ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Г.Н. Паршина
Г.С. Нурмухамбетова
Г.С. Айнагулова
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ
Астана, 2013
Р е ц е н з е н т ы:
Доктор биологических наук, профессор С.А. Альпеисова (Актюбинский государственный университет им. К.Жубанова)
Доктор биологических наук, профессор С.С. Айдосова (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби)
Паршина Г.Н., Нурмухамбетова Г.С., Айнагулова Г.С.
Полевая практика по ботанике
Пособие содержит широкий круг информации, необходимый при прохождении полевой практики по ботанике: краткую характеристику вегетативных и генеративных органов растений, дано знакомство с жизненными формами растений, морфологический анализ растений (приведены разные формы морфологических описаний, адаптированных к конкретным специальностям), и некоторые основы геоботаники (даются примеры составления геоботанического описания фитоценозов и раскрывается содержание основных понятий, используемых при этом), а также информация об организации и проведении экскурсии (экскурсионное снаряжение и оборудование, сушка растений, монтировка гербарного листа, определение растений) и описание основных экскурсии.
Имеется информация о ведении дневника на практике и форме отчетности о прохождении полевой практики, некоторые разделы иллюстрируются рисунками. Пособие может быть использовано студентами и преподавателями биологических факультетов различных вузов.
Предисловие
В теоретическом курсе ботаники отражены основные идеи и закономерности становления ботанической науки, даны важные понятия, которые необходимо закрепить на практике. Изучая этот курс, студенты познают многообразие растительного мира и разнообразие форм, взаимодействие природы и общества, Через раскрытие взаимосвязей и взаимовлияние различных компонентов окружающей среды и выявление на конкретных фактах существующих в природе закономерностей формируется материалистическое мировоззрение студентов. Этим определена роль полевой практики и ее задачи.
Полевая практика по ботанике является органической частью системы подготовки и воспитания высококвалифицированного специалиста биологического профиля.
В учебных планах биологического факультета около 40% общего объема учебных занятий по ботанике отводится на полевую практику, что является одним из важнейших показателей ее роли в педагогическом процессе.
Полевая практика прививает навыки, способствует освоению методики изучения и исследования природных явлений, которые крайне необходимы учителю не только при проведении занятий в классе, экскурсий и туристических школьных походов, но и краеведческой деятельности учителя.
Освоение методики полевых исследований в природе позволит студентам в будущем вести научные исследования по биологическим дисциплинам.
Студенты за время полевой практики имеют возможность ознакомиться с природой различных в ландшафтно-географическом отношении районов, закрепить знания, полученные на лекциях и при выполнении лабораторных работ, ознакомиться с методами сбора коллекционного материала, а также научиться выявлять характер взаимодействия между средой и растениями.
Учебно-полевая практика по ботанике, несомненно, способствует приобретению студентами навыков натуралистической и природоведческой работы, расширяет и углубляет знания, полученные при прохождении лекционных и лабораторных курсов по различным ботаническим дисциплинам. Закрепляя полученные знания, полевая практика формирует нормы правильного поведения, бережного отношения к природе и способности оценить не только красоту, но хрупкость всей экологической системы, которой принадлежит и сам человек.
Все это делает учебно-полевую практику по ботанике важным и необходимым звеном в процессе подготовки будущих биологов, которым предстоит не только работа в научно-исследовательских институтах, а также и проведение экологического воспитания школьников.
Полевая практика студентов складывается, прежде всего, из экскурсий в природе и обработки собранного материала. На экскурсии преподаватель раскрывает основное содержание темы, его рассказ и демонстрация растительных объектов сочетаются с выполнением студентами конкретных заданий, которые дают возможность самостоятельного и правильного ответа на конкретные вопросы преподавателя.
При прохождении учебно-полевой практики, студенты знакомятся с разнообразием видового состава (флорой) в районе практики и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов растений. За период практики они получают навыки флористической работы, осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.
Во время работы в природе студенты всегда должны руководствоваться обязательным правилом - максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенно внимательными следует быть к редким и исчезающим видам растений. Необходимо уметь пользоваться определителем непосредственно в природе, описывать и записывать растения на месте обитания, не нанося ущерба.
Летняя полевая практика способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, вызывает у них повышенный интерес к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.
Выезжая на полевую практику, студенты приобретают такие необходимые навыки, как фиксации гербаризации и хранение ботанических объектов в полевых условиях; способность ориентироваться на местности, проходить по заданным маршрутам. При этом только выезд за черту города дает возможность знакомство с естественными фитоценозами, их пространственной структурой и видовым составом. Для специалистов, чья трудовая деятельность будет связана с экспедициями, немаловажное значение будет иметь приобретенные навыки по организации быта, установке лагеря.
-
Краткая характеристика вегетативных органов растений
Стебель.
Стебель - это осевой орган растения, имеющий постоянную меристему, нарастающий обычно верхушкой, но нередко и за счет вставочной меристемы. В отличие от корня стебель несет листья (т.е. развивает побег) и характеризуется отрицательным геотропизмом.
Стебли растений очень разнообразны. Они отличаются формой, размерами, консистенцией, положением в пространстве и другими признаками. Травянистый стебель, как правило, надземный, зеленый, неодревеснивевший или слабо одревеснивевший, обычно не превышает 1,5-2 м высоты, несет на себе листья и цветки. Стволом называют утолщенный, одревесневший, обычно ветвистый стебель, хорошо известный по древесным породам.
Формы стебля на поперечном сечении весьма разнообразны. Могут быть округлыми, многогранными, треуголъными, с крыловидными выростами, квадратными и т.д., что часто имеет важное значение для определения семейства, или другого систематического таксона, растения.
По форме роста различают прямостоячие, восходящие, приподнимающиеся, стелющиеся, цепляющиеся, вьющиеся и др. Встречаются и безлистные стебли, обычно окрашенные в зеленый цвет выполняющие функцию листьев. Безлистный стебель травянистых растений, несущих на верхушке цветок или соцветие, называют стрелкой. Стрелка это сильно развитое верхнее междоузлие укороченного побега. Стебли бывают полые и выполненные (сплошные
).
По направлению роста побеги бывают: плагиотропными - горизонтально растущие побеги; анизотропными - приподнимающиеся или восходящие побеги трав, кустарничков и кустарников,
Если направление роста ветвей почти вертикально, то получается пирамидалъная крона. Ранее опускание вниз верхушек боковых ветвей, приводит к образованию плакучих форм кроны.
Если плагиотропные побеги стелются по земле, то дерево принимает форму стланца. Стелющиеся кустарники и кустарнички иногда называют шпалерными.
Полегание ветвей стелющихся древесных растений закрепляется придаточными корнями, которые появляются на плагиотропных побегах. Травянистые растения с укореняющимися плагиотропными побегами называют ползучими. Плагиотропный рост характерен и для подземных побегов - корневищ многих растений.
Продолжительность жизни стеблей разная у древесных растений она может достигать 4-6 тыс. лет, и высота стеблей может достигать больших размеров, например у эвкалиптов в Австралии высота составляет 120 м, есть и более высокие деревья.
Стебель (ствол) - связующее звено между листьями (фотосинтез) и корнями (почвенное питание). Во многих случаях стебель служит вместилищем запасных продуктов. Стебель (побег), как и корень может быть органом вегетативного размножения,
Важная особенность строения побега состоит в чередовании элементов общей структуры - метамеров, состоящих из междоузлия с пазушной почкой. Членистая структура хорошо выражена у некоторых покрытосеменных, особенно у злаков.
У сформировавшегося побега имеется цепочка метамеров, расположенных от основания к верхушке. Важнейшим и хорошо наблюдаемыми признаками различия метамеров являются длина и диаметр междоузлий, размер, а иногда и форма листьев, степень развития почек.
Почки представляют собой зачаток побега с очень укороченными междоузлиями. Почки бывают: генеративными - зачаток цветка, вегетативными - зачаток побега, смешанными - несущие зачатки листьев и цветков одновременно, а также почки служащие целям размножения - выводковые почки. По наличию или отсутствию чешуй различают -
голые и защищенные почки.
По месторасположению различают верхушечные и боковые почки. Боковые по своему происхождению могут быть пазушными (возникают в конусе нарастания в пазухе листового зачатка) и придаточными (могут возникнуть в любой части стебля и корня за счет деятельности меристем). Боковые почки располагаются по одной (одиночные) или по несколько (групповые).
Взаиморасположение нескольких почек в пазухе листа бывает: а) сериалъное, если почки расположены в один вертикальный ряд, если в два вертикальных ряда то - бисериальным; б) коллатералъное или горизонтально-рядовое, если почки расположены в один горизонтальный ряд, и соотвественно может быть и биколлатеральное почкорасположение; в) мутовчатое, если почки в пазухе листа располагаются как бы по окружности - мутовками.
Боковые почки, длительное время не дающие побегов, называют спящими.
Различаются следующие способы ветвления стеблей (побегов): дихотомическое, или вильчатое, моноподиальное, симподиальное и ложнодихотомическое.
При дихотомическом ветвлении конус нарастания раздваивается, в результате чего от самой верхушки оси первого порядка отходят две оси второго порядка, которые в свою очередь раздваиваются, давая оси третьего порядка, и т. д.
При моноподиальном ветвлении главный стебель, сохраняет все время конус нарастания (верхушечную почку), за счет которого и нарастает ось растения.
При симподиальном способе ветвления конус нарастания главной оси рано перестает функционировать. Продолжает же главную ось боковая ось (ось второго порядка), конус нарастания которой также функционирует ограниченное время и основной стебель продолжает боковая ветвь третьего порядка, и т. д.
Ложнодихотомическое ветвление не составляет особого типа, а является вариантом симподиального у растений с супротивным листорасположением. Здесь также ежегодно отмирает верхушечная почка, а на следующий год одновременно развиваются две пазушные почки и получается две супротивные боковые ветви, так что образуется развилок, между которыми сохраняется небольшой участок отмершей оси предыдущего порядка. В итоге оси низшего порядка последовательно прекращают свой рост, заменяясь осями более высоких порядков, расположенными супротивно.