Файл: Задача психологии здоровья. Билет Вопрос Дефицитарное психическое развитие клиникопсихологическая характеристика.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет 5. Вопрос 1. Психологическая профилактика как задача психологии здоровья.
Билет 5. Вопрос 2. Дефицитарное психическое развитие: клинико-психологическая характеристика.
Билет 5. Вопрос 3. Контракт в психотерапии. Заключение психотерапевтического контракта с клиентом
Билет 5. Вопрос 1. Психологическая профилактика как задача психологии здоровья.
Психология здоровья – это раздел клинической психологии, изучающий психологические аспекты здоровья в различных его состояниях.
Психопрофилактика – это система мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний и их хронизации, а также не реабилитацию психически больных.
Начало систематизированной психопрофилактики в России:
Иван Павлович Мержеевский (учитель Бехтерева, председатель СПб Общества психиатров). На Первом съезде психиатров России (1887) поднял вопрос о «социальной» этиологии психических заболеваний. Указал на то, что нервные и психические болезни часто являются следствием неблагоприятных социальных условий.
С.С. Корсаков: идея «государственной психиатрической профилактики» как разделаобщественной психиатрии.
борьба с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией
охрана здоровья детей и беременных женщин
правильное воспитание
разработка законодательства, регулирующего время труда рабочих
Виды психопрофилактики
1) Первичная психопрофилактика – мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств:
борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды
определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания
определение ситуаций, несущих в себе угрозу психического травматизма
2) Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на оптимизацию динамики уже возникших заболеваний и предотвращение их хронизации, на облегчение течения болезни и улучшение исхода. Основной метод – комплексная фармако- и психотерапия.
3) Третичная психопрофилактика
способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и инвалидизации. Основной метод – социальная реабилитация.
Билет 5. Вопрос 2. Дефицитарное психическое развитие: клинико-психологическая характеристика.
НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ | 1. Тотальное недоразвитие (олигофрения): простой уравновешенный тип, аффективный неустойчивый тип, тормозимо-инертный тип 2. Задержанное развитие: неравномерное, темпово задержанное 3. Парциальнаянесформированность ВПФ: несформированность психической регуляции, несформированность вербально-логических функций, смешанный тип |
АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ | 1. Дисгармоническое развитие (расстройства поведения, неврозы, психопатии): экстрапунитивный тип, интрапунитивный тип, апатический тип 2. Искаженное развитие: эмоциональный тип (РДА), когнитивный тип (РДА, одаренность), мозаичный тип |
ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ | 1. Диффузное повреждение 2. Дефицитарное |
Дефицитарное психическое развитие связано с тяжелым повреждением либо недоразвитием отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного, а также с рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например, при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т.д.). Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других анализаторов и интеллекта.
Выраженность вторичных нарушений в значительной степени определяется тяжестью и временем возникновения первичных, хотя, безусловно, социально-психологические факторы также играют существенную роль. Вектор формирования вторичных нарушений всегда направлен «снизу вверх», однако неблагоприятные особенности окружения могут привести к вторичному усугублению первичного дефекта.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
Глухой(ранооглохший) – человек, который потерял слух с момента рождения или в начальной период формирования речи и который не может самостоятельно овладеть речью. Овладевают речью в процессе специального обучения.
Позднооглохший – человек, который потерял слух или у него произошло нарушение слуха в конечный момент формирования речи или после того, как речь была сформирована. У позднооглохшего человека сохраняются слуховые образы слов на протяжении длительного времени
Слабослышащий– у которого произошло нарушение слуха либо с рождения, либо в начальном периоде формирования речи и который на основе своего неполноценного слуха может овладеть речью хотя бы в минимальной степени.
К нарушению слуха приводят:
1. наследственные
2. врожденные (из-за того, что женщина в период беременности перенесла инфекционное заболевание, прием антибиотиков во время беременности, родовые травмы).
3. приобретенные – встречаются часто (антибиотики – их неправильное применение,); травмы ребенка (наружного и среднего уха из-за засовывания в ухо предметов); заболевание среднего и внутреннего уха (отит); черепно-мозговая травма.
Первично у неслышащего ребенка появляется глухота (нарушение слуха) Вторично – нарушение формирования речи нарушение всей познавательной деятельности и особенно мышления (преимущественно словесно-логического).
Существуют данные и относительно специфических личностных особенностей детей с нарушениями слуха (склонность к аутизации и ипохондричности, пониженный фон настроения, астенические черты, невротизация).
Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.
Согласно современным статистическим данным, нарушениями зрения страдают от 40 до 60% детей..
Среди этиологических факторов представлены как эндогенные, так и экзогенные вредности (врождённые и приобретённые заболевания сетчатки и зрительного нерва, врождённые глаукома и катаракта, ретинопатия недоношенных, увеиты, а также широкий комплекс синдромных и наследственных поражений глаз).
Психологическая структура дефекта:
Первично – нарушения зрительной функции
Вторично – нарушения ориентации в пространстве, предметной деятельности, моторики.
Вторично – нарушение эмоционально-волевой сферы.
Третично – нарушение социализации, адаптации, личности, характера.
Третично – нарушение – познавательные функции, связанные с нарушением визуального контроля.
Память детей с нарушениями зрения характеризуется снижением запоминания наглядного материала. Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
Сочетание нарушений в сенсорной и интеллектуальной сферах у слепых умственно отсталых детей тяжело сказывается на протекании психических процессов, на деятельности, на формировании личностных качеств. Для слепых умственно отсталых детей свойственно явное недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в низкой точности движений, наличии навязчивых движений головы, рук, тела.
Дети испытывают так же трудности переключения внимания и перехода к другому объекту деятельности.
Серьезная трудность возникает при решении задач (не понимает условия).
.Особенности психического развития детей с ДЦП.
Этиология ДЦП включает различные факторы: внутриутробные инфекции, тяжелые психотравмы во время беременности, асфиксии и травмы в родах и т.д.
Недостаточность ЦНС, возникающая при ДЦП, может проявляться на различных уровнях. При подкорковой недостаточности в структуре моторного дефекта преобладают нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. Нарушения тонуса изменяют ход нормального формирования ранних рефлексов, лежащих в основе удерживания головы, сидения, стояния, сохранения позы. В дальнейшем возникает утомляемость, снижение внимания и ряд других проблем, затрудняющих повседневную жизнь и обучение ребенка. Нарушения ритмической организации движений приводят к замедлению формирования синергий, необходимых для автоматизации различных навыков.
В.В. Лебединский (2003) классифицирует различные формы двигательных нарушений следующим образом:
моторная дебильность (впервые описана Г. Дюпре, А. Валлоном): имеет пирамидную природу, связана с нарушениями мышечного тонуса, неловкостью произвольных движений, обильными синкинезиями; для таких детей характерен повышенный фон настроения при скудной мимике;
двигательный инфантилизм (ретардация моторных навыков);
экстрапирамидная недостаточность (выражается в бедности мимики и жестов, защитных и автоматических движений, ритмических нарушениях);
фронтальная недостаточность (характеризуется неспособностью к выработке двигательных стереотипов, двигательной расторможенностью или, напротив, адинамией).
Вторичные нарушения при ДЦП зависят от массивности поражения ЦНС и могут касаться целого ряда психических функций ребенка. В первую очередь необходимо указать на недоразвитие предметных действий, глазодвигательных функций, письма. Нередко возникают нарушения моторного компонента речи (дизартрии или моторные алалии), замедленность расширения словарного запаса. При поражении теменно-затылочных отделов коры возникает недостаточность пространственногогнозиса и соматогнозиса, обуславливающая ряд трудностей в овладении чтением, счетом, рисованием.
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особен-ностей:
1) нарушение активного произвольного внимания;
2) повышенная истощаемость всех психических процессов, выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, па¬мяти, мышления, в эмоциональной лабильности;
3) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов.
Билет 5. Вопрос 3. Контракт в психотерапии. Заключение психотерапевтического контракта с клиентом.
Договор – это соглашение между двумя равноправными сторонами. Договор отличает то, что при заключении договора одна из сторон может отказаться от заключения. Также в договоре должны оговариваться возможности выхода из него. Если в договоре нет возможности выхода из него – это не договор.
-
Заключение контракта является составной частью психотерапевтического процесса. -
Необходимо каждый раз возвращаться к контракту. -
Контракт должен быть в отношении самого клиента (про Я, а не про другого парня) -
Каждое действие должно оговариваться, каждая техника, каждая обрабатываемая проблема контрактуется. -
Контракт должен быть выполнимым.
* клиент может запрашивает что-то нереальное в вашем понимании,