Файл: Задание 4 Виды упражнений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра "Педагогика и методики преподавания"

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практические задания
по учебному курсу «Теории и технологии начального литературного образования1»

(наименование учебного курса)


Студент

Галиулина Н. А.

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-1802б

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Сундеева Л. А.

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2021

Задание 4

Виды упражнений

Характеристика упражнений

грамматико-орфографический разбор

Данный разбор нужен для того, чтобы

выработать у учащихся понимание

соотношений между орфографическими и

грамматическими явлениями, для выявления и преодоления орфографических трудностей,

«сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений.

Основные этапы разбора:

- найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить,

- определить, к какому разряду

относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.),

- указать, как надо проверить написание,

- найти и проверить аналогичные случаи.

Грамматико-орфографический разбор

используется и как самостоятельное

упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктанте и т.п.

списывание

Существуют следующие виды упражнения списывания:

- списывание с грамматическим или

орфографическим комментированием,

- списывание с выделением орфограмм или грамматических форм,

- списывание со вставкой пропущенных букв,

- списывание с частичной перестройкой текста,

- списывание с грамматическим разбором.

Механизм списывания:

1) прочтение слов или текста с установкой на обнаружение орфограмм;

2) запоминание правильного написания с

постепенным увеличением объема

запоминаемого;

3) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил

4) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила;

5) выделение орфограмм, их подчеркивание;

6) комментарий к орфограммам – вслух или про себя;

7) проверка орфограмм по алгоритму – обычно свернутому;

8) проверка по книге.


диктанты

Существуют следующие виды диктантов:

слуховые, зрительные, «самодиктанты» и

творческие диктанты.

Слуховой диктант это орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и

буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т. е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм:

1) акустическое восприятие диктуемого текста;

2) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический, грамматический,

орфографический;

3) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением;

4) на этой основе – мысленное выделение

орфограмм;

5) их проверка различными способами,

преимущественно с помощью правил;

6) запись; проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо);

7) запись, самопроверка.

После завершения диктанта учитель дает время

на окончательную проверку всего текста.

Слуховые диктанты должны проводиться

системно.

Зрительный диктант – это орфографические упражнения, которые

исключают слуховое восприятие, не опираются

на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии.

Механизм зрительного диктанта:

1) прочтение слов, предложений с установкойна зрительное запоминание;

2) повторное прочтение с выделением и

осознанием;

3) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;

4) запись на основе зрительного образа слов;

5) самопроверка по образцовому тексту.

В механизме зрительного диктанта

побуквенное проговаривание не исключается.

Самодиктант (диктант «проверяю себя») –

это, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок:

1) внимательное прочтение значительного

отрывка текста,

2) выявление в нем орфограмм, после чего

текст убирается.

3) запись

4) проверка по образцу.

Это способ преодоления отставания в

правописании. Работа требует длительной

системы, без нее вряд ли удастся добиться

улучшения грамотности.

Творческий диктант возвращает учителя и

учащихся к исходной идее письма как

графически зафиксированной речи, где

орфография выполняет вспомогательную

функцию при главенствующей цели – передаче содержания мысли, смысла в тексте. В этой цели творческий диктант смыкается с сочинением как средством развития речи, речевого творчества.

По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые (приближены к естественным условиям письма). Словарные диктанты более конкретны и направлены на орфографическую тему. По цели проведения: предупредительные – орфограммы комментируются до письма;

объяснительные – орфограммы объясняются после написания; контрольные, или проверочные, проводятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце четверти, полугодия или года.

Для контрольного диктанта «Нормы оценки» устанавливают минимумы объема текста для

каждого класса.

лексико-орфографические упражнения

Эти упражнения применяются со словами и предполагают проведение наблюдений над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Для этого используются следующие задания:

1.Объяснить значение выделенных

/подчеркнутых слов в предложении;

2 Найти в предложениях слова, близкие по

значению к какому – либо слову.

3 Найти в предложениях слова,

противоположные по значению:

4 Подобрать к каждому из слов близкое по

значению слово:

5 Подобрать к каждому из слов

противоположное по значению слово:

6 Вставить в предложения подходящие по

смыслу слова.

7 Составить предложение или небольшой

текст, где можно употребить любое из

предложенных выражений.


изложения

Изложение это творческая работа,

заключающаяся в устном или кратком

письменном пересказе прослушанного и

проанализированного текста.

Письменное изложение требует от учащихся следующих навыков:

- понимать прослушанный текст, вникая в тему и определяя основную мысль, выстраивать логическую последовательность услышанного;

- правильно выстраивать тип и стиль речи:

рассказ, описание, раздумье, с признаками

авторского стиля;

- помнить конкретные факты, выстраивать их в последовательности изложения;

- понимать тему, воссоздавать услышанное, с учетом особенностей речевой стилистики;

- оформлять изложение как автономное

высказывание с наличием начала и концовки;

- совершенствовать изложение, отталкиваясь от основной мысли исходного текста.

По типам речи, которые используют в текстах, изложения подразделяют на:

- повествовательные;

- описательные;

- изложения-рассуждения.

Все изложения можно разделить на следующие виды:

подробные и сжатые изложения.

Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста.

Задача сжатого изложения – передать

это содержание кратко, обобщённо;

Есть изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного

текста передаётся полностью. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то однатема из находящихся в разных частях тем (микротем) исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходных текст

перерабатывается так, что в итоге его

содержание не совпадает с созданным.

Для каждого вида изложений делается памятка.

Например, для сжатого типа изложений

существует следующий алгоритм:

1 Перечитай текст, отметь в нём те отрывки,

которые относятся к герою.

2 Определи, о чём говорится в каждом

отрывке. Пронумеруй каждый отрывок.

Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему.

Если есть, поставь один и тот же номер.

3 Просмотри отрывки, расположи их по

порядку, сгруппировав их.

4 Подбери к ним заглавия.

5 Просмотри ещё раз отмеченный текст,

проверив, соответствуют ли заголовки

содержанию отрывков.

6 Расскажи о герое, пользуясь планом.

Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать учащимся, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа

материал рассредоточен по разных местам.

Далее работа может строиться так:

- Учитель (или школьник, подготовленный

заранее) выразительно читает текст.

- Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли.

- Выделение объектов описания.

- Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях.

- Анализ каждого выбранного детьми

предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа

необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.


Задание 4