ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
13.1. Общие сведения. Классификация опасных гидрологических явлений
13.3. Аварийно-спасательные работы
13.3.2. Способы и приемы поиска пострадавших
13.3.3. Обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших
13.3.4. Эвакуация пострадавших из зон опасности
13.4. Другие неотложный работы
Разборка завалов под водой, в основном, осуществляется вручную.
13.3.4. Эвакуация пострадавших из зон опасности
Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками [6, 9]:
-
с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах; -
с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.
Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:
-
первый этап – из мест блокирования на борт плавсредства; -
второй этап – с плавсредства на пункт сбора пострадавших.
При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа.
На первом этапе (например, при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом по пути к эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредствах с этого участка на пункт сбора пострадавших.
В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).
Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:
-
местонахождением людей; -
их физическим и моральным состоянием; -
набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации; -
уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.
13.4. Другие неотложный работы
Другие неотложные работы в условиях наводнения и катастрофического затопления проводятся с целью максимально локализовать масштаб чрезвычайной ситуации, снизить воздействие возникающих опасных факторов на людей, объекты экономики и экологию, создать благоприятные условия для проведения спасательных работ
[6, 8, 9, 10, 11, 12].
Они включают:
-
устройство временных, усиление и восстановление существующих гидротехнических сооружений; -
временное усиление и восстановление дорог и дорожных сооружений; -
ликвидацию источников возникновения чрезвычайной ситуации (зажоров, заторов и т.п.); -
оборудование причалов, мест высадки пострадавших; -
устройство ночного освещения участков ведения аварийно-спасательных работ; -
локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях (при необходимости); -
участие в проведении мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения; -
участие в проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, материальных средств и культурных ценностей.
Временные гидротехнические сооружения (дамбы, плотины, водоотводные канавы) возводятся с целью защиты важных объектов экономики и населенных пунктов при непосредственной опасности их затопления (подтопления), когда существующие сооружения не обеспечивают их защиту.
Временные сооружения возводятся вблизи защищаемых объектов с максимальным использованием местных строительных материалов.
При угрозе нагонных наводнений на всем протяжении защитных дамб устанавливается круглосуточное наблюдение и патрулирование с целью контроля состояния дамб, своевременного обнаружения участков возможного прорыва и принятия мер по их укреплению.
Организация работ, конструкция и технология возведения сооружения выбираются из расчета завершения работ до подхода воды.
Возведение сооружения должно начинаться с наиболее опасного направления (участка).
При достаточном количестве сил и средств возведение защитного сооружения должно вестись по всему периметру защищаемого объекта.
Насыпи и дамбы возводятся путем разработки, забора, перемещения грунта и его уплотнения. С целью предотвращения подмыва сооружения водой откосы обкладываются покрытиями из хвороста, бревен, камней или обломков строительных конструкций.
В зимнее время дамбы, насыпи, перемычки могут возводиться из снега, льда или замороженного грунта.
Усиление грунтовых гидротехнических сооружений осуществляется с целью предотвращения подмыва или размыва их потоком воды.
Основными способами предотвращения подмыва гидротехнического сооружения и просачивания воды через его тело являются выстилка боковых стенок хворостом, досками, отсыпка дополнительного слоя грунта, защита верха дамбы дощатой двойной стенкой с засыпкой между стенками Флавия и грунта.
При прорыве воды на участке гидротехнического сооружения, место прорыва засыпается крупными камнями, бетонными блоками, железобетонными конструкциями. По мере ослабления потока воды проран засыпается щебнем, мешками с песком, суглинком до полного прекращения просачивания воды.
При переливе воды через сооружение наращивание высоты дамбы (плотины) осуществляется возведением одно- или двухрядной перемычки.
Сваи перемычек забиваются в тело плотины на глубину не менее одного метра.
Восстановление дорог и дорожных сооружений, поврежденных при наводнениях и катастрофических затоплениях, производится, как правило, по временным схемам с целью обеспечения спасения населения, защиты объектов экономики, маневра силами и средствами в ходе работ.
Восстановление дорожного полотна по временной схеме, в зависимости от характера и масштаба разрушений, может выполняться следующими способами: засыпкой разрушенных (поврежденных) участков дороги грунтом, заполнением клетками из бревен, перекрытием табельными колейными мостами или изготовленными дорожно-мостовыми элементами.
Основными технологическими операциями при временном восстановлении полотна дороги являются: разведка участка (мест) повреждения дороги, оценка обстановки и выбор способа восстановления; подготовка к выполнению и организация работ (постановка задачи личному составу, инструктаж по мерам безопасности, выбор места забора грунта и других строительных материалов, подготовка и расстановка техники); подготовка конструкций, забор и доставка грунта, засыпка грунта в разрушенные места; изготовление и установка клеток из бревен (при восстановлении этим способом), трамбовка грунта, установка настила на проезжей части, контроль за качеством работы.
При значительных повреждениях дорог, особенно при наводнениях (затоплениях) в весенне-летний период, для обеспечения движения на размытых и разрушенных участках могут оборудоваться гибкие колейные покрытия, укладываться дощатые или бревенчатые щиты.
Оборудование причалов плавсредств и места высадки населения с плавсредств оборудуются с использованием табельных средств, а при их отсутствии – из местных строительных материалов.
Причалы должны обеспечивать беспрепятственный подход и швартовку применяющихся плавсредств, удобства высадки населения и выхода его на берег, выноса пострадавших.
Конструкция причалов, возводимых из местных строительных материалов, выбирается исходя из условий на месте возведения причала, размеров причала, возможностей применяемого материала.
Оборудование ночного освещения производится при круглосуточном ведении аварийно-спасательных работ.
Освещению подлежат причалы плавсредств, пункты высадки пострадавших и эвакуируемого населения, места развертывания медицинских пунктов и пунктов управления, вертолетные посадочные площадки.
В указанных пунктах оборудуется общее равномерное освещение рассеянным светом.
Дополнительно должно предусматриваться локальное или местное освещение особо важных участков.
Освещение рабочих мест организуется с учетом характера выполняемой на них работы.
На причалах для удобства ориентирования оборудуются маяки с мигающими светильниками разного цвета.
Объекты, где ведутся спасательные работы в зоне затопления, освещаются прожекторами и фарами спасательных плавсредств. Отдельные участки могут освещаться прожекторами с берега.
При использовании вертолетов освещение их прожекторами при полете и при ведении спасательных работ запрещается.
Посадочные площадки освещаются в соответствии с требованиями, установленными для этих объектов.
Создается система освещения защитных гидротехнических сооружений с целью обеспечения наблюдения за их состоянием, степенью насыщения тела дамб водой, своевременного обнаружения мест возможного прорыва, обеспечения круглосуточных работ по их укреплению и возведению дополнительных сооружений.
Опасные участки на маршрутах эвакуации, пункты сосредоточения людей ограждаются установленным порядком и обозначаются мигающими лампами.
Локализация аварий на коммунально-энергетических сетях производится в первую очередь на сетях энергоснабжения в объемах, необходимых для жизнеобеспечения населения и проведения аварийно-спасательных работ. Проводится также откачка воды из заглубленных помещений на важных объектах экономики и объектах жизнеобеспечения населения.