Файл: Работа над художественным образом на уроках фортепиано в младших классах детской музыкальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок
Преподаватель Копцева Галина Александровна

с обучающейся Яценко Яной

по программе ДООП

«Музыкальное исполнительство» (фортепиано).

Срок реализации 5 лет
Тема урока: «Работа над художественным образом на уроках фортепиано в младших классах детской музыкальной школы».
Цель урока:

- формирование представлений о художественном образе, средствах выразительности;

- способствовать формированию положительной мотивации и интереса к процессу обучения;

- закрепление понятия художественный образ на материале изучаемых произведений;

- расширение общего кругозора учащегося.
Задачи урока:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, темп, ритм, мелодия, динамика);

- продолжить формирование практических навыков (игра штрихами, работа с динамическими оттенками);

- развитие мышления, слуха, координации движения;

- воспитывать собранность. усидчивость обучаемого.
План урока:

- организационный момент;

- разминка: упражнения, направленные на свободу музыкального двигательного аппарата;

- работа с музыкальным материалом;

- физкультминутка;

- закрепление пройденного материала;

- итог урока;

- домашнее задание.
Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач, посадка за инструментом.

Игра на инструменте, в том числе и на фортепиано – это вид деятельности, осваивая который ребёнок приобретает специфические знания, умения и навыки, без которых игра на инструменте просто невозможна Главной целью исполнительства является формирование музыкально – образного мышления, необходимого для воплощения художественного образа музыкального произведения. У художественного образа есть свои скрытые тайны, которые исполнитель – пианист должен прочитать в нотном тексте работая над музыкальными произведениями. 

Учитель: Яна, как ты думаешь, что такое музыкальный образ?

Ученица: Это о чем рассказывает композитор в музыке, или настроение, или пейзаж, явление природы, картина чего-то.


Учитель: Хорошо. Сегодня мы постараемся с тобой раскрыть художественный образ музыки, работая над музыкальными произведениями.
2. Разминка:

Учитель: Расскажи, как нужно сидеть за фортепиано и как правильно ставить кисти рук?. (Ответ ученицы).

Упражнение на закрепление штрихов:

- non legato «точка». Круглую кисть ставим на палец каждой руки на клавишу звукоряда с разной силой

- staссato –«ворона и воробей», отрывисто играем пальцем каждой руки клавишу звукоряда громко (f) и тихо (р).

- legato «гусеница» пальчики ставим, не отрывая от клавиатуры как бы ползем по клавишам звукоряда, играем ровным звуком вверх крещендо, диминуэндо. Играем подвижнее текст.

Учитель: Яна, как ты думаешь для чего мы учимся играть звуки разными способами (штрихами)?

Ученица: Музыка становится красивее, хорошо запоминается, легче придумать музыкальный образ.
3. Работа с музыкальным материалом:

Учитель: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: Я сыграю произведение «Янка» белорусская полька.

Учитель: Ты знаешь, что такое полька?

Ученица: Полька — это танец (живой, быстрый), появился в середине 19го века в Чехии. Размер 2/4. Характерное движение шаг с подскоком.

Ученица играет произведение.

Учитель: что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица: Дети играют во дворе бегают, приседают.

Учитель: Какие приемы в музыке помогают передать характер произведения, музыкальный образ.

Ученица: Я думаю исполнение разных штрихов.

Учитель: Посмотри внимательно все штрихи выполняются одновременно каждой рукой или поочередно?

Ученица: Нет. Правая рука играет (legato), а левая рука (staccato) одновременно или левая рука играет длинную ноту, а правая рука (legatostaccato).

Учитель: давай проиграем отдельно эти места несколько раз каждое.

Учитель: Ты поняла, но твое исполнение не свободно, поучи дома. Как ты думаешь почему композитор использует разные приемы исполнения.

Ученица: Разные приемы украшают музыку. Музыкальный образ легче придумать.

Учитель: Какие еще средства исполнение влияют на выразительность музыкального образа?

Ученица: Я думаю: темп и динамические оттенки.

Учитель: Правильно. Композитор в нотном тексте подсказывает темп, динамические оттенки. Посмотри в нотный текст внимательно и сыграй.



Ученица играет произведение.

Учитель: Хорошо. Ты поняла, но не хватает свободы исполнения одновременного исполнения штрихов, поучи отдельно эти места.

Учитель: Как ты думаешь, композитору удалось передать художественный образ? С помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: Да, музыкальный образ композитор передает с помощью разных средств выразительности: штрихи (legato, staccato), длинные ноты, мажорный лад, темп.
4. Физкультминутка:

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз).

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
5. Закрепление пройденного материала:

Учитель: Яна какое произведение ты хочешь повторить?

Ученица: Украинскую народную песню.

Ученица играет произведение.

Учитель: Какое настроение этого музыкального произведения?

Ученица: Радостное веселое настроение.

Учитель: Давай подробнее рассмотрим нотный текст. Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер и музыкальный образ в произведении?

Ученица: темп произведения, использование штрихов, динамических оттенков (пиано дает легкость, а форте звучит «как приходит папа»), ярче играть начало фраз, тише окончание фраз.

Педагог: Молодец, ты сама смогла увидеть и понять. Играешь ты ловко, но нет в игре свободы в руках. Полезно поучить пьесу медленно на плоскости ( на столе), объединять и вести фразу. .

Учитель: Какие музыкальные образы возникают у тебя, когда ты играешь Украинскую народную песню.

Ученик: Катание детей с горки.

Учитель: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?

Ученица: средний и низкий, потому что дети съезжают с горки.

Далее идет работа над выразительным исполнением произведения.
6. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при
изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
7. Домашнее задание: 

- Закрепить знания, полученные на уроке путём игры на фортепиано, живо представлять себе нужный и правильный художественный образ. Отрабатывать все технические моменты. Работать над штрихами, фразировкой, динамикой.

- Повторять упражнения: «точка», «ворона-воробей», «гусеница».

- Следить за постановкой музыкального аппарата.

-Проработать одновременное исполнение разных видов штрихов в пьесе «Янка» белорусская полька.

- Закрепить динамические оттенки «Украинской народной песни». Подобрать картинку, раскрывающую музыкальный образ произведения.
Учитель: Наш урок окончен. Спасибо.