ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
13.1. Общие сведения. Классификация опасных гидрологических явлений
13.3. Аварийно-спасательные работы
13.3.2. Способы и приемы поиска пострадавших
13.3.3. Обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших
13.3.4. Эвакуация пострадавших из зон опасности
13.4. Другие неотложный работы
, замеченные им перед входом в воду.
Приближаться к тонущему лучше сзади, для избегания его захватов. Если это не удается, то за 2–3 м необходимо нырнуть под него, взять за бедро или обхватить за талию, повернуть спиной к себе, всплыть и плыть с ним к плавсредству одним из способов транспортировки.
При освобождении от захватов надо помнить следующее:
Примеры способов подъема пострадавшего на плавсредство приведены на рис. 13.7.
Рис. 13.7. Подъем пострадавшего на плавсредство:
а) за руки и под ноги; б) с использованием веревки
Спасение пострадавших подъемом их из воды непосредственно на борт плавсредства производится в условиях, когда плавсредство может подойти непосредственно к пострадавшим [6, 9].
С целью предотвращения травмирования нельзя подходить в плотную к спасаемому (рис. 13.8). Если катер остановится в 5–6 м от человека, немедленно бросьте ему спасательный круг или жилет (хорошо заранее привязать к нему тонкий прочный трос). При подходе со стороны ветра или течения круг можно бросать между спасаемым и катером – его поднесет к человеку. Но ни в коем случае не надо стараться набросить круг на голову или перекинуть его дальше – в первом случае спасаемый будет оглушен, во втором обессиленный пловец будет не в состоянии его догнать.
Рис. 13.8. Схема подхода плавсредства для спасения утопающего человека
Желательно, чтобы при подходе к плавающему человеку катер расположился не прямо перпендикулярно направлению ветра, а носом к нему, под углом в 60–30°. При этом катер должен совершенно погасить скорость. Передвижение со скоростью даже 2–3 км/час (это около 0,5 м/с) сильно затрудняет подъем человека на борт.
Подъем пострадавших на борт плавсредства производится, как правило, с кормы по одному человеку. В надувную лодку разрешается поднимать одновременно или поочередно с каждого борта по два человека. Пострадавшие, ожидающие своей очереди подъема из воды, держатся за спасательный леер на борту плавсредства или им подаются индивидуальные табельные спасательные средства (спасательные круги, шары и т.п.).
Спасение пострадавших с поверхности воды подъемом на борт вертолета производится в случаях, когда подход спасательной группы на плавсредствах невозможен по условиям обстановки или для подхода ее требуется определенное время, а дальнейшее пребывание пострадавших в воде невозможно по физиологическим показателям [6, 9].
При обнаружении пострадавших, прежде всего, следует показать им, что они обнаружены, путем полета над ними на малой высоте или галсами, а в условиях плохой погоды с включением посадочных огней или пуском зеленых ракет, затем сбросить пострадавшим средства спасения.
Подготовка пострадавших к подъему производится с помощью спасателя, предварительно спускаемого с борта вертолета с использованием штатного спасательного оборудования.
При невозможности подъема пострадавших следует вызвать спасательную группу, сообщив ей место обнаружения, состояние пострадавших, обстановку на месте их нахождения. Необходимо держать пострадавших под наблюдением, навести спасательную группу на них.
Спасение пострадавших, находящихся выше уровня воды на отдельных местных предметах, на крышах и верхних уровнях зданий и сооружений, и эвакуация их в безопасные места, осуществляется с помощью спасателей на плавсредствах или с помощью вертолетов [6, 9].
С помощью вертолета осуществляется спасение пострадавших
, находящихся на отдельных местных предметах, блокированных на крышах и верхних уровнях затопленных зданий и сооружений, расположенных в местах, куда доступ спасателей на плавсредствах затруднен по условиям обстановки.
Подготовка к спуску и снятие пострадавшего на плавсредство осуществляются с учетом обстановки и состояния пострадавшего.
При неблагоприятных условиях снятие пострадавшего с местного предмета на плавсредство осуществляется с помощью спасателя, поднявшегося к пострадавшему. При благоприятных условиях (хорошая погода, отсутствие сильного течения или волнения, швартовка плавсредства непосредственно к местному предмету, где находится пострадавший, безопасность спуска на плавсредство и удовлетворительное состояние пострадавшего) пострадавшему указывается порядок действий и он самостоятельно спускается на плавсредство. Прием на плавсредство страхуется спасателями.
При значительном количестве блокированных людей, их компактном размещении, а также при наличии условий для маневра плавсредств, эвакуация людей может осуществляться с помощью паромов, развернутых из элементов табельного понтонно-переправочного парка.
В первую очередь эвакуируются группы людей, которым по условиям складывающейся обстановки угрожает непосредственная опасность (подъем воды, угроза разрушения здания, обморожение и т. д.).
Для эвакуации людей спасательная группа причаливает к объекту, где находятся люди, устанавливает очередность погрузки с учетом состояния эвакуируемых, осуществляет погрузку и вывоз их на пункт сбора.
При невозможности причаливания плавсредства непосредственно к объекту, где находятся люди (недостаточная глубина, подводные препятствия и т. п.) плавсредство ставится на якорь (швартуется к местному предмету) как можно ближе к месту нахождения пострадавших. Погрузка людей осуществляется поочередно с использованием надувного плота, лодки, а при теплой погоде и небольшой глубине – вброд.
Если эвакуация осуществляется несколькими рейсами, целесообразно оставить одного, двух спасателей с пострадавшими для поддержания их морального состояния и оказания нуждающимся необходимой первой медицинской помощи.
При использовании для эвакуации вертолетов, посадка людей, в зависимости от условий обстановки и состояния эвакуируемых, производится в положении зависания вертолета на небольшой высоте или посадки его на местность.
При положении зависания вертолета на малой высоте подъем людей на борт вертолета производится с помощью бортовой лебедки или по лестнице с помощью спасателей.
находящихся в помещениях выше уровня воды
При блокировании людей во внутренних затопленных помещениях выше уровня воды, спасение их осуществляется в два этапа [6, 9, 10, 11].
Первый этап – деблокирование людей, вывод их на крышу, к месту зависания вертолета или к месту причаливания плавсредства.
Второй этап – эвакуация людей с помощью плавсредств или вертолетов.
Деблокирование людей, в зависимости от места их нахождения, степени повреждения здания (сооружения) и состояния пострадавших осуществляется:
Временное восстановление поврежденных лестничных маршей производится в случаях, когда пострадавшие блокированы на этажах во внутренних помещениях затопленных зданий и не могут самостоятельно выйти на крышу для посадки в вертолет или к местам возможного причаливания спасательных групп на плавсредствах.
Временное восстановление поврежденных лестничных маршей, в зависимости от характера повреждения, осуществляется:
Вместо обрушившихся лестничных клеток оборудуются временные переходы путем установки элементов несущих конструкций (прогонов, подкосов, схваток), скрепления их болтами, хомутами, скобами, расшивки стоек для укрепления их с другими деталями. Изготавливаются настил, ограждения, которые устанавливаются на место обрушения.
Работы выполняются 4–5 спасателями с использованием инструмента плотника. Для несущих конструкций используются брусья диаметром
12–15 см, доски толщиной 3–5 см.
При испытании конструкции на прочность прогиб ее, при прохождении 4-х человек с пострадавшим на носилках, не должен превышать 2 см. Наклон настила должен быть не более 45°. При наклоне более 20° на настил набиваются поперечные планки.
Устройство проемов (проходов) в перекрытиях и стенах применяется при блокировании людей во внутренних помещениях затопленных зданий (выше уровня затопления), выход из которых к месту посадки на плавсредства или вертолеты прегражден завалами.
Проемы (проходы), в зависимости от обстановки, оборудуются в перекрытиях или стенах блокированного помещения. Место пробивки выбирается с учетом возможности их оборудования в короткие сроки имеющимися средствами и удобной эвакуации пострадавших, особенно потерявших способность к самостоятельному передвижению.
Стороны проема – не менее 0,5 м в свету. При устройстве проема в стене – его нижняя кромка должна быть на высоте 0,7–1,2 м над уровнем пола.
Проем пробивается с помощью мотобура или перфоратора, а при наличии электроэнергии – с помощью ручной отрезной машин с алмазным диском (в стенах, перекрытиях толщиной до 26 см).
Спасение пострадавших, находящихся ниже уровня воды (на дне или в затопленных помещениях), производится спасателями с использованием водолазного снаряжения [6, 9].
При нахождении пострадавшего на дне лицом вверх спасатель подплывает к нему со стороны головы, приподнимает голову и туловище пострадавшего и, взяв его под мышки, энергично отталкивается от дна, всплывает на поверхность и буксирует пострадавшего к плавсредству.
При нахождении пострадавшего на грунте лицом вниз спасатель подплывает к нему со стороны ног, подхватывает его под мышки, приподнимает пострадавшего и, резко оттолкнувшись от дна, всплывает на поверхность, буксирует пострадавшего к плавсредству.
В затопленных помещениях, учитывая темноту, нагромождение мебели и оборудования, сложность проникновения в отдельные помещения, спасение пострадавших, находящихся под водой, производится аквалангистами попарно со средствами подводного освещения, с соблюдением мер страховки.
При отсутствии свободного доступа в затопленное помещение проводятся работы по разграждению завалов или пробивке проемов. Пробивка проемов, осуществляется сверху из незатопленных помещений с использованием аварийно-спасательного инструмента.
Приближаться к тонущему лучше сзади, для избегания его захватов. Если это не удается, то за 2–3 м необходимо нырнуть под него, взять за бедро или обхватить за талию, повернуть спиной к себе, всплыть и плыть с ним к плавсредству одним из способов транспортировки.
При освобождении от захватов надо помнить следующее:
-
освобождаясь от захвата, необходимо выполнить глубокий вдох и уходить вниз, а пострадавшего подталкивать вверх (когда пловец уходит под воду, пострадавший как правило выпускает спасателя и освобождает спасателя от захвата); -
заканчивая освобождение от захвата, следует повернуть потерпевшего спиной к себе, всплыть на поверхность и применить один из способов транспортировки.
Примеры способов подъема пострадавшего на плавсредство приведены на рис. 13.7.
| | |
а) | б) |
Рис. 13.7. Подъем пострадавшего на плавсредство:
а) за руки и под ноги; б) с использованием веревки
Спасение пострадавших подъемом их из воды непосредственно на борт плавсредства производится в условиях, когда плавсредство может подойти непосредственно к пострадавшим [6, 9].
С целью предотвращения травмирования нельзя подходить в плотную к спасаемому (рис. 13.8). Если катер остановится в 5–6 м от человека, немедленно бросьте ему спасательный круг или жилет (хорошо заранее привязать к нему тонкий прочный трос). При подходе со стороны ветра или течения круг можно бросать между спасаемым и катером – его поднесет к человеку. Но ни в коем случае не надо стараться набросить круг на голову или перекинуть его дальше – в первом случае спасаемый будет оглушен, во втором обессиленный пловец будет не в состоянии его догнать.
Рис. 13.8. Схема подхода плавсредства для спасения утопающего человека
Желательно, чтобы при подходе к плавающему человеку катер расположился не прямо перпендикулярно направлению ветра, а носом к нему, под углом в 60–30°. При этом катер должен совершенно погасить скорость. Передвижение со скоростью даже 2–3 км/час (это около 0,5 м/с) сильно затрудняет подъем человека на борт.
Подъем пострадавших на борт плавсредства производится, как правило, с кормы по одному человеку. В надувную лодку разрешается поднимать одновременно или поочередно с каждого борта по два человека. Пострадавшие, ожидающие своей очереди подъема из воды, держатся за спасательный леер на борту плавсредства или им подаются индивидуальные табельные спасательные средства (спасательные круги, шары и т.п.).
Спасение пострадавших с поверхности воды подъемом на борт вертолета производится в случаях, когда подход спасательной группы на плавсредствах невозможен по условиям обстановки или для подхода ее требуется определенное время, а дальнейшее пребывание пострадавших в воде невозможно по физиологическим показателям [6, 9].
При обнаружении пострадавших, прежде всего, следует показать им, что они обнаружены, путем полета над ними на малой высоте или галсами, а в условиях плохой погоды с включением посадочных огней или пуском зеленых ракет, затем сбросить пострадавшим средства спасения.
Подготовка пострадавших к подъему производится с помощью спасателя, предварительно спускаемого с борта вертолета с использованием штатного спасательного оборудования.
При невозможности подъема пострадавших следует вызвать спасательную группу, сообщив ей место обнаружения, состояние пострадавших, обстановку на месте их нахождения. Необходимо держать пострадавших под наблюдением, навести спасательную группу на них.
Спасение пострадавших, находящихся выше уровня воды на отдельных местных предметах, на крышах и верхних уровнях зданий и сооружений, и эвакуация их в безопасные места, осуществляется с помощью спасателей на плавсредствах или с помощью вертолетов [6, 9].
С помощью вертолета осуществляется спасение пострадавших
, находящихся на отдельных местных предметах, блокированных на крышах и верхних уровнях затопленных зданий и сооружений, расположенных в местах, куда доступ спасателей на плавсредствах затруднен по условиям обстановки.
Подготовка к спуску и снятие пострадавшего на плавсредство осуществляются с учетом обстановки и состояния пострадавшего.
При неблагоприятных условиях снятие пострадавшего с местного предмета на плавсредство осуществляется с помощью спасателя, поднявшегося к пострадавшему. При благоприятных условиях (хорошая погода, отсутствие сильного течения или волнения, швартовка плавсредства непосредственно к местному предмету, где находится пострадавший, безопасность спуска на плавсредство и удовлетворительное состояние пострадавшего) пострадавшему указывается порядок действий и он самостоятельно спускается на плавсредство. Прием на плавсредство страхуется спасателями.
При значительном количестве блокированных людей, их компактном размещении, а также при наличии условий для маневра плавсредств, эвакуация людей может осуществляться с помощью паромов, развернутых из элементов табельного понтонно-переправочного парка.
В первую очередь эвакуируются группы людей, которым по условиям складывающейся обстановки угрожает непосредственная опасность (подъем воды, угроза разрушения здания, обморожение и т. д.).
Для эвакуации людей спасательная группа причаливает к объекту, где находятся люди, устанавливает очередность погрузки с учетом состояния эвакуируемых, осуществляет погрузку и вывоз их на пункт сбора.
При невозможности причаливания плавсредства непосредственно к объекту, где находятся люди (недостаточная глубина, подводные препятствия и т. п.) плавсредство ставится на якорь (швартуется к местному предмету) как можно ближе к месту нахождения пострадавших. Погрузка людей осуществляется поочередно с использованием надувного плота, лодки, а при теплой погоде и небольшой глубине – вброд.
Если эвакуация осуществляется несколькими рейсами, целесообразно оставить одного, двух спасателей с пострадавшими для поддержания их морального состояния и оказания нуждающимся необходимой первой медицинской помощи.
При использовании для эвакуации вертолетов, посадка людей, в зависимости от условий обстановки и состояния эвакуируемых, производится в положении зависания вертолета на небольшой высоте или посадки его на местность.
При положении зависания вертолета на малой высоте подъем людей на борт вертолета производится с помощью бортовой лебедки или по лестнице с помощью спасателей.
находящихся в помещениях выше уровня воды
При блокировании людей во внутренних затопленных помещениях выше уровня воды, спасение их осуществляется в два этапа [6, 9, 10, 11].
Первый этап – деблокирование людей, вывод их на крышу, к месту зависания вертолета или к месту причаливания плавсредства.
Второй этап – эвакуация людей с помощью плавсредств или вертолетов.
Деблокирование людей, в зависимости от места их нахождения, степени повреждения здания (сооружения) и состояния пострадавших осуществляется:
-
по временно восстановленным или сохранившимся лестничным маршам; -
устройством проема (прохода) в блокированные помещения; -
спуском с помощью альпинистского снаряжения.
Временное восстановление поврежденных лестничных маршей производится в случаях, когда пострадавшие блокированы на этажах во внутренних помещениях затопленных зданий и не могут самостоятельно выйти на крышу для посадки в вертолет или к местам возможного причаливания спасательных групп на плавсредствах.
Временное восстановление поврежденных лестничных маршей, в зависимости от характера повреждения, осуществляется:
-
установкой дополнительных опор под поврежденный лестничный марш; -
установкой дополнительных опор под плиту лестничной площадки; -
усилением соединения лестничного марша с плитой лестничной площадки путем установки дополнительных крепежных деталей; -
устройством временных переходов в местах обрушения лестничных маршей.
Вместо обрушившихся лестничных клеток оборудуются временные переходы путем установки элементов несущих конструкций (прогонов, подкосов, схваток), скрепления их болтами, хомутами, скобами, расшивки стоек для укрепления их с другими деталями. Изготавливаются настил, ограждения, которые устанавливаются на место обрушения.
Работы выполняются 4–5 спасателями с использованием инструмента плотника. Для несущих конструкций используются брусья диаметром
12–15 см, доски толщиной 3–5 см.
При испытании конструкции на прочность прогиб ее, при прохождении 4-х человек с пострадавшим на носилках, не должен превышать 2 см. Наклон настила должен быть не более 45°. При наклоне более 20° на настил набиваются поперечные планки.
Устройство проемов (проходов) в перекрытиях и стенах применяется при блокировании людей во внутренних помещениях затопленных зданий (выше уровня затопления), выход из которых к месту посадки на плавсредства или вертолеты прегражден завалами.
Проемы (проходы), в зависимости от обстановки, оборудуются в перекрытиях или стенах блокированного помещения. Место пробивки выбирается с учетом возможности их оборудования в короткие сроки имеющимися средствами и удобной эвакуации пострадавших, особенно потерявших способность к самостоятельному передвижению.
Стороны проема – не менее 0,5 м в свету. При устройстве проема в стене – его нижняя кромка должна быть на высоте 0,7–1,2 м над уровнем пола.
Проем пробивается с помощью мотобура или перфоратора, а при наличии электроэнергии – с помощью ручной отрезной машин с алмазным диском (в стенах, перекрытиях толщиной до 26 см).
Спасение пострадавших, находящихся ниже уровня воды (на дне или в затопленных помещениях), производится спасателями с использованием водолазного снаряжения [6, 9].
При нахождении пострадавшего на дне лицом вверх спасатель подплывает к нему со стороны головы, приподнимает голову и туловище пострадавшего и, взяв его под мышки, энергично отталкивается от дна, всплывает на поверхность и буксирует пострадавшего к плавсредству.
При нахождении пострадавшего на грунте лицом вниз спасатель подплывает к нему со стороны ног, подхватывает его под мышки, приподнимает пострадавшего и, резко оттолкнувшись от дна, всплывает на поверхность, буксирует пострадавшего к плавсредству.
В затопленных помещениях, учитывая темноту, нагромождение мебели и оборудования, сложность проникновения в отдельные помещения, спасение пострадавших, находящихся под водой, производится аквалангистами попарно со средствами подводного освещения, с соблюдением мер страховки.
При отсутствии свободного доступа в затопленное помещение проводятся работы по разграждению завалов или пробивке проемов. Пробивка проемов, осуществляется сверху из незатопленных помещений с использованием аварийно-спасательного инструмента.