Файл: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата ____/_____/_______ Класс___________
Урок №2
Тема: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.
Цель урока: Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.
-образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».
-развивающая: формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
-воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой.
Ход урока
-
Орг. момент
Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку.
Проверка дом. задания
-
Сообщение темы и целей урока. -
Мотивация учебной деятельности
Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, прежде чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей,а затем и в современное человечество.
-
Изучение нового материала
В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
Основные группы доказательств происхождения человека от животных:
1. Палеонтологические. (Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности)
2. Эмбриологические. (Эмбриология — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.)
Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):
Царство: Животные
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные, или Черепные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Приматы
Семейство: Гоминиды
Род: Человек
Вид: Человек разумный
Таково наше положение в системе органического мира.
О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Томас Генри Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.
Сходство человека с животными (запись в тетрадях).
(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)
1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;
2. Наличие наружного уха;
3. Наличие плаценты
4. Наличиедиарагмы;
5. Состав крови;
6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)
7. Наличие ногтей на пальцах;
8. Общие болезни и паразиты.
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.
-
мелкие волоски на теле -
копчик -
аппендикс -
мелкие мышечные волокна в коже -
бугорок на ушной раковине -
третье веко -
зубы мудрости
Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.
-
хвост -
густой волосяной покров -
дополнительные соски -
шейная фистула (остатки жаберной щели) -
когти на пальцах
(запись в тетрадях).
Антропогенез- это процесс возникновения и формирования человека в ходе эволюции.
Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
Биологические факторы:
-
наследственную изменчивость -
естественный отбор.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
Социальныефакторы антропогенеза:
-
труд, -
общественный образ жизни, -
развитое сознание -
речь
Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство)
Заполнить таблицу « Характеристика этапов антропогенеза» пар.2,3 (самостоятельно)
Все люди на Земле принадлежат к одному виду Homo sapiens. Однако опредёленные группы людей на протяжение тысячелетий жили в разных географических и климатических условиях и адаптировались к ним. По этому в под виде Homo sapiens в разных регионах Земли образовались расы.
Раса- группа людей, исторически сложившаяся в определенных географических условиях и отличающаяся определенными морфо-физиологическими признаками.
Таблица « Основные признаки рас»
-
Закрепление знаний, умений, навыков.
1. Какие основные свойства отличают человека от животных?
2. Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?
3. Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?
4.Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?
-
Итог урока
-
Дом. Задание