Файл: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата ____/_____/_______ Класс___________

Урок №2

Тема: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.

Цель урока: Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.

-образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».

-развивающая: формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.

-воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой.

Ход урока

  • Орг. момент

Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку.

Проверка дом. задания

  • Сообщение темы и целей урока.

  • Мотивация учебной деятельности

Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, прежде чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей,а затем и в современное человечество.

  • Изучение нового материала

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Основные группы доказательств  происхождения человека от животных:  

1.      Палеонтологические. (Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности)


2.      Эмбриологические.  (Эмбриология — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.)

            Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

Царство: Животные

Подцарство: Многоклеточные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные, или Черепные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

Род: Человек

Вид: Человек разумный

Таково наше положение в системе органического мира.

О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Томас Генри Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Сходство человека с животными (запись в тетрадях).

(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)

1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;

2. Наличие наружного уха;

3. Наличие плаценты

4. Наличиедиарагмы;

5. Состав крови;

6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)

7. Наличие ногтей на пальцах;                                                     

8. Общие болезни и паразиты.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.

  • мелкие волоски на теле

  • копчик

  • аппендикс

  • мелкие мышечные волокна в коже

  • бугорок на ушной раковине

  • третье веко

  • зубы мудрости

Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.

  • хвост

  • густой волосяной покров

  • дополнительные соски

  • шейная фистула (остатки жаберной щели)

  • когти на пальцах


(запись в тетрадях).

Антропогенез- это процесс возникновения и формирования человека в ходе эволюции.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.



Биологические факторы:

  • наследственную изменчивость

  • естественный отбор.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

Социальныефакторы антропогенеза:

  • труд,

  • общественный образ жизни,

  • развитое сознание

  • речь

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство)

Заполнить таблицу « Характеристика этапов антропогенеза» пар.2,3 (самостоятельно)

Все люди на Земле принадлежат к одному виду Homo sapiens. Однако опредёленные группы людей на протяжение тысячелетий жили в разных географических и климатических условиях и адаптировались к ним. По этому в под виде Homo sapiens в разных регионах Земли образовались расы.

Расагруппа людей, исторически сложившаяся в определенных географических условиях и отличающаяся определенными морфо-физиологическими признаками.

Таблица « Основные признаки рас»

  • Закрепление знаний, умений, навыков.

1. Какие основные свойства отличают человека от животных?

2. Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?

3. Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?

4.Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?

  • Итог урока

  • Дом. Задание