ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
геоботанического описания и каждый из них - это важная характеристика сложной и многогранной системы (растительного сообщества).
Для проведения геоботанического описания, прежде всего, необходимо правильно выбрать участок.
Выбор участка для описания имеет большое значение. Прежде всего описание нельзя делать на случайной территории, исходя из удобств расположения, близости к дороге и т.д. Следует руководствоваться заранее намеченным планом и задачами с тем, чтобы были охвачены наиболее типичные или интересные в каком-либо отношении ассоциации, и именно в них закладывать площадку описания.
Перед началом заполнения специальных бланков следует внимательно осмотреть участок, чтобы убедиться в однородности его растительного покрова и установить границы простирания намеченной к описанию ассоциации. Весьма полезно обследовать хотя бы бегло и окружающую растительность, чтобы выяснить положение описываемого участка среди других сообществ. Все наблюдения сразу же заносят в соответствующие графы бланков.
Описание ведется методом пробных площадок. Размеры и количество пробных площадок различны для различных сообществ. Для луга обычна площадка в 100 м2, для леса в 1000 м2. Также широко применяется описание в сообществе нескольких метровых площадок.
Выделяя площадку описания, рулеткой или шнуром отмеряют длины сторон и ставят по углам колышки, ветку или другие ветхи, указывающие ее границы.
Бланк заполняют по графам, запись лучше вести карандашом, так как чернила легко расплываются от сырости. Карандаш должен быть средней мягкости, чтобы не продавливал бумагу (пить часто приходится на подложенной папке, листах газетной бумаги и других недостаточно твердых предметах). После обозначения даты работы, указания географического пункта и общей характеристики участка по отношению к окружающему рельефу приступаем к описанию растений. В графу "название растений" заносят все встречающиеся на площадке виды, объединяя их в следующие хозяйственные группы: злаки, осоки, бобовые, разнотравье. При составлении списка первыми помещают наиболее распространенные растения и дальше - по мере уменьшения их значения в сообществе. Если растение не известно, оно заносится в список под номером и под этим же номером закладывается в гербарий. После растение определяется и его название вносится в список.
После составления списка для каждого растения в соответствующих графах отмечают обилие, ярус, встречаемость, фенологическую фазу, жизненность. В графу "примечание" заносят дополнительные сведения о растении, не предусмотренные рамками бланка.
Так же по графам заполняют пункты, касающиеся низших растений сообщества, мхов и лишайников. Для наглядного примера приводим образец заполненного бланка геоботанического описания, сделанного по всем требованиям полевых геоботанических исследований.
Геоботаническое описание № ____
Контур № ___
Дата _13.06.2013 Фамилия исследователя Жумагулова Б.А.
1 .Область, район, хозяйство Акмолинская область, Зерендинский район
2. Рельеф _____холмисто-равнинный_____
(макро, мезо, микро, направление и крутизна склона, высота над уровпем моря)
3. Почва темно-каштановые, солонцы, соланчаки
(тип, засоление, мехсостав)
4 .Увлажнение атмосферное
(атмосферное, грунтовое, затопление)
5. Тип растительного покрова полынно-разнотpавно злаковые_
проективное покрытие 85%_ б) Средняя высота травостоя 35_см
в) старика, сушь _____нет____ г) мхи, лишайники ___нет____
(% участия в травостое)
7. Определение урожайности
a) методом укосов (площадками 1 кв.м в 2-х кратной повторности)
Высота среза 3см
б) Методом модельных растений (на трансекте кв.м.)
8. Урожайность сух. массы по типу (разности, модификации) 28.9 ц/га
9. Культуртехническое состояние __________________________________________________
(засорение, закуcтарeннoсть, закочкареннасть, закамененность,
наличие ям, бугров, проявление водной, ветровой или пастбищной эрозии и др.)
(сроки сенокошения, пастбище-сезон, вид скота, нагрузка)
Весенне-летне-осенние пастбища длявсех видов скота
следует упорядочить выпас
Подпись________
Проведение экскурсий
Цель и задачи проведения экскурсий. Объектами изучения на полевой практике являются флора и растительный покров территории. Конкретное содержание экскурсий, зависит от места проведения практики. На каждой экскурсии ведется сбор растений, студенты знакомятся с растительными сообществами, составляющими растительный покров территории.
Целью экскурсий является не только сбор растений, но и знакомство студентов с разными типами растительности, связанное с этим разнообразие мест обитания растений, изучается состав строение, экология фитоценозов, их размещение в растительном покрове и т. д. Студенты знакомятся таким образом с основами геоботаники. Под руководством преподавателей они выполняют на экскурсии простейшие геоботанические работы, осваивают соответствующие методики различные навыки необходимые при полевых исследований (сбор гербария, ведение дневника, фиксирование различных частей растений и т.д.).
Одной из целей проведения экскурсий является также, развитие у студентов наблюдательности и умения анализировать наблюдаемые в природе растения в сочетании с местообитанием, приуроченностью растений к определенным условиям среды, степенью зависимости растений от этих условий, типичные приспособления к ним, реакции на изменение среды обитания. Что позволит сформировать у студентов представление об экологических группах растений и экологических отдельных видов растений.
Основной задачей проведения экскурсии является знакомство студентов с разнообразием видов растений, населяющих определенную территорию, ее флорой, изучение морфологического строения растения, определяющего его жизненную форму, т. е. строение побеговых и корневых систем.
А также, научить студентов находить признаки строения, которые свидетельствовали бы об изменениях структуры в течении сезона (рост надземных и подземных побегов, заложение и развитие почек отмирание частей и т. д.) и более длительных отрезков времени (нарастание ствола дерева, кущение, образование стержневого многолетнего корня его распад и пр.). Изучение жизненной формы в динамике с учетом экологических условий позволит увидеть растение как живое существо в живой природе.
Для проведения геоботанического описания, прежде всего, необходимо правильно выбрать участок.
Выбор участка для описания имеет большое значение. Прежде всего описание нельзя делать на случайной территории, исходя из удобств расположения, близости к дороге и т.д. Следует руководствоваться заранее намеченным планом и задачами с тем, чтобы были охвачены наиболее типичные или интересные в каком-либо отношении ассоциации, и именно в них закладывать площадку описания.
Перед началом заполнения специальных бланков следует внимательно осмотреть участок, чтобы убедиться в однородности его растительного покрова и установить границы простирания намеченной к описанию ассоциации. Весьма полезно обследовать хотя бы бегло и окружающую растительность, чтобы выяснить положение описываемого участка среди других сообществ. Все наблюдения сразу же заносят в соответствующие графы бланков.
Описание ведется методом пробных площадок. Размеры и количество пробных площадок различны для различных сообществ. Для луга обычна площадка в 100 м2, для леса в 1000 м2. Также широко применяется описание в сообществе нескольких метровых площадок.
Выделяя площадку описания, рулеткой или шнуром отмеряют длины сторон и ставят по углам колышки, ветку или другие ветхи, указывающие ее границы.
Бланк заполняют по графам, запись лучше вести карандашом, так как чернила легко расплываются от сырости. Карандаш должен быть средней мягкости, чтобы не продавливал бумагу (пить часто приходится на подложенной папке, листах газетной бумаги и других недостаточно твердых предметах). После обозначения даты работы, указания географического пункта и общей характеристики участка по отношению к окружающему рельефу приступаем к описанию растений. В графу "название растений" заносят все встречающиеся на площадке виды, объединяя их в следующие хозяйственные группы: злаки, осоки, бобовые, разнотравье. При составлении списка первыми помещают наиболее распространенные растения и дальше - по мере уменьшения их значения в сообществе. Если растение не известно, оно заносится в список под номером и под этим же номером закладывается в гербарий. После растение определяется и его название вносится в список.
После составления списка для каждого растения в соответствующих графах отмечают обилие, ярус, встречаемость, фенологическую фазу, жизненность. В графу "примечание" заносят дополнительные сведения о растении, не предусмотренные рамками бланка.
Так же по графам заполняют пункты, касающиеся низших растений сообщества, мхов и лишайников. Для наглядного примера приводим образец заполненного бланка геоботанического описания, сделанного по всем требованиям полевых геоботанических исследований.
Геоботаническое описание № ____
Контур № ___
Дата _13.06.2013 Фамилия исследователя Жумагулова Б.А.
1 .Область, район, хозяйство Акмолинская область, Зерендинский район
2. Рельеф _____холмисто-равнинный_____
(макро, мезо, микро, направление и крутизна склона, высота над уровпем моря)
3. Почва темно-каштановые, солонцы, соланчаки
(тип, засоление, мехсостав)
4 .Увлажнение атмосферное
(атмосферное, грунтовое, затопление)
5. Тип растительного покрова полынно-разнотpавно злаковые_
проективное покрытие 85%_ б) Средняя высота травостоя 35_см
№ | | Проективное покрытие, в °/о | Высота в см. | Фенофазa | Примечания (% стравлен- ности по видам и др. |
1 | Artemisia dracunculus | 20 | 40-50 | Веет. | |
2 | Artemisia santalinifolia | 15 | 15 | Веч. | |
3 | Geranium collinium | 10 | 25-35 | Веч. | |
4 | Silaus rubtrovii | 7 | 40-50 | Цвет. | |
5 | Vicia cracca | 5 | 35 | Цвет. | |
б | Hypericum perforatum | 3 | 40 | Веч. | |
7 | Medicago falcata | 3 | 35 | Ув. | |
8 | Ranunculus acer | 2 | 25 | Ув. | |
9 | Роа ге1аха | 20 | 50 | Колош. | |
10 | Agrostis alba | 20 | 40 | Колош. | |
11 | Bromus inermis | 20 | 30 | Колош. | |
12 | Lappula microcarpa | Единично | 35 | Цвет. | |
13 | Origanum vulgare | Единично | 10 | Веч. | |
14 | Centaurea ruthenica | Единично | 65 | Веч. | |
15 | Trifolium repens | Единично | 12 | Цвет. | |
16 | Aconitum leucostomum | Единично | 50 | Веч. | |
17 | Polemonium cooruleum | Единично | 50 | Цвет. Веч. | |
18 | Ligularia macrophylla | Единично | 30 | ||
19 | Myosotis silvatica | Единично | 12 | Цвет. | |
20 | Eremurus tianschanicum | Единично | 45 | Плод. | |
21 | Iris alberti | Единично | 40 | Плод. | |
22 | Rosa ulberti | Единично | 100 | Плод. | |
23 | Spiraea hypericifolia | Единично | 140 | Плод. | |
24 | Achillea millefolium | Единично | 12 | Веч. | |
25 | Alchinilea vulgare | Единично | 10 | Цвет. | |
26 | Pedicularis achilloifolia | Единично | 20 | Цвет. | |
в) старика, сушь _____нет____ г) мхи, лишайники ___нет____
(% участия в травостое)
7. Определение урожайности
a) методом укосов (площадками 1 кв.м в 2-х кратной повторности)
Высота среза 3см
№ | Наименование групп или видов растений | Вес надземной массы, гр. | Урожайность, ц/га | ||||
Сыр. | сух. | сыр. | сух. | C учетом поправок | |||
на стравлен. | на склонах | ||||||
1 | Герань лyгoвaя | 610 400 | 105 б5 | 30,5 20 | 5.2 3,2 | | |
2 | Морковник | ||||||
З | Полынь сант | 280 | 60 | 14 | 3,0 | | |
4 | Горошек мыш | 210 | 50 | 10,5 | 2,5 | | |
5 | Звeробой прод | 95 | 48 | 4,75 | 2,4 | | |
б | Люцерна серп | 80 | 44 | 4.0 | 22 | | |
7 | Пoлынь экстрагон | 3б0 | 65 | 15 | 3,2 | | |
8 | Лапчатка полз. | 65 | 25 | 3,25 | 1,2 | | |
9 | Злаки: мятлик, полевица, костер | 360 | 120 | 18 | 6,0 | | |
| | | | 120 | 28,9 | | |
б) Методом модельных растений (на трансекте кв.м.)
№ | Наименованиe растений | Размер модель. Куста (высота, диаметр в см.) | Количество кустов | Вес поедаемой массы c куста, в гр. | Урожайность, ц/га | |||||
На тран сектe | На 1 га | Сыр. | Сух. | Сыр. | Сух. | C учетом поправок | ||||
Hа стравлен. ил. | На склон. | |||||||||
| | | | | | | | | | |
8. Урожайность сух. массы по типу (разности, модификации) 28.9 ц/га
9. Культуртехническое состояние __________________________________________________
(засорение, закуcтарeннoсть, закочкареннасть, закамененность,
наличие ям, бугров, проявление водной, ветровой или пастбищной эрозии и др.)
-
Фактическое хозяйственное использование _В.Л.О. пастбища для____________________ сенокос-механизированный, ручной, индивидульного скота
(сроки сенокошения, пастбище-сезон, вид скота, нагрузка)
-
Рекомендации по использованию
Весенне-летне-осенние пастбища длявсех видов скота
-
Рекомендуемые мероприятия по улучшению
следует упорядочить выпас
Подпись________
- 1 2 3 4 5 6
Проведение экскурсий
Цель и задачи проведения экскурсий. Объектами изучения на полевой практике являются флора и растительный покров территории. Конкретное содержание экскурсий, зависит от места проведения практики. На каждой экскурсии ведется сбор растений, студенты знакомятся с растительными сообществами, составляющими растительный покров территории.
Целью экскурсий является не только сбор растений, но и знакомство студентов с разными типами растительности, связанное с этим разнообразие мест обитания растений, изучается состав строение, экология фитоценозов, их размещение в растительном покрове и т. д. Студенты знакомятся таким образом с основами геоботаники. Под руководством преподавателей они выполняют на экскурсии простейшие геоботанические работы, осваивают соответствующие методики различные навыки необходимые при полевых исследований (сбор гербария, ведение дневника, фиксирование различных частей растений и т.д.).
Одной из целей проведения экскурсий является также, развитие у студентов наблюдательности и умения анализировать наблюдаемые в природе растения в сочетании с местообитанием, приуроченностью растений к определенным условиям среды, степенью зависимости растений от этих условий, типичные приспособления к ним, реакции на изменение среды обитания. Что позволит сформировать у студентов представление об экологических группах растений и экологических отдельных видов растений.
Основной задачей проведения экскурсии является знакомство студентов с разнообразием видов растений, населяющих определенную территорию, ее флорой, изучение морфологического строения растения, определяющего его жизненную форму, т. е. строение побеговых и корневых систем.
А также, научить студентов находить признаки строения, которые свидетельствовали бы об изменениях структуры в течении сезона (рост надземных и подземных побегов, заложение и развитие почек отмирание частей и т. д.) и более длительных отрезков времени (нарастание ствола дерева, кущение, образование стержневого многолетнего корня его распад и пр.). Изучение жизненной формы в динамике с учетом экологических условий позволит увидеть растение как живое существо в живой природе.