Файл: Задача психологии здоровья. Билет Вопрос Дефицитарное психическое развитие клиникопсихологическая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 5. Вопрос 1. Психологическая профилактика как задача психологии здоровья.

Билет 5. Вопрос 2. Дефицитарное психическое развитие: клинико-психологическая характеристика.

Билет 5. Вопрос 3. Контракт в психотерапии. Заключение психотерапевтического контракта с клиентом

Билет 5. Вопрос 1. Психологическая профилактика как задача психологии здоровья.

Психология здоровья – это раздел клинической психологии, изучающий психологические аспекты здоровья в различных его состояниях.

Психопрофилактика – это система мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний и их хронизации, а также не реабилитацию психически больных.

Начало систематизированной психопрофилактики в России:

Иван Павлович Мержеевский (учитель Бехтерева, председатель СПб Общества психиатров). На Первом съезде психиатров России (1887) поднял вопрос о «социальной» этиологии психических заболеваний. Указал на то, что нервные и психические болезни часто являются следствием неблагоприятных социальных условий.

С.С. Корсаков: идея «государственной психиатрической профилактики» как разделаобщественной психиатрии.

борьба с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией

охрана здоровья детей и беременных женщин

правильное воспитание

разработка законодательства, регулирующего время труда рабочих

Виды психопрофилактики

1) Первичная психопрофилактикамероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств:

борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды

определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания

определение ситуаций, несущих в себе угрозу психического травматизма

2) Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на оптимизацию динамики уже возникших заболеваний и предотвращение их хронизации, на облегчение течения болезни и улучшение исхода. Основной метод – комплексная фармако- и психотерапия.

3) Третичная психопрофилактика
способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и инвалидизации. Основной метод – социальная реабилитация.

Билет 5. Вопрос 2. Дефицитарное психическое развитие: клинико-психологическая характеристика.



НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Тотальное недоразвитие (олигофрения): простой уравновешенный тип, аффективный неустойчивый тип, тормозимо-инертный тип

2. Задержанное развитие: неравномерное, темпово задержанное

3. Парциальнаянесформированность ВПФ: несформированность психической регуляции, несформированность вербально-логических функций, смешанный тип


АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ

1. Дисгармоническое развитие (расстройства поведения, неврозы, психопатии): экстрапунитивный тип, интрапунитивный тип, апатический тип

2. Искаженное развитие: эмоциональный тип (РДА), когнитивный тип (РДА, одаренность), мозаичный тип

ПОВРЕЖДЕННОЕ

РАЗВИТИЕ

1. Диффузное повреждение

2. Дефицитарное


Дефицитарное психическое развитие связано с тяжелым по­вреждением либо недоразвитием отдельных анали­заторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-дви­гательного, а также с рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например, при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т.д.). Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедле­нию развития других функций, связанных с постра­давшей опосредованно. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способ­ствует возникновению явлений изоляции. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других анализаторов и интел­лекта.

Выраженность вторичных нарушений в значительной степени определяется тяжестью и временем возникновения первичных, хотя, безусловно, социально-психологические факторы также играют существенную роль. Вектор формирования вторичных нарушений всегда направлен «снизу вверх», однако неблагоприятные особенности окружения могут привести к вторичному усугублению первичного дефекта.



Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.

Глухой(ранооглохший) – человек, который потерял слух с момента рождения или в начальной период формирования речи и который не может самостоятельно овладеть речью. Овладевают речью в процессе специального обучения.

Позднооглохший – человек, который потерял слух или у него произошло нарушение слуха в конечный момент формирования речи или после того, как речь была сформирована. У позднооглохшего человека сохраняются слуховые образы слов на протяжении длительного времени

Слабослышащий– у которого произошло нарушение слуха либо с рождения, либо в начальном периоде формирования речи и который на основе своего неполноценного слуха может овладеть речью хотя бы в минимальной степени.

К нарушению слуха приводят:

1. наследственные

2. врожденные (из-за того, что женщина в период беременности перенесла инфекционное заболевание, прием антибиотиков во время беременности, родовые травмы).

3. приобретенные – встречаются часто (антибиотики – их неправильное применение,); травмы ребенка (наружного и среднего уха из-за засовывания в ухо предметов); заболевание среднего и внутреннего уха (отит); черепно-мозговая травма.

Первично у неслышащего ребенка появляется глухота (нарушение слуха) Вторично – нарушение формирования речи нарушение всей познавательной деятельности и особенно мышления (преимущественно словесно-логического).

Существуют данные и относительно специфических личностных особенностей детей с нарушениями слуха (склонность к аутизации и ипохондричности, пониженный фон настроения, астенические черты, невротизация).

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

Согласно современным статистическим данным, нарушениями зрения страдают от 40 до 60% детей..

Среди этиологических факторов представлены как эндогенные, так и экзогенные вредности (врождённые и приобретённые заболевания сетчатки и зрительного нерва, врождённые глаукома и катаракта, ретинопатия недоношенных, увеиты, а также широкий комплекс синдромных и наследственных поражений глаз).


Психологическая структура дефекта:

Первично – нарушения зрительной функции

Вторично – нарушения ориентации в пространстве, предметной деятельности, моторики.

Вторично – нарушение эмоционально-волевой сферы.

Третично – нарушение социализации, адаптации, личности, характера.

Третично – нарушение – познавательные функции, связанные с нарушением визуального контроля.

Память детей с нарушениями зрения характеризуется снижением запоминания наглядного материала. Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.

Сочетание нарушений в сенсорной и интеллектуальной сферах у слепых умственно отсталых детей тяжело сказывается на протекании психических процессов, на деятельности, на формировании личностных качеств. Для слепых умственно отсталых детей свойственно явное недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в низкой точности движений, наличии навязчивых движений головы, рук, тела.

Дети испытывают так же трудности переключения внимания и перехода к другому объекту деятельности.

Серьезная трудность возникает при решении задач (не понимает условия).

.Особенности психического развития детей с ДЦП.

Этиология ДЦП включает различные факторы: внутриутробные инфекции, тяжелые психотравмы во время беременности, асфиксии и травмы в родах и т.д.

Недостаточность ЦНС, возникающая при ДЦП, может проявляться на различных уровнях. При подкорковой недостаточности в структуре моторного дефекта преобладают нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. Нарушения тонуса изменяют ход нормального формирования ранних рефлексов, лежащих в основе удерживания головы, сидения, стояния, сохранения позы. В дальнейшем возникает утомляемость, снижение внимания и ряд других проблем, затрудняющих повседневную жизнь и обучение ребенка. Нарушения ритмической организации движений приводят к замедлению формирования синергий, необходимых для автоматизации различных навыков.

В.В. Лебединский (2003) классифицирует различные формы двигательных нарушений следующим образом:

моторная дебильность (впервые описана Г. Дюпре, А. Валлоном): имеет пирамидную природу, связана с нарушениями мышечного тонуса, неловкостью произвольных движений, обильными синкинезиями; для таких детей характерен повышенный фон настроения при скудной мимике;


двигательный инфантилизм (ретардация моторных навыков);

экстрапирамидная недостаточность (выражается в бедности мимики и жестов, защитных и автоматических движений, ритмических нарушениях);

фронтальная недостаточность (характеризуется неспособностью к выработке двигательных стереотипов, двигательной расторможенностью или, напротив, адинамией).

Вторичные нарушения при ДЦП зависят от массивности поражения ЦНС и могут касаться целого ряда психических функций ребенка. В первую очередь необходимо указать на недоразвитие предметных действий, глазодвигательных функций, письма. Нередко возникают нарушения моторного компонента речи (дизартрии или моторные алалии), замедленность расширения словарного запаса. При поражении теменно-затылочных отделов коры возникает недостаточность пространственногогнозиса и соматогнозиса, обуславливающая ряд трудностей в овладении чтением, счетом, рисованием.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особен-ностей:

1) нарушение активного произвольного внимания;

2) повышенная истощаемость всех психических процессов, выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, па¬мяти, мышления, в эмоциональной лабильности;

3) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов.
Билет 5. Вопрос 3. Контракт в психотерапии. Заключение психотерапевтического контракта с клиентом.

Договор – это соглашение между двумя равноправными сторонами. Договор отличает то, что при заключении договора одна из сторон может отказаться от заключения. Также в договоре должны оговариваться возможности выхода из него. Если в договоре нет возможности выхода из него – это не договор.

  1. Заключение контракта является составной частью психотерапевтического процесса.

  2. Необходимо каждый раз возвращаться к контракту.

  3. Контракт должен быть в отношении самого клиента (про Я, а не про другого парня)

  4. Каждое действие должно оговариваться, каждая техника, каждая обрабатываемая проблема контрактуется.

  5. Контракт должен быть выполнимым.

* клиент может запрашивает что-то нереальное в вашем понимании,