Файл: Билет техника погружения в аффект, категории конфликтов, способы их преодоления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 3. Вопрос 1. Техника погружения в аффект, категории конфликтов по интенсивности, способы их преодоления.

Билет 3. Вопрос 2. Проективная диагностика в современном патопсихологическом исследовании.

Билет 3. Вопрос 3. Специфический подход в психосоматике. Гипотеза психосоматической специфичности

Билет 3. В1. Техника погружения в аффект, категории конфликтов, способы их преодоления.

«…Если у человека есть сильный конфликт или сильная фрустрация, если исчерпаны все средства из нашего арсенала и достать конфликт мы не можем, то может быть задействована техника погружения в аффект. Тяжелые эмоции, безысходность могут быть на уровне ощущений или на когнитивном уровне. И мы начинаем вгонять клиента в это состояние как можно глубже.

Если это безысходность – «Почувствуйте эту безысходность, находитесь в ней, пусть она вас захлестнет, вокруг вас безысходность» (подумайте о маме, посмотрите на ее взгляд и пр.). У клиента может наступить трансовое состояние, это контакт с бессознательным, не нужно его тревожить. Он выйдет из этого отдохнувшим, посвежевшим, и проблема для него уже будет выглядеть по-другому. Если вы понимаете, что клиент перегружен, вы предлагаете ему побыть 10 минут с закрытыми глазами, ничего не делать, и человек постепенно из этого выплывает.

Не стоит это применять с новыми клиентами, при лабильности психики, клинических заболеваниях, при острых травмах. Это можно делать, когда мы уже все расчистили.

Категории конфликтов по интенсивности, способы их преодоления.

По каким критериям еще можно диагностировать глубину проблемы?

По конфликтам. Если вы будете наблюдать, как протекают конфликты между людьми, вы увидите, что их можно разделить на три категории:

1) Активный (поверхностный) конфликт. Самый слабый конфликт, который внешне кажется самым сильным. Например, супруги все время ссорятся, ругаются, обвиняют друг друга. Еще пример: наверняка вы не раз наблюдали, как два человека спорят, ссорятся, потом один успокаивается, а другой ему начинает что-то доказывать, или один пытается выйти из конфликта, а другой его втягивает обратно. Здесь конфликт доступен, эмоции доступны, память активна.


2) Подавленный конфликт. Это когда отношения переходят в стадию молчания. Люди друг к другу испытывают негативные эмоции, но они не пытаются выяснить отношения. Работать в этой ситуации гораздо сложнее.

3) Полное вытеснение конфликта. Человек настолько сильно вытеснил конфликт из сознания, что он вытеснил и человека, который связан с конфликтом, даже образ его больше не присутствует. Они друг друга не воспринимают. Возможна даже такая ситуация: они находятся на одном мероприятии, и когда потом ему говорят, что там был второй участник конфликта, он не может его вспомнить. Это значит, что там жесточайший конфликт.

4) Еще иногда бывает, когда с человеком были очень тесные отношения (близкие или напряженные), а потом в один момент отношения разорвались. И даже если тот человек нанес много вреда, у вашего клиента будет печаль, холод, сожаление и нежелание контакта («Пусть живет, я не хочу с ним общаться, чего-то от него требовать»). Как правило, так бывает, если был один очень мощный конфликтный эпизод. Его нужно поднимать и работать с применением техники ПТСР, или арт-терапии, или техники, которая будет дана сегодня. Пока вы не взломаете этот очень сильный конфликт, данный человек не будет доступен вообще»
Билет 3. В 2. Проективная диагностика в современном патопсихологическом исследовании.

Проективные - методики опосредованного изучения личности, которые базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности. Проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых форм мотивации, является практически единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Проективные техники.

— Классическая словесная апперцепция. От испытуемых требуется дать вербальное описание достаточно неструктурированного неопределенного стимульного материала или составить на его основе рассказ (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера и др.).

— Проективное предпочтение. Методы, основанные на выборе испытуемым одного или нескольких из предлагаемых стимулов (цветовой тест Люшера, тест Сцонди, цветовой тест отношений А.Эткинда и др.).



— Рисуночные тесты. Чаще всего используются рисунок человека, несуществующего животного, семьи. Применяется достаточно унифицированная стандартизированная схема интерпретации. Эффективен при работе прежде всего с детьми и подростками.

— Полупроективные тесты. К ним можно отнести тест Розенцвейга, методы незаконченных предложений, Пиктограмму.

· Анализ продуктов спонтанного творчества.

Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.
Билет 3. В 3. Специфический подход в психосоматике. Гипотеза психосоматической специфичности.

Основой специфического подхода к возникновению психосоматических заболеваний является предположение: органическая симптоматика рассматривается как следствие не просто нарушения физиологических связей, а как результат воздействия сугубо специфического фактора – переживаний индивида. Гипотеза психосоматической специфичности: имеется однозначная, логически понятная связь между симптомами психосоматического заболевания и содержанием вытесненного психологического конфликта.

Научная основа специфического подхода была заложена З.Фрейдом, который утверждал, что подавленные эмоции порождают конверсионные симптомы. Под конверсией он понимал смещение психического конфликта и попытку разрешить его через различные телесные симптомы: соматические, моторные или сенсорные. Психическое явление, таким образом, превращается в соматическое. Либидо отделяется от бессознательных вытесненных представлений, и его энергия направляется в соматическую сферу. Благодаря такому «переносу» либидозного содержания из области психического в область телесного патогенный конфликт удаляется из сознания. В соматическом симптоме символически представлено содержание бессознательной фантазии. Фрейд разработал важную концепцию диссоциации – активного процесса психологической защиты, механизма вытеснения из сознания угрожающих или нежелательных содержательных элементов. Эмоция, которую невозможно выразить, превращается в физический симптом, представляющий собой компромисс между неосознаваемым желанием выразить мысль или чувство и страхом перед возможными последствиями этого. Симптомы не только позволяют маскировать нежелательные эмоции, но и представляют собой определенное наказание за запретное желание. Эти же симптомы обусловливают и получение вторичных выгод от принятия роли больного.


Наряду с моделью конверсии Фрейд, рассматривая так называемый невроз тревоги, сформулировал вторую концепцию психосоматического возникновения симптомов, радикально отличающуюся от конверсии. Он обнаружил, что такие органические симптомы, как расстройства сердечной деятельности и дыхания, внезапные приступы потливости, дрожи, голода или поноса, головокружение, сужение сосудов и парестезия, сопровождают тревогу в качестве «эквивалентов приступов тревоги» (психосоматический симптом как эквивалент приступа) и часто полностью заменяют этот приступ тревоги. Позже Фрейд причислил конверсию к вытеснению, а соматический эквивалент тревоги – к более примитивному защитному механизму, проекции.

Третьей концепцией З.Фрейда является концепция психосексуального развития, суть которой состоит в том, что психосоматические болезни связаны с фиксацией на соответствующей стадии психосексуального развития и неадекватностью психологических защит.

К постфрейдовскому этапу относятся следующие теории:

1. Поток конверсий Ф. Дейча. Конверсия – это нормальное, здоровое явление. Психика постоянно переполняется аффектами, влечениями, конфликтами. Конверсия – способ сброса избыточного напряжения через телесную сферу и осуществляется непрерывно. В результате сброса большого количества либидозной энергии через орган могут возникнуть функциональные нарушения в деятельности данного органа. Органические заболевания возникают в результате сброса чрезмерного количества энергии, приводящего к повреждению тканей органа.

2. Теория двухфазного вытеснения А. Мичерлиха. При наличии неразрешенного внутрипсихического конфликта сначала можно наблюдать первую, психическую фазу. В ней вследствие вытеснения или работы других психологических защит происходит формирование эмоциональных и психических симптомов. Если же эти средства недостаточны, наступает вторая, телесная, фаза конфликта. Происходит второй этап вытеснения, из психической сферы в телесную. При длительном существовании конфликта описанные фазы могут неоднократно чередоваться, что объясняет часто наблюдаемую в психосоматической клинике смену невротических симптомов и телесных расстройств.

3. Теория ре- и десоматизации М.Шура. Маленький ребенок выражает свои аффекты посредством «двигательной бури». В результате развития вторичных процессов появляются другие формы самовыражения, и происходит десоматизация – отказ от телесного самовыражения. В результате неблагоприятного события и стрессовых факторов нормальный процесс десоматизации может обернуться регрессией в форме ресоматизации аффекта. В ситуациях внутренней и внешней опасности происходит возвращение раннего соматического способа реагирования. При сильной нагрузке на Эго-структуры нарушается психодинамическое равновесие, происходит внезапный прорыв бессознательного материала в форме преэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний, и механизмы защиты «Я» не срабатывают. В рамках концепции регрессивной ресоматизации функций «Я» можно установить связь между конверсионными симптомами и их органическими эквивалентами.


4.Теория специфического психодинамического конфликта Ф.Александера. Франц Александер считается основателем современной психосоматики. Александер в 1950 году предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются не попыткой выразить подавленное чувство, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. Александер говорит о вегетативном неврозе в случае постоянного физиологического сопровождения эмоционального напряжения при отсутствии действия, направленного вовне и сбрасывающего напряжение. На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах (психосоматическим заболеваниям). Спектр хронически вытесняемых эмоций индивидуален, его специфику определяют личностные особенности пациента. Александер выявил определенную психосоматическую специфику тех или иных эмоций: вызываемые ими телесные нарушения проявляются именно в тех системах организма, с которыми данные эмоции имеют сродство. Это было названо икс-фактором: уязвимость органа плюс специфические психологические особенности совместно ведут к развитию органических симптомов.

ВЫВОД помимо психической конфигурации и икс-фактора существует третье условие, пусковой механизм, ситуация-ускоритель, влияющая на пациента. Человек со специфической уязвимостью органа и характерной конфликтной моделью заболевает соответствующей болезньютолько в том случае, если случайный поворот событий в его жизни мобилизует его центральный конфликт, приводя к разрушению психической защиты организма.

Практическое задание № 3.

Прочтите отрывок из научной автобиографии А.Р. Лурия «Этапы пройденного пути»: «Выготский раскладывал на полу кусочки бумаги и просил больного перешагивать через каждый из них. Произошло удивительное явление. Больной, который только что не мог сделать самостоятельно более двух или трех шагов, долго ходил по комнате, перешагивая через кусочки бумаги, как будто бы он шел по лестнице». О каких больных идет речь? Объясните этот опыт с позиций теории построения движений Н.А. Бернштейна.

Методическая рекомендация к Итоговому Междисциплинарному экзамену: речь идет о больных паркинсонизмом. Компенсация двигательных нарушений оказалась возможной на основе реорганизации психических процессов, которые пациент использовал при ходьбе. Деятельность была перенесена с подкоркового уровня С, где находились очаги поражения, на уровень более сохранной коры больших полушарий, то есть на уровень