Файл: Тема проекта Социализация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей Аннотация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема проекта:
«Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Аннотация.
Проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.
Данный проект направлен на поиск своего варианта решения этой проблемы.
Актуальность.
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам детских домов, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Воспитанники детских домов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.
Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Выпускники детских домов находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам детских домов фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и выстроить границы своего нового жизненного пространства.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
правовая некомпетентность;
возврат в кризисные условия после выпуска.
Политика российского государства направлена на подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной "ниши" в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.
Современный детский дом представляет собой учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.
В связи с этим проект «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» актуален, так как социализация, самоопределение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, – одна из основных проблем в работе детского дома. Наше учреждение не является исключением, ведь именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель нашего детского дома.
Цель: оказание содействия социализации детей-сирот, повышению уровня их адаптации в обществе.
Задачи:
-
Формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников детского дома, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. -
Сформировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии. -
Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников. -
Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами и профессионалами с целью улучшения социальной адаптации выпускиков детского дома.
Сроки реализации проекта: 2023 – 2027 годы.
I этап (предпроектный, диагностический). 2023-2024 учебный год.
Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
II этап (практический). 2023-2025 учебный год.
Использование в учебно-воспитательном процессе по социализации и адаптации детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, технологий, приемов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация мероприятий по блокам.
III этап (итоговый). 2024-2025 учебный год.
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы по социализации и адаптации учащихся и выпускников школы - интерната.
IV этап (аналитический). 2026-2027 учебный год.
Обработка и интерпретация данных за 4 года.
Подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации проекта;
обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в реализации проекта;
разработка перспективы развития образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты.
Разработанный проект имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе детского дома и в случае реализации позволит добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у выпускников детского дома, развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей. А также, развитие потребности в интимно-личностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, направленности на семейные ценности, умения выстраивать семейные отношения, дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье.
Результатом работы кроме того должно явиться снижение количества затруднений связанных с профессиональной сферой.
В ходе реализации проекта выпускник должен научиться объективно, оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе.
Направления проекта.
Об эффективности работы по социализации и адаптации выпускников детского дома можно говорить лишь при комплексном подходе к этому вопросу и взаимодействии разных специалистов. Для этого в проекте были определены следующие направления:
-
Психолого-педагогическая помощь. -
Социально-правовая помощь. -
Медицинская помощь.
Данные направления позволяют комплексно простроить работу всех специалистов детского дома по социализации и адаптации воспитанников и выпускников детского дома.
Психолого-педагогическая помощь.
В построении работы по социализации и адаптации воспитанников и выпускников детского дома используется ряд психологических механизмов, в структуру которых включены субъекты социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объекты социализации (выпускники, получающие помощь), формы взаимодействия – средства социализации.
Методы работы:
-
тренинг; -
тестирование; -
беседа (разговор, обмен мнениями); -
профдиагностика; -
просмотр видеозаписей и терапевтических фильмов; -
деловая игра; -
наблюдение; -
лекция; -
дискуссия (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения); -
практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы);
Необходимо оказывать помощь выпускникам в развитии качеств, необходимых для самоопределения.
В течение ряда последних лет при проектировании своей деятельности педагогический коллектив детского дома опирается на комплексную программу воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школьного возраста «Я - Личность», реализует образовательную программу подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников детского дома «В поисках смысла жизни».
Работа по профориентации поможет решить ряд задач: расширить представления о мире профессий, продолжить обучение воспитанников и будущих выпускников детского дома методам поиска информации, связанной с выбором профессии, профориентации; продолжить ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; оказывать помощь выпускникам в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута; обучить методам поиска работы, составлению резюме, выработки стратегии поведения при собеседовании; мотивировать к получению образования, самообразованию.
На занятиях по профориентации необходимо давать выпускникам представление о «ловушках», встречающихся во время поиска работы, составлении резюме, о первичном контакте с работодателем, документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства.
Формы профориентационной работы могут быть следующими: тестирование,
индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры, профориентационные консультации и другие.
Социально-правовая помощь.
В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Ведь перед выпускником детского дома остро встает проблема включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Выпускники испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, в решении правовых проблем.
Реализация данного направления проекта помогает решению широкого спектра жизненных и личностных проблем учащихся и выпускников школы-интерната, оказывает поддержку и помощь в различных жизненных ситуациях и способствует становлению самостоятельности выпускников.
С целью отражения в работе максимально возможного количества возникающих затруднений у выпускников детского дома данное направление проекта было разделено на 3 блока.
Профессиональная и трудовая ориентация.
Профессиональное образование и трудоустройство выпускников – одна из важных проблем при социализации воспитанников. При всем том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются многочисленными льготами при поступлении в профессиональные технические училища, и во время обучения государство оказывает им финансовую поддержку, далеко не все получают образование и устраиваются на работу.
Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот вид жизнедеятельности. Для многих выпускников детских домов затруднителен даже момент принятия решения о начале работы.