ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Проблема выбора в экономике.
Источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности имеющихся в распоряжении человека ресурсов, с одной стороны, и в неограниченности постоянно возникающих потребностей - с другой.
Ресурсы - совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продук-ции. Все ресурсы можно условно разделить на – свободные (неогранич, не имеют ценности) и экономические (ограниченные, платные).
Экономические ресурсы: -трудовые ресурсы, или труд;- инвестиционные ресурсы, или капитал; -природные ресурсы, или земля; - предпринимательские способности; -информация;
В условиях рыночной экономики экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый доход в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной пла-ты (труд, управленческая способность) или прибыли (предпринимательская способность).
Потребности - нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т.п.
Проблема выбора сводится к трем вопросам:
1: «ЧТО»? Человек определяет цель своей деятельности и стремится по возможности ее конкретизировать, другими словами, определить, какие блага и в каком количестве он хотел бы получить.
2: «КАК»? На этом этапе человек выбирает инструменты достижения поставлен-ной цели, определяя необходимые для этого ресурсы и технологию производства.
3: «ДЛЯ КОГО ?» При решении этого вопроса определяется, каким будет распределение созданного в экономике продукта.
Для анализа ситуации выбора в условиях ограниченности ресурсов воспользуемся простейшей графической моделью - кривой производственных возможностей (КПВ).
а) выпускается всего две группы товаров:
б) количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной
в) уровень технологии задан и не изменяется
г) экономика расходует ресурсы полностью
Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Модель показывает:
-ограниченность ресурсов - об этом свидетельствует существование области недостижимых значений за границей КПВ;
-необходимость выбора в условиях ограниченности - общество вынуждено определять, какое сочетание товаров X и Y в наилучшей степени удолетворяет его интересы;
-наличие альтернативных издержек - об этом свидетельствует убы-вающий характер кривой, поскольку для производства дополнительной единицы одного товара надо отказаться от выпуска какой-либо величины другого товара. Альтернативная стоимость товара х – это количество товаров у, от которого пришлось отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу товара х АСх= -у/х АСу= -х/у
Механизмы решения проблемы выбора:
-
Механизм традиционный и обычный: примитивная экономика -
Механизм централизованного управления: командная экономика -
Рыночный механизм: рыночная экономика
2Спрос и предложение, рыночное равновесие и государственное вмешательство
Рынок – это механизм, позволяющий покупателям и продавцам обмениваться товарами и услугами
Рынок СК: -однород товара; -неогранич количество участ конкур. -свободный вход на рынок и уход с него участников т.е. для них не существует барьеров и преград; -полная и совершенная информация: -отсутствие рыночной власти у покупателей и продавцов, т. е. отсут-ствие у них возможности влиять на рыночную цен
Рын спрос характер готовн покуп приобр товар по всем возмож на рынке ценам. Величина или объем спроса (QD) –это колич товара, которое готовы приобр покуп по определ цене; -Цена спроса (PD) – максцена, кот готовы запл покупат за данное количество товара.
З ависимость величины спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Общий вид функции: QD = f (P, PC, PS, W, I, N, T…)
где P – цена товара; PC - цены товаров, дополнтовар(комплементов); P S - цены товаров, замен данный товар в потребл (субститутов); W – ожидания изменений цены товара в будущем; I – доход покуп; N – число покуп ; T – вкусы и предпочт покуп. Если все факторы, кроме р неиз, то QD
= f (P)
Р ын предлож товара характеризует готовность продавц постав разные объёмы товара на рынок при различ ценах этого товара. Величина или объем предложения (QS) –это количество товара, кото-рое готовы продать продавцы по определенной цене на рынке за единицу времени; Цена предлож (PS) – миним цена, по которой готовы продать данное количество товара. QS = f (P, PR, W, Tec., N, TX, М), где P – цена товара; PR - цены ресурсов; W – ожид измен цены товара в будущем; Tec. - техн; N – число продавцов ; TX – налоги (субсидии); Мвозможность получения прибыли от производства других товаров. Q S = f (P)
Ч астичное (на изолир рынке) равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предлож, а цена спроса равна цене предложения. Q*=QD =QS ; P*=PD =PS.
Существуют две модели механизма достижения равновесия на рынке, их авторами являются А. Маршалл и Л. Вальрас.
В модели Л. Вальраса независим перемен являются цены, от которых зависят величина спроса и предложения QD = QD (Р); QS=QS (Р). При цене P2, которая ниже чем P*, QS2 будет ниже QD2. возникнет дефицит товара, равный разнице QD2 - QS2. Товара произведено меньше, чем готовы приобрести, покупатели будут конкурир между собой за возможность купить товар. Производит будут повышать цену до тех пор, пока не исчезнет дефицит -до P*.
В модели Маршалла независ перем явл велич спроса и велич предлож, от которых зависят цены спроса и предложения: PD = PD (Q); PS = PS (Q). Если на рынке производители будут продавать товар в объёме Q1 выше Q*, то цена спроса PD1 будет ниже цены предложения PS1. Производители то-вара будут нести убытки и снижать объем выпуска, при этом убытки будут уменьшаться и исчезнут при Q*.
Гос вмешат:
У
становление верхнего предела цены или «цены потолка» (Рmax) используется правительством при регулировании цен на социально значимые товары. Установление нижнего предела цены или «цена потолка (Pmin) используется при регулировании цен на с/х продукцию в интересах производителей.
Потоварный налог может быть установлен
в размере фиксированной суммы с каждой
единицы товара
3 Полезность, бюджетное ограничение и кардиналистский оптимум потребителя
Полезность – это удовольствие, или удовлетв, которое получает потребитель от потребления товара или пользования услугой.
Совокупная (общая) полезность – полезность всего количества блага (или благ), которые приобретает потребитель. Предельная полезность – это удовлетворение, которое потребитель извлекает из каждой дополн единицы блага.
В теории потреб поведения сущ два подхода к измерению полезности. Первый подход получил название кардиналистский (колич). Он базируется на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ с помощью условной единицы полезности, называемой ютиль.
П редельная полезность рассчитывается как приращение общей полез-ности в результате увеличения блага на единицу. Общая полезность рассчитывается как сумма предшествующих пре-дельных полезностей
Графически предельная полезность – это тангенс угла наклона касательной, проведенной к любой точке функции общей полезности
Закон убывающей предельной полезности предельная полезность убывает по мере увеличения количества товара, в то время как общая полезность растет, хоть и убывающим темпом.
Потребитель стремится к максимизации функции общей полезности, т .е. к максимизации удовольствия от потребления куп-ленных им товаров и услуг Потребитель должен уложиться в свой ограниченный доход, покупая товары и услуги по заданным ценам. Потребитель в этом случае достиг состояния равновесия, то есть у него нет стимула изменять структуру набора, последние единицы каждого товара приносят ему равное удовлетворение (с учетом разности цен).
У словие равновесия в корд варианте гласит: потребитель в равновесии распределяет расходы на все товары таким образом, чтобы уравнять предельные полезности, приходящиеся на последнюю денежную единицу
Бюджетное ограничение гласит: общие расходы на товар не должны превышать дохода потребителя ,то есть суммы денег, которая находится в распоряжении потребителя.
В рамках кардиналистского подхода бюджетное огранич задается только аналитич.
Г рафический метод анализа применим только в ординалистском варианте, так как заставляет нас рассматривать случай, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами (Х и Y):
4 Аксиомы рационального поведения потребителя, кривая безразличия и ординалистский оптимум потребителя
В ординалистс теории: Потребители сравнивают не отдельные товары, а их совокупности, т.е. наборы. Нет количественного измерения полезности (Потребитель не измеряет полезность наборов в ютилях, он лишь сравнивает их с точки зрения предпочтений, т.е. потребитель может сказать, какой набор для него предпочтительнее). Система предпочт строится на ряде аксиом:
1 аксиома упорядоченности: способность ранжировать альтернативы (потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг)
2 . аксиома транзитивности ( если потребитель предпочитает набор A набору B, а на-бор B – набору C, то потребитель предпочтет также набор A набору C ) или (если потребитель не делает различия между альтернативами A и B, и между B и C, то тогда он не должен делать различия и между A и C)
3. аксиома ненасыщаемости. Большее количество товара всегда предпочитается меньшему