ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Анализ сегмента рынка спортивной одежды и обуви
Изучение потребителей - один из наиболее востребованных видов исследований, т.к. именно потребители приносят прибыль компании. Любая компания, изучая своих клиентов, может предложить им именно то, в чем они нуждаются и удовлетворить клиентов лучше, чем конкуренты.
Численная структура рынка спортивной одежды и обуви характеризуется массовостью потребителей, поскольку потребительская база исчисляется в миллионах людей. Исходя из этого, нужно придерживаться технологии сегментирования рынка.
Рассмотрим сегментацию рынка спортивной одежды и обуви на примере магазина «Спортмастер».
Согласно опросу, основная часть покупателей магазина «Спортмастер» - это люди, приобретающие товары для повседневного использования и поддержания физической формы. Сегментация потребителей магазина по классическим показателям проведена в таблице 1.
Таблица 1 – Сегментация потребителей магазина «Спортмастер» [5]
Характер и цель покупки во многом зависят от пола и возраста потребителей.
Половозрастное распределение покупателей в зависимости от вида товара в магазине «Спортмастер» можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2 - Половозрастное распределение покупателей в зависимости от вида приобретаемого товара в магазине «Спортмастер» [5]
Половозрастное распределение в зависимости от цели покупки можно видеть в таблице 3.
Таблица 3 - Половозрастное распределение в зависимости от цели покупки [5]
По полученным результатам анкетирования можно сделать вывод, что основная аудитория покупателей магазина - это мужчины, составляет около 45% от общей половозрастной группы. Следующая группа – женщина, составляет 35% и 20% товарооборота приносит детская одежда.
Сегментирование рынка по категориям товаров и услуг - это производная от рыночного сегментирования по категориям покупателей. Такое сегментирование берет в учет нужды и предпочтения покупателей, основанные на качественных характеристиках товаров или услуг.
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. [10, с. 138]
Проанализируем профиль покупателя спортивной одежды:
- географическое местоположение:
наш регион расположен в среднем Поволжье, где климатические условия позволяют надеяться на то, что ассортимент выпускаемой спортивной одежды может быть достаточно широк и при этом будет пользоваться достаточно высоким спросом (очевидно, что в регионе в зимнее время чрезвычайно востребованными будут лыжные шапки, куртки, комбинезоны, в летнее время особым спросом будет пользоваться спортивная одежда для занятий большим теннисом, велосипедным спортом).
- демографические характеристики:
в регионе сложилась хорошая демографическая ситуация, наблюдается повышение уровня рождаемости. Это позволяет надеется, что в дальнейшем предприятие может расширить свое производство за счет увеличения объема выпуска детской спортивной одежды.
- социально-психологические характеристики:
в последнее время наблюдаются все большая популяризация здорового образа жизни. Среди различных слоев населения сложился определенный стереотип – благополучный, успешный, состоявшийся, обеспеченный человек должен непременно следить за своей физической формой, т. е. активно заниматься спортом.
Процесс принятия решения о покупке товара напрямую зависит от личных вкусов и предпочтений покупателя, а так же от возможных средств приобретения. Не секрет, что качественная спортивная одежда и обувь не имеют дешевой цены. Прежде чем приобрести товар, покупатель рассмотрит множество критериев, такие как цена, качество, внешний вид, удобство, размер, материал и т.д. И решение о покупке будет принято только тогда, когда личные критерии будут удовлетворены.
В товарные группы магазина Спортмастер входят:
Одежда:
Одежда для спорта;
Одежда для бега;
Одежда для фитнеса;
Одежда для активного отдыха и туризма;
Молодежная одежда.
2. Обувь:
Обувь для бега;
Обувь для тренировок;
Обувь для фитнеса;
Обувь спортивного стиля;
Обувь для активного отдыха.
Сегодня на российском рынке спортивных товаров наблюдается ориентация на потребителя со средним достатком. Это спровоцировало расширение ассортимента товаров, в том числе российского производства, а также переход части покупателей с открытых рынков в магазины.[11].
Спортивная одежда и обувь известных западных марок (ADIDAS, NIKE, REEBOK, PUMA, COLUMBIA и т.д.) позиционируется в среднем в высоких ценовых сегментах и доступна потребителям с доходом от $300 в месяц. Структура Российского рынка в зависимости от вида товара представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура российского рынка спортивной одежды и обуви, % от объема продаж
Таким образом, очень важно провести сегментацию рынка, т. к. сегментация является одной из функций в системе маркетинговой деятельности и связана с осуществлением работы по классификации покупателей или потребителей товаров, находящихся на рынке или выводимых на него. Главная цель сегментации - «оживить» путем ориентации на потребителя проектируемый, изготовляемый и реализуемый поток товаров (услуг) на конкретном сегменте рынка.
Складывающиеся на современных рынках спортивной одежды тенденции, обеспечивают производителям спортивной продукции огромную прибыль, за обладание которой идёт жёсткая конкурентная борьба.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации [8,с. 243].
Чтобы оценить конкуренцию и концентрацию рынка рассчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Доли рынка известных производителей спортивной одежды и обуви:
«Reebok» – 20%;
«Найк» – 24%;
«Адидас» – 28%;
HHI=20²+24²+28²= 400+576+784+=1760
Получившийся индекс относится ко II группе – рынки с сильным уровнем монополизации (концентрации) (олигополистические рынки).
На рынке спортивной одежды и обуви сформировалась олигополистическая конкуренция. Из-за сильных конкурентов, которые уже успешно зарекомендовали себя у потребителей, создаются достаточно высокие барьеры выхода на рынок. Для успешного открытия магазина необходимо тщательно проанализировать рынок и его сегментирование.
В России 90% продаваемых спорттоваров импортируется из-за рубежа. О конкурентной борьбе с иностранцами может быть речь только в звене торговых сетей. Не смотря на то, что российские производители спортивных товаров не конкурентоспособны, их доля на российском рынке оставляет желать улучшений.
Изучая конкурентную среду на рынке производства спортивной одежды, мы можем сделать вывод, что конкуренция в данной отрасли достаточно сильна. Существует угроза завоевания данного рынка со стороны магазинов, торгующих спортивной одеждой всемирно известных производителей. В целом наиболее популярными марками спортивной одежды и обуви в России являются «Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike». Помимо этих лидеров представлены также следующие марки: ColumbiaSportswear, Sprandi, Baon, FinnFlair, Sela, Kappa, Rebel, Rider, Fila, Kangaroos, Mizuno, DenisUomo, MaxMaraTechnology, Roncato, Адмирал Маркет Марин, Айсберг, Кант, Кемпинг-Тур, Юнион и другие.
Первые четыре основополагающих брэнда относятся к категории товаров со средним либо выше среднего ценовым уровнем.
Рассмотрим и сравним характеристики основных лидеров на рынке спортивной одежды и обуви.
Таблица 4 - Сравнительная характеристика основных конкурентов
Факторы | Описание конкурентных позиций | |||
«Reebok» | «Найк» | «Адидас» | ||
МАРКЕТИНГОВЫЕ КРИТЕРИИ | ||||
Позиция на рынке | ||||
доля рынка (%) | 20% | 24% | 28% | |
Мощность марки | ||||
известность опыт работы компании на рынке | Один из лидеров спортивной индустрии 63 года(компания создана в 1948 году) | Nike является спортивным брендом №1 в мире 47 лет (компания было основана в1964 году) | Большой опыт работы на российском рынке 91 год(зарождение компании началось с 1920 года) | |
Мощность комплекса маркетинга | ||||
товарно-ассортиментная политика | Обувь спортивные костюмы шапки шарфы футболки шорты куртки | спортивная одежда спортивная обувь шапки шарфы купальники футболки шорты куртки | спортивная одежда спортивная обувь шапки шарфы купальники футболки шорты куртки детская спор-тивная обувь | |
ценовая политика | спортивные костюмы – 3500 руб. шапки – 1000 руб. футболки - 800 руб. купальники -2400 руб. и т.д. | Спортивные костюмы – 3300 руб. шапки – 900 руб. футболки - 1000 руб. купальники -2500 руб. и т.д. | Спортивные костюмы – 3000 руб. шапки – 600 руб. футболки - 800 руб. купальники -2300 руб. и т.д. | |
политика распределения | В городах России и других стран мира. | Во многих городах России, и других стран мира. | Во многих городах России, и других стран мира. | |
политика продвижения | Интернет-реклама, печатные издания, рекламные вывески. | Реклама на ТВ, ннтернет-реклама, печатные издания, рекламны вывески. | Реклама на ТВ, интернет-реклама, печатные издания, форумы. | |
Факторы, значимые для потребителей при выборе* | ||||
качество цена бренд | среднее средняя мировой | высокое высокая мировой | высокое средняя мировой |
На основе сравнительной характеристики основных конкурентов можно сделать вывод, что основным конкурентом на данном рынке являются фирмы, реализующие продукцию «Адидас».
2. Анализ развития рынка и пути решения проблем
Емкость рынка – это параметр, который определяет возможный потенциальный оборот продаж за определенный промежуток времени. Исследования емкости рынка необходимы субъектам предпринимательской деятельности для планирования объема продаж и прибыли [2, c.76].
Рынок спортивных товаров в мире по мнению многих экспертов можно отнести к числу самых крупных, его объем в последние годы по некоторым оценкам превысил $200 млрд в год. Его образуют не только крупные международные корпорации, но также и сотни тысяч компаний среднего и малого бизнеса, обеспечивающие миллионы рабочих мест и вносящие весомый вклад в ВВП своих государств. Лидерство по объемам продаж принадлежит категориям спортивного снаряжения и спортивной одежды, за которыми следует спортивная обувь.
Годовой объем продаж мирового рынка спортивного снаряжения аналитики оценивают в 40 млрд. долларов, рынок спортивной обуви - в 20 млрд. долларов, а рынок спортивной одежды - в 38 млрд. долларов.
На российском рынке спортивных товаров ведущее положение занимают китайские производители, доля товаров китайского производства составляет до 70%. Однако, в этой стране пока нет ни одного собственного раскрученного спортивного бренда. Рынок спорттоваров европейского производства составляет 15%, на спорттовары российского производства также приходится 10-15% рынка.
Как отмечалось выше, на мировом рынке спортивные товары российского производства представляют незначительную часть. По прогнозам экспертов, эта тенденция сохранится на ближайшие годы, несмотря на значительные темпы роста рынка. Наибольшую долю на российском рынке спортивных товаров составляют товары для зимних видов спорта. На летние спортивные товары, как считают эксперты, приходится немногим менее трети продаж.
На сегодняшнее время, по мнению представителей компании «Спортмастер», рынки спортивных товаров характеризуются наибольшей стабильностью в крупных городах России, таких как Москва и Санкт-Петербург. Однако уже скоро их емкость будет заполнена окончательно, конкуренция обострится, и компании, которые заботятся о своем развитии, будут вынуждены искать новые, более перспективные и еще не освоенные рынки. В перспективе ожидается, что ими могут стать города с населением более 100 тыс. жителей. По последним данным государственной статистики, около 47% населения России проживает именно в таких городах.