Файл: Григорян ани манвеловна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГРИГОРЯН АНИ МАНВЕЛОВНА

Задание 1. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии.

Систему методической работы при моторной алалии я выработала в результате своего опыта работы.

Почти в каждой речевой группе, которую я вела, был ребенок с заключениеммоторная алалия. Это были дети с разным уровнем внимания. Исходя из практики, я сделала вывод, что при правильно построенной коррекционной работе и помощи родителей, детей с заключением моторная алалия, при условии нормы интеллекта, можно добиться хороших результатов. Двое детей с моторной алалией, которых я вела в течение трех лет, успешно учатся в общеобразовательном классе школы, не в речевом. Интересен тот факт, который подметили я и воспитатели, что вопреки существующему мнению, не обязательно, у детей с тяжелыми нарушениями речи слабая мелкая моторика.

Коррекционная работа при моторной алалии отличается от работы при дизартрии. Дети, страдающие моторной алалией, имеют достаточные произносительные возможности / в отличие, от дизартрии/, но они не способны ими пользоваться. Им трудно запомнить артикуляционное движение и переключаемость движений. Поэтому, замены звуков у детей с моторной алалией носят непостоянный характер. Например: звук “П” могут заменять то на “Б“, то на “ Т”, на любой другой звук. В отличие от алалии, замены звуков при дизартрии, носят постоянный характер. При моторной алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове. Поэтому, если при дизартрии работы над простыми согласными, как правило, хватает на фронтальных занятиях по звуковой культуре речи, то при моторной алалии – это требует тщательной индивидуальной работы.Если ребенок поступил с заключением: ОНР 1 уровня, моторная алалия, то есть его речь состоит из отдельных звуков, слогов, слов – практически, неговорящий ребенок, то 
работу я веду следующим образом.

1. Уточняю артикуляцию гласных звуков: А, У, И, О, Э, Ы.

2. Тщательно отрабатываю артикуляционный уклад звуков в последовательности: М, Б, П, В, Ф, Д, Т, Н, Г, К, Х. Вырабатываю зрительную, слуховую память на звук:

- c помощью зрительной опоры: “Послушай. Посмотри. Запомни. ”

- без зрительной опоры: “Послушай. Почувствуй. Запомни. ”

Вырабатываю быструю переключаемость артикуляционного аппарата с одного звука на другой.

- Важно, постоянно повторять уже пройденные звуки.

- Дифференцирую звуки между собой.

3. Соединяю простые согласные звуки с гласными. Отработанный звук + гласный. В дальнейшем добавляю другие пройденные звуки. Соединяю их в слова. Например: ДОМ. БУМ. Соединяю слова в короткие предложения. Ввожу предлоги.

4. Параллельно работаюнад сложными звуками /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ/. Ввожу отработанные звуки в слова со звуками, которые уже сформированы у ребенка. Если необходимо, веду работу над постановкой йотированных гласных.

5. Постепенно пассивный словарь переходит в активный.

6. Важный момент: проговаривая слова, все время отхлопываем, отстукиваем слоги. При словоизменении голосом выделяем окончания.

7. Нарабатываю глагольный словарь и прилагательные.

8. На основе пройденного материала составляем предложения.

Для того, чтобы приучать детей с моторной алалией к работе в коллективе, стимулировать его речь, этому ребёнку я задаю на фронтальном занятии вопрос ребенку так, чтобы ответ ребенка включал уже имеющиеся у него речевые навыки.

Задание 2. Покажите особенности логопедической работы на разных этапах коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии.

При работе с детьми имеющими сенсорную алалию используется комплексный подход.

Медикаментозная терапия.

Создание специального речевого режима:

- создание стандартных инструкций побуждения с одинаковым порядком слов и интонаций;

- речевое общение сокращается, снижается слуховая нагрузка. Это необходимо для привлечения внимания к звукам;



- определяется индивидуальный уровень слухового восприятия речевых и неречевых звуков.

Развитие внимания, подражательности и работоспособностив процессе предметно-практической деятельности путем привлечения всех здоровых анализаторов.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти:

- развитие грубых слуховых дифференциаций на неречевых звуках;

- развитие более тонких слуховых дифференциаций на неречевых звуках;

- включение в ряд неречевых звуков один речевой, но связанный с определенным предметом ;

- дифференциация нескольких речевых звуков связанных с конкретным предметом. Постепенно в ряд звуков включаются слоги, тоже связанные с предметом;

- дифференциация слогов, связанных с конкретным предметом;

- дифференциация слов, далеких по звуко-слоговой структуре;

- дифференциация слов близких по слоговой структуре, но далеких по звуковому наполнению;

- дифференциация слов близких и по слоговой структуре, и по звуковому наполнению;

- восприятие и понимание словосочетаний и фраз.

Задание 3. Используя пособие Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Обоснуйте необходимость логоритмической работы с детьми, страдающими алалией.

Различают три формы алалии: две из них — моторная и сенсорная — связаны с нарушением речевых анализаторов (речедвигатель-ного и речеслухового); третья — оптическая алалия — возникает при патологии центрального конца зрительного анализатора.

При анализе речевой патологии у ребенка с алалией необходимо выделить так называемые «негативные» симптомы, связанные с недоразвитием отдельных сторон речи, и «позитивные», связанные с попытками ребенка приспособиться к своей речевой недостаточности.

Одной из важных задач логопедических мероприятий является «управление» аномальным речевым и психическим развитием, возможное его «выравнивание». Этому в значительной мере способствует логопедическая ритмика.

Задание 4. Составьте «Памятку» для родителей на тему «Если ребенок не говорит».

Памятка для родителей   «Если ребенок не говорит»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?


Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

1.      Выполнение артикуляционных упражнений

·       Открывать и закрывать «домик».

·       Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).

·       «Хвостик» - вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

·       Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).

·       Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

·       Щелкать «хвостиком» («лошадка»).

·       Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:

а) сдувать ватку с кончика носа;

б) дуть через трубочку в стакан с водой;

в) дуть на мельницу или султанчики.

2.      Массаж пальчиков рук левой и правой

3.      Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

1.      Играет на «пианино».

2.      «Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

3.      Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

4.      Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

5.      Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

6.      Покажи «козу».

7.      Покажи «ушки у зайчика».

8.      Играем на «барабане».

9.      Хлопаем в ладоши.

4.      Работа с мелким раздаточным материалом

1.      Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.

2.      Работа с вкладышами.

3.      Пирамидки различных размеров.

4.      Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.


5.      Шнуровка:

а) используют плотный картон с дырочками;

б) учиться завязывать шнурки.

6.      Застёгивание пуговиц.

7.      Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

 5.      Аппликация

Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки.

 6.      Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

  7. Развитие словаря

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью. Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить. Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др. Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием. Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку. Развитие речи способствует чтение стихов, сказок, потешек. Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.

Задание 5. Сопоставьте алалию с дизартрией и ринолалией.

Характеристика

Дислалия

Ринолалия

Дизартрия

Этиология

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. Причины биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; ЗПР (ММД), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка

При отклонениях в строении периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации, говорят о механической (органической) дислалии.

Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания.

Органическая открытая Ринолалия может быть приобретенной или врожденной. Образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли, врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Закрытая — при уменьшении носоглоточной полости, при непроходимости носовых полостей

Зависят от характера и тяжести поражения нервной системы

У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нс плода и новорожденного).

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

— периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);

— ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;

— ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и другие

Механизмы

При функциональной:

• Акустико-фонематическая дислалия — недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем.

• Артикуляторно-фонематическая дислалия — несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

• Артикуляторно-фонетическая дислалия — неправильно сформировавшиеся артикуляторные позиции.

При механической — звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка, губными аномалиями.

Механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим:

— отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

— изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

При закрытой ринолалии мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке.

Поражение этих структур мозга дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут, наступает арефлексия

При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.

Симптоматика

А) нарушения звукопроизношения

Б) нарушения голосообразования

В) нарушения речевого дыхания

А) При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков.

Замена звуков, смешения или взаимозамены звуков (фонем), пропуски звуков.

три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

Б)

В) диафрагмально-речевое дыхание соответствует норме

А) У ребенка с закрытой формой риноналии затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых звуков М и Н.

Наиболее пострадавшими оказываются свистящие и шипящие звуки, которые заменяются выдохом в нос, иногда с призвуком какого-то кряхтения или храпа, и задненёбные звуки, которые либо отсутствуют, либо заменяются взрывным звуком, возникающем у краев расщепленного маленького язычка или стенки глотки с высоко поднятым корнем языка. Гласные звуки произносятся при помощи выдыхаемой через нос слегка озвонченной струи воздуха и мало отличаются друг от друга.

Б) Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций.

В) Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется.

А) может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков

У всех больных дизартрией расстройства произношения заключаются в смазанной, невнятной артикуляции звуков с наличием как полных, так и частичных замен (литеральных парафазий, а также в нарушениях плавности, темпа и громкости речи.

Б) Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

В) За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры

Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе.