ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра "Педагогика и методики преподавания"
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практические задания
по учебному курсу «Теории и технологии начального литературного образования1»
(наименование учебного курса)
Студент | Галиулина Н. А. (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбд-1802б (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Сундеева Л. А. (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2021
Задание 4
Виды упражнений | Характеристика упражнений |
грамматико-орфографический разбор | Данный разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, для выявления и преодоления орфографических трудностей, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Основные этапы разбора: - найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, - определить, к какому разряду относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), - указать, как надо проверить написание, - найти и проверить аналогичные случаи. Грамматико-орфографический разбор используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктанте и т.п. |
списывание | Существуют следующие виды упражнения списывания: - списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, - списывание с выделением орфограмм или грамматических форм, - списывание со вставкой пропущенных букв, - списывание с частичной перестройкой текста, - списывание с грамматическим разбором. Механизм списывания: 1) прочтение слов или текста с установкой на обнаружение орфограмм; 2) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого; 3) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил 4) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила; 5) выделение орфограмм, их подчеркивание; 6) комментарий к орфограммам – вслух или про себя; 7) проверка орфограмм по алгоритму – обычно свернутому; 8) проверка по книге. |
диктанты | Существуют следующие виды диктантов: слуховые, зрительные, «самодиктанты» и творческие диктанты. Слуховой диктант это орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т. е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм: 1) акустическое восприятие диктуемого текста; 2) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический; 3) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением; 4) на этой основе – мысленное выделение орфограмм; 5) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил; 6) запись; проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо); 7) запись, самопроверка. После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста. Слуховые диктанты должны проводиться системно. Зрительный диктант – это орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии. Механизм зрительного диктанта: 1) прочтение слов, предложений с установкойна зрительное запоминание; 2) повторное прочтение с выделением и осознанием; 3) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм; 4) запись на основе зрительного образа слов; 5) самопроверка по образцовому тексту. В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается. Самодиктант (диктант «проверяю себя») – это, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: 1) внимательное прочтение значительного отрывка текста, 2) выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. 3) запись 4) проверка по образцу. Это способ преодоления отставания в правописании. Работа требует длительной системы, без нее вряд ли удастся добиться улучшения грамотности. Творческий диктант возвращает учителя и учащихся к исходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенствующей цели – передаче содержания мысли, смысла в тексте. В этой цели творческий диктант смыкается с сочинением как средством развития речи, речевого творчества. По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые (приближены к естественным условиям письма). Словарные диктанты более конкретны и направлены на орфографическую тему. По цели проведения: предупредительные – орфограммы комментируются до письма; объяснительные – орфограммы объясняются после написания; контрольные, или проверочные, проводятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце четверти, полугодия или года. Для контрольного диктанта «Нормы оценки» устанавливают минимумы объема текста для каждого класса. |
лексико-орфографические упражнения | Эти упражнения применяются со словами и предполагают проведение наблюдений над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Для этого используются следующие задания: 1.Объяснить значение выделенных /подчеркнутых слов в предложении; 2 Найти в предложениях слова, близкие по значению к какому – либо слову. 3 Найти в предложениях слова, противоположные по значению: 4 Подобрать к каждому из слов близкое по значению слово: 5 Подобрать к каждому из слов противоположное по значению слово: 6 Вставить в предложения подходящие по смыслу слова. 7 Составить предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из предложенных выражений. |
изложения | Изложение это творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста. Письменное изложение требует от учащихся следующих навыков: - понимать прослушанный текст, вникая в тему и определяя основную мысль, выстраивать логическую последовательность услышанного; - правильно выстраивать тип и стиль речи: рассказ, описание, раздумье, с признаками авторского стиля; - помнить конкретные факты, выстраивать их в последовательности изложения; - понимать тему, воссоздавать услышанное, с учетом особенностей речевой стилистики; - оформлять изложение как автономное высказывание с наличием начала и концовки; - совершенствовать изложение, отталкиваясь от основной мысли исходного текста. По типам речи, которые используют в текстах, изложения подразделяют на: - повествовательные; - описательные; - изложения-рассуждения. Все изложения можно разделить на следующие виды: подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо; Есть изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передаётся полностью. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то однатема из находящихся в разных частях тем (микротем) исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходных текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным. Для каждого вида изложений делается памятка. Например, для сжатого типа изложений существует следующий алгоритм: 1 Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою. 2 Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер. 3 Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их. 4 Подбери к ним заглавия. 5 Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков. 6 Расскажи о герое, пользуясь планом. Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать учащимся, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так: - Учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно читает текст. - Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли. - Выделение объектов описания. - Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях. - Анализ каждого выбранного детьми предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой. |
Задание 4