Файл: I. теоретические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..................……2

ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Понятийный аппарат исследования………………………………….8

1.2.Значение, виды сюжетно-ролевых игр в процессе развития диалогической речи детей дошкольного возраста…………………...........………………………………………………16

1.3.Анализ нормативных документов по теме исследования……………………………………………………………………21

Выводы к главе I…………………………………………….......…………….27

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

2.1. Приёмы проведения сюжетно-ролевых игр в процессе развития речи детей дошкольного возраста………………………….......................................................................30

2.2. Методическое руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах дошкольного учреждения................................................33

Выводы к главе II……………………………………………….............39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………............43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….................................................45

ПРИЛОЖЕНИЯ……………............................................................…

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование речевой компетенции в разных видах деятельности детей дошкольного возраста обусловлено современными тенденциями в развитии системы дошкольного образования Российской Федерации,что отражено в основных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г. № 273 - ФЗ, Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 2562), Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

Речевое развитие дошкольников определяется как основная базисная характеристика личности ребенка. Процессу развития речи детей в дошкольном детстве уделяется огромное значение во всей воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения.

Речевое развитие детей – одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. Одним из ведущих средств развития речи у детей дошкольного возраста является общение
. Его содержание и формы определяют содержание и уровень развития речи детей. С  помощью общения можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, намерения.

Особое значение в развитии речи дошкольников имеет диалог, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение. Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка.

Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Диалогическая речь представляет собой взаимодействие и отношения между людьми при помощи речи. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естест­венной формой языкового общения, состоит из обмена выска­зываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль игра­ют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значе­ние слова. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.

Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Главным в общении являются понимание, призна­ние, принятие личности ребенка.

Диалогические умения дошкольников- это умения детей взаимодействовать между собой, вступать в разговор, поддерживать и завершать его в соответствии с правилами речового этикета, уместно используя устоявшиеся языковые выражения; выражаться логично, связно; правильно структурно и интонационно оформлять речь.



Важность задачи развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области методики обучения родному языку (Алексеева М.М., Богуш А.М., Бородич А.М, Ветлугина Н.А., Гавриш Н.В., Струнина Е.М., Тихеева Е.И., Ушакова О.С., Флёрина Е.А., Яшина В.И. и др.). Тем не менее, изучение ими состояния работы по развитию диалогической речи выявило недостатки в усвоении данной формы речи детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога.

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками уделяют внимание в основном изучению монологической формы речи. Развитию диалогической речи посвящались немногие работы методического характера: Арушановой А.Г., Богуш А.М., Бородич А.М., Горбуновой Н.В., Зарубиной Н.Д., Любашиной В.В., Радиной Е.И., Соловьевой О.С., Сохина Ф.А., Тихеевой Е.И., Флериной Е.А., Яшиной В.И.

Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности. Между тем большинство методических рекомендаций рассматривают разговоры и беседы педагогов с детьми как единственные способы развития диалогической речи дошкольников. Использование игр в процессе развития диалогической речи изучено недостаточно.

Психологи: Запорожец А.В., Новоселова С.Л., Подъяков Н.Н., Репина Т.А., Усова А.П., путем апробирования различных подходов подтвердили благотворное влияние взрослого на обогащение содержание детской деятельности, в том числе коммуникативной. Поэтому умению вести диалог со сверстниками и взрослыми – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить. Но обучение должно быть направлено на развитие поисковой активности детей в сфере языка и речи, должно быть не прямым, а косвенным. Этому и способствует сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра (ролевая, творческая) — согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.


Проблема развития диалогической речи детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх находит свое практическое отображение в ряде психолого-педагогических исследований. Этими проблемами занимался Выгодский Л.С. и его последователи: Запорожец А.В., Усова А.П., Эльконин Д.Б. и др. В своих трудах французский психолог А. Валлон, особое внимание обращал на развитие творческих диалогических способностей детей в играх по сюжетам произведений народного фольклора. Представители педагогической науки: Барсукова Л.С., Гайдаенко В.В., Григоренко Г.И., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Флёрина Е.А., Г. Швайко Г.С. Щербакова Е.И. рассматривают сюжетно-ролевую игру как источник формирования не только диалогической речи, но и как источник формирования личности ребёнка дошкольного возраста. По их мнению – игра содержит большие возможности для формирования диалогических умений дошкольников.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет прежде всего творческая  сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно созда­ют предметно-игровую среду, приду­мывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Проблема развития диалогической речи дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Данный аспект и определил тему курсовой работы: «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста».

Цель исследования – определить влияние сюжетно-ролевых игр на процесс развития диалогической речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

1. На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятия: «диалог», «диалогическая речь», «диалогические умения», определить задачи развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

2.Охарактеризовать виды сюжетно-ролевых игр детей и определить их значение в развитии диалога и обучения родному языку.

3.Проанализировать сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.


4.Проанализировать нормативные документы по проблемам исследования.

В соответствии с объектом и предметом были определены следующие методы исследования:

а) организационные: изучение и анализ научной и методической литературы, передового педагогического опыта по теме исследования (1.1., 1.2., 1.3.);

б) эмпирического уровня: диагностические (наблюдение, беседа, изучение методики обучения диалогической речи детей дошкольного возраста) (2.1.,2.2.);

Структура работы. Курсовая работа состоит введения, двух глав, выводов к ним, заключения, списка использованных источников литературы и приложений. Общий объем работы 94 страницы. В списке использованных источников литературы 94 наименования.


ГЛАВА1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    1. Понятийный аппарат исследования


Диалог важнейшая сфера коммуникативной самодеятельности, первичная естественная форма языкового общения, сложная форма социального взаимодействия. М. Г.Бородулина [12] определяет диалог, как беседу нескольких людей, с целью спросить о чем-либо и побудить к ответу. Полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг друга как личность (О. А.Бизикова ) [10].

Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать, свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Сущность обучения диалогической речи в том, что она является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого ( А.Г.Арушанова ) Одной из главнейших за­дач этого направления является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Формирование разговорной (диалогической) речи у детей дошкольного возраста предполагает развитие умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Важным является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным уровнем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка, овладения грамматическим строем языка. Разговорная речь предполагает умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнать друг друга, взрослых ( Е.А.Флерина )