Файл: Формирование морфологической стороны речи. Игры и упражнения с грамматическим содержанием для детей 34 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование морфологической стороны речи. Игры и упражнения с грамматическим содержанием для детей 3-4 лет.

Ребенок уже к трем годам научается склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже. В основе формирования способов изменения слов и образования грамматических форм лежит активная ориентировочная деятельность ребенка в звуковой стороне ре­чи, ее семантике и в реальных предметных отношениях, стоящих за словом. На каждом новом возрастном этапе в связи с расширением сферы общения и форм речи ребенок как бы заново овладевает теми грамматическими навыками, которые сформировались у него в спонтанной речи к трем годам. В исследованиях был обнаружен парадоксальный факт: дети первоначально правильно усваивают многие традиционные нормативные формы, заимствуя их из речи взрослых в целом, готовом виде (ручек, ножек, карандашей), но затем заменяют эти нормативные формы на неправильные, но образованные по продуктивному типу (жеребенков, варежков, ручков и т. д.). Этот процесс нащупывания формы, опробования способов словоизменения, своеобразного экспериментирования с формой наблюдается на протяжении всего дошкольного детства. Он особенно ярко проявляется в четыре-пять лет, но не затухает и к концу старшего дошкольного возраста.

Инновации (ненормативные формы) затрагивают почти все грамматические категории существительного, глагола, прилага­тельного. При этом активно осваиваются не только много­чи­с­­ленные единичные формы, исключения, но и граммати­чес­кие пра­вила. Разницу между единичными нормативными фор­мами и правилом можно увидеть на примере родительного падежа множественного числа существительных. В этой форме упо­требляются три окончания: -ов/-ев, -ей и нулевое. Если сло­­во в именительном падеже единственного числа имеет нуле­вое окончание, то в родительном падеже множественного чис­ла употребляется ненулевое окончание, и наоборот (фла­жок–флажков, озеро–озер, груша–груш, матрешка–матре­шек). Выбор между ненулевыми окончаниями зависит от того, каким является последний согласный основы: после твердых согласных и «й» употребляется ‑ов/‑ев, после мягких и шипящих — -ей (сарай–сараев, карандаш–карандашей). Наряду с формами, образующимися по этому правилу, есть слова, представляющие аномалию в языке: волчат, солдат, глаз, че­ло­век (данные С. Н. Цейтлин). Специальные эксперименты выявили, что для детей представляет трудность не только усвоение этих аномальных форм, но и самих правил.


Раньше и проще усваивается правило образования форм су­щес­твительных, имеющих последним согласным основы твер­дый согласный звук (грибков, столов), затем — формы с ну­ле­вым окончанием (груш, слив). Правило образования форм слов, у которых последний согласный основы мягкий или шипящий (карандашей, ежей), остается не­твер­до усвоенным и к концу старшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте продолжают активно осваиваться способы образования множественного числа существи­тельных в именительном падеже; родительного падежа мно­жественного числа; сравнительной степени прилагательных и наречий, способы образования видовых пар глаголов, глаголов в повелительном наклонении. Остается нетвердо усво­енной родовая принадлежность ряда существительных, некоторые предлоги с пространственным значением (на, под, око­ло, за).

Инновации в детской речи свидетельствуют об активном творческом поиске ребенка, активной ориентировке в явлениях грамматики. Их нежелательно называть ошибками, это «хорошие ошибки» (Р. Е. Левина), ошибки роста. Без них ребенок не может освоить богатства языка. Отсутствие ошибок в речи младших дошкольников не всегда является свидетельством правильности речи. Меньше всего ошибок делают дети малоактивные, неразговорчивые. Об этом воспитатель должен помнить.

Формирование грамматического строя речи дошколь­ни­ков осуществляется прежде всего в процессе их общения с окружающими людьми в повседневной жизни. Пользуясь раз­лич­ными вещами, выполняя несложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отно­шениями между ними, приобретают элементарные практи­чес­кие навыки. Жизненные впечатления составляют основу речевого развития ребенка, овладения грамматическим строем языка. В повседневном общении ребенок научается понимать обращенную к нему речь более сложную в грамматическом отношении, чем собственная. Из речи окружающих заимствует ребенок и слова, и их грамматические формы, и конструкции предложений.

Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны прежде всего активизировать поисковую деятельность ре­бен­ка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не слишком заорганизовывать детей, не подчинять общение узко дидактическим задачам.



Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны прежде всего активизировать поисковую деятельность ре­бен­ка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не слишком заорганизовывать детей, не подчинять общение узко дидактическим задачам.

Грамматическое содержание работы скрыто от детей. Перед ними всегда стоит та или иная игровая задача: отыскать спрятанную игрушку («Прятки»); запомнить предметы, выставленные на столе воспитателя, быть внимательным («Чего не стало?»); узнать предметы по описанию («Чудесный мешочек») и т. д.

Многие такие оригинальные игровые упражнения раз­ра­бо­таны О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, В. В. Гербовой. Интересную подборку игр и упражнений по фор­мированию способов изменения и образования глаголов сделала Г. И. Николайчук. Описание игр дано ниже. Игры заимствованы из методической литературы и опу­бли­ко­ван­ных работ по фоль­к­лору.

Грамматическое содержание работы скрыто от детей. Перед ними всегда стоит та или иная игровая задача: отыскать спрятанную игрушку («Прятки»); запомнить предметы, выставленные на столе воспитателя, быть внимательным («Чего не стало?»); узнать предметы по описанию («Чудесный мешочек») и т. д.

Формирование способов словообразования

Освоение способов словообразования начинается уже на третьем году жизни. Это длительный процесс, растягивающийся на весь период дошкольного детства и имеющий ряд качественно своеобразных этапов. Для младшего дошкольного возраста характерно освоение производных (обра­зо­ван­ных от других) слов в целом готовом виде, не производство, а воспроизводство слова, хотя имеет место и нерегулярное словотвор­чес­тво. Изредка дети образовывают новые детские слова, ин­но­ва­ции, но сами не замечают этого.

Основное внимание младшего дошкольника приковано к пониманию производного слова и адекватного его использования в речи. Инновации возникают при образо­ва­нии слов с уменьшительно-ласкательным значением (рукавочки, детята, лосих, али­ха), глаголов совершенного и несовершенного ви­да, в неопределенной форме (ищить, ищать, исать, скольза­ют, клюкает, жукает). Небольшое количество инноваций сви­­детельствует о том, что процесс активного освоения способов словообразования находится в начальной стадии.


С детьми можно организовывать игры, в которых они могли бы соотнести производящее и производимое слово. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием и происходит в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.

С детьми можно организовывать игры, в которых они могли бы соотнести производящее и производимое слово. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием и происходит в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх

Четвертый год жизни — очень важный этап в освоении грам­­матического строя речи ребенка. Это период инту­и­тив­но­го постижения языковых закономерностей, время пробуж­де­ния языкового сознания. От того, чем наполнена жизнь ма­лы­ша, от богатства языковой среды и деятельности зависит весь ход дальнейшего речевого развития.

При благоприятных условиях уже в младшем дошкольном возрасте происходит расцвет словотворчества, возникает своеобразное экспериментирование со словом, его формами — язы­ко­вые игры. Их появлению благоприятствуют дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием, стиму­ли­ру­ющие поисковую активность детей в сфере языка и речи, формирование языковых обобщений. Особенно важны игры с глагольным словом, удовлетворяющие естественную потребность ребенка в движении, динамике речи и организующие речевое высказывание.

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста


  1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
    Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
    Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
    Ход игры:
    Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
    Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
    Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
    Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
    Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

  2. Какая бывает собака?
    Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
    Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
    Дети называют предложения по очереди.
    Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

  3. «Один – много»
    ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
    Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
    Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..