ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стили общения

Каждый человек стихийно или сознательно использует присущую ему систему психологических приемов и способов деятельности, чтобы эффективнее приспособиться к существующим условиям. Таким образом, данный человек компенсирует те особенности личности, которые мешают его успеху деятельности.

Стиль общения – это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

Можно отметить, что сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства конкретного человека. Не секрет, что особое влияние на стиль общения человека накладывает его профессиональная деятельность, которая требует интенсивного и разностороннего общения. Поэтому можно говорить о своеобразно организованном и профессионально-типичном стиле общения педагога, врача, режиссера, тренера, следователя и т.д.

Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

Стиль общения имеет внешние

(экспрессивные) характеристики, определенную

эмоционально-волевую окраску. Все эти

проявления обусловлены темпераментом,

психофизиологическими и личностными

особенностями человека, а также арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств.

Содержательные характеристики стиля общения:

  • доминирующая мотивация личности (потребность в общении и принятии, в эмоциональной поддержке, в самоутверждении);

  • специальные способности к сопереживанию и пониманию людей (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм, приписывание недостатков, предубежденность);

  • уровень собственного достоинства (навязывание своего мнения, навязчивое и публичное самооправдание или естественность и спонтанность, признание своих ошибок и недостатков или амбиции и отстаивание «чести мундира»);

  • направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействия на людей (манипуляторский, демократический, партнерски-уступчивый стили).


Самыми распространенными стилями общения являются:

  • императивный (авторитарный) – стиль, который требует безусловного, неукоснительного подчинения, поэтому его еще называют жестким или манипулятивным стилем.

Человек, использующий такой стиль общения, подчиняет другого (других) своей власти в категоричной форме, оказывает психологическое давление, тем самым сам же отчуждается от других. Характерна эмоциональная холодность. Этот стиль способствует достижению поставленных задач через напряжение и неуверенности в самом себе.

  • демократический стиль обеспечивает коммуникантам активную позицию, т.е. ставит их в отношения сотрудничества при решении поставленных задач.

При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу. Таким, образом, формируются позиции дружественного взаимопонимания, вызывая положительные эмоции, уверенность в себе через понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха. Появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В тоже время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, дает опыт самоуправления при мотиве создания и сохранения ценимой среды – рабочего состояния всего коллектива или группы. Развивается чувство ответственности. Человек, использующий данный стиль общения, характеризуется высоким профессионализмом, позитивными нравственными качествами.

  • либерально-попустительский (антиавторитарный) стиль– это стиль непрофессионала, не перегружает общающихся людей эмоционально и не дает позитивных условий для развития личности.

Наиболее ярко тот или иной стиль общения появляется в конфликтных ситуациях либо в конфликте.

Принято выделять пять основных стилей: уклонение, противоборство, уступчивость, сотрудничество, компромисс. Разберем их подробнее.

Уклонение (избегание, уход), как правило, характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания свое позиции, уклоняется от спора. Такой стиль предполагает уход от ответственности за решения.



Данная форма поведения позволяет человеку без ущерба для своих интересов выйти из конфликтного взаимодействия, но при этом сам конфликт не разрешается. Таким образом, человек избегает ответственности, не вникает глубоко в проблему, находясь как бы в тени.

Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления, использование зависимости других участников от него. При этом стиле человек воспринимает ситуацию как крайне значимую для него, как вопрос победы или поражения, что и предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участниками конфликта в случае их сопротивления. Особенностью данного стиля поведения состоит в том, что оппонентов заставляют отказываться от своих точек зрения,используются угрозы, наказания. В такой ситуации также не происходит разрешения конфликта.

Уступчивость (приспособление). При этом стиле действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Важно отметить заинтересованность человека в сохранении хороших отношений с другим человеком или группой. Разрешения конфликта также не происходит.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, которое удовлетворяло бы всех участников взаимодействия, но при этом не забывает и свои интересы. Данный стиль предполагает открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения. Естественно это требует продолжительной работы и участия всвех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников. Стиль сотрудничества, устраняя причины конфликта, реализует его разрешение полностью


Компромисс направляет участников на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, которое устраивает обе стороны (т.е. никто не выигрывает, но и не теряет). Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большего резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определеный период времени. Компромисс приносит лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устраняются.