсионер, 67 лет
К хозяину
Здравствуй, господин хозяин!
Ладьте же теперь нашим коням
Сена зеленого, овса ядреного, –
Сена до колена, овса до глаз...
Если желаете к себе в дом,
Постановите столы дубовые,
На столы расстилайте
Скатерти шелковыя,
Наносите на столы
Хлеба ситнего, перемены часты,
Осетра рыбу свежую,
Гуся да лебедя жареного,
Чашки, блюда, ножки, вилки,
Тарелки фарфоровыя,
Рюмки хрустальныя,
Вина цельный штоф,
Да сладкой водки полштоф,
Молосной каши горшок,
Сметаны три пасма,
Пуд толокна, бочку кислого молока;
Мы целые сутки не едали,
Вашего обеда дожидали.
Рассказал житель с.Бутор Бабой Геннадий Александрович,пенсионер,59 лет
Во саду было во садочке,
Во зеленом винограднике,
Тут ходил, да гулял молодец
Иван да Алексеевич (имя жениха).
Он чесал да буйну голову,
Поедину русы волосы,
Он чесал, сам приговаривал:
Прилегайте, кудри русые,
Ко моей да буйной голове;
Привыкай-ко, свет Марья-душа,
К моему да уму-разуму,
Уж ты всех зови по имени,
Величай по отечеству.
Уж ты свекра зови батюшкой,
Ты свекровушку–матушкой.
Ты деверьев зови братцами.
А золовушек – сестрицами,
Ты меня зови по имени
Величай по отечеству
Иван свет Алексеевич.
Рассказала Русу Феодосия Николаевна,жительница с.Бутор ,пенсионерка,61 год.
Когда родители едут к жениху «смотреть место», невеста причитает:
Ты не езди, родимый батюшка,
На чужую дальню сторону,
На злодеюшку незнамую;
Не кидайся, родимый батюшка,
На хоромы-то высокие,
На запоры-то крепкие,
На самовары-то чистые,
На скотинушку рогатую,
Того пуще, тяжелее
На удала добра молодца.
Рассказала Богнибова Мария Петровна, жительница с.Бутор ,пенсионерка,68 лет.
Библиография
1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М.,1985.
2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990.
3. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.
4. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.М., Наука, 1990.
5. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996.
6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.
7. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.
8. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.
Отчет по фольклорной практике
Фольклорная практика проходила в период с 6 по 18 июля в г.Тирасполе, в с.Индия, с.Бутор.
Мне очень понравилось беседовать с жителями с.Бутор и с.Индия.
Большинство жителей с радостью соглашались поделиться своими воспоминаниями,жизненным опытом в
области свадебных обрядов.Я зафиксировала свадебные причитания и песни в своей фольклорной практике.
Работа доставила мне огромное удовольствие.Беседы проходили в тёплой домашней обстановке, велись легко
и непринуждённо.Я взяла тему свадебных обрядов, так как моя бабушка много рассказывала о многих обычаях
и традициях её родного села Бутор. Мне захотелось поближе познакомиться со свадебной обрядностью нашей
местности.В ходе десяти встреч было записано и внесено в содержание фольклорной практики около десяти
различных свадебных песен и причитаний.Поиск теоретического материала и необходимой информации
проходил в библиотеке г.Тирасполь.