Файл: Контрольная работа по дисциплине Микроэкономика Тема Экономическое поведение фирмы в условиях монополии Институт непрерывного и Студентка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

Тема 7. Экономическое поведение фирмы в условиях монополии

Институт непрерывного и

Студентка

дистанционного образования

Хусниддинова Шахзода

Направление (Специальность)

Группа ИДО ОЗБ БА-22 Узб

Экономика




Профиль / программа




Экономика здравоохранения




Кафедра






Екатеринбург

2022 г.

Содержание

1) Ответы на контрольные вопросы……3

2) Ответы на вопросы тестов……………8

3) Решение задач…………………..……..10

Список использованных источников………..15

Ответы на контрольные вопросы

  1. Каковы признаки чистой монополии?

Ответ. Признаки чистой монополии: наличие единственного продавца на рынке; отсутствие товара или услуги на рынке, а также их замены; лидерство в ценовом сегменте; неблагоприятные условия для выхода на рынок, наличие барьеров.

  1. Объясните причины образования монополии. Приведите примеры монополии.

Ответ. Причины образования монополии: развитие производственных сил; эволюция рынка; действие законов конкуренции; концентрация и централизация производства; концентрация и централизация капитала. Примеры монополии: ОАО «Газпром»; ОАО «РЖД»; ОАО «Ростелеком».

  1. Какую форму имеет график спроса на продукцию чистого монополиста и почему?

Ответ.В условиях чистой монополии график спроса фирмы имеет снижающийся вид
, так как монополист представляет собой всю отрасль, и его график спроса аналогичен конкурентной отрасли. Монополист может реализовать большее количество продукции только уменьшив цену.

  1. Какое соотношение между ценой и предельной выручкой (предельным доходом) существует в условиях чистой монополии?

Ответ.Из анализа снижающейся кривой спроса на продукцию чистого монополиста вытекают следующие основные выводы:

Цена реализуемой дополнительной единицы продукции чистого монополиста превышает предельную выручку (предельный доход) от ее продажи (P > MR). Следует объяснить эту зависимость при снижающейся кривой спроса монополиста, сравнив предельную выручку при производстве любой дополнительной единицы продукции (кроме первой) с ценой, используя данные таблицы.

Исходя из снижающегося графика спроса монополист, выбирая объем продукции, одновременно определяет и ее цену. Следовательно, он диктует покупателям комбинацию количества товара и его цены. Если монополист стремится к расширению объема продаж в перспективе, то при определении объема производства и цены ему целесообразно установить их комбинацию на эластичном участке графика спроса. Это связано с тем, что для увеличения объема продаж он должен снизить цену. Однако если снижение цены произойдет на эластичном участке кривой спроса, то, как мы отмечали, валовая выручка монополиста увеличится, если же на неэластичном отрезке, то она снизится, что при прочих равных условиях нежелательно для фирмы.
  1.  Может ли монополист назначить любую цену на продукцию и продать по ней любое количество продукции?


Ответ.Монополист не может назначить любую цену за свою продукцию. Цены всегда ограничены готовностью покупателя платить за данное количество товара.

  1. При каком значении предельной выручки валовая выручка монополиста будет максимальна? Возможна ли в условиях монополии отрицательная предельная выручка?

Ответ.Для монополии MR < P,так как монополия может повышать цену до тех пор, пока она получает прибыль. MR=P При абсолютной конкуренции, так как цена не меняется, но в случае монополии компания может продать следующую хрень только по сниженной цене, поэтому P1=MR

Условие максимизации прибыли MR = MC.

Монополия сначала выбирает объем производства (Q*), максимизирующий прибыль, а затем устанавливает максимальную цену (Р*), которую можно получить за данное количество товара.



Предельная выручка становится отрицательной, если спрос на товар является неэластичным по цене.

Отрицательная предельная выручка может быть и в условиях монополии.

При увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной.

  1. При каком соотношении между валовой выручкой и валовыми издержками валовая прибыль монополиста будет максимальна?

Ответ.При определении монополистом оптимального, наиболее выгодного объема производства может быть использован первый подход - сопоставления валовой выручки (валового дохода) с валовыми издержками.

При этом подходе оптимальным будет такой объем выпуска продукции, при котором валовая выручка (валовой доход) в наибольшей степени превышает валовые издержки. В этом случае монополист получает максимальную валовую прибыль,

  1. Следует ли фирме производить продукцию, если предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции превышают предельную выручку от ее реализации?

Ответ.При определении монополистом оптимального, наиболее выгодного объема производства может быть использован второй подход - сравнения предельной выручки (предельного дохода) с предельными издержками.

Если предельные издержки превышают предельную выручку, то фирме не рекомендуется производить продукцию..

  1. Будет ли максимальной средняя прибыль при оптимальном объеме производства?

Ответ.Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (оптимальный объем производства), обеспечивает получение максимальной прибыли. Если фактический объем выпуска ниже оптимального, то фирме следует расширять производство, - прибыль будет увеличиваться; если объем выпуска больше оптимального, то для увеличения прибыли фирме следует сокращать производство.

10. Чем отличается цена, установленная монополистом, от рыночной цены, которая установилась бы при тех же издержках в условиях чистой конкуренции в положении равновесия?


Ответ.Равновесие фирмы в условиях монополистического рынка отличается от равновесия конкурентной фирмы. Монополист является единственным субъектом, осуществляющим предложение на рынке данного товара. Следовательно, возможности влияния монополиста на рыночную конъюнктуру значительны. Монополия позволяет диктовать рыночную цену, но установление цен монополистом происходит в соответствии с рыночным спросом. Кривая спроса на продукт монополиста - нисходящая линия.

11. Достигается ли в условиях чистой монополии эффективное распределение ресурсов в обществе?

Ответ. В условиях чистой монополии эффективное распределения ресурсов не достигается, т.к.: объем производства ниже чем в условиях совершенной конкуренции; объем выпуска не доходит до точки, где средние затраты минимальны; монополист не стремится к снижению производственных издержек.

12. В чем состоит сущность ценовой дискриминации?

Ответ.Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Ценовая дискриминация – разделение монополией рынка путем назначения цен на один и тот же товар в зависимости от готовности отдельных групп заплатить за него. Ответ. Ценовая дискриминация – это одна из технологий, суть которой заключается в формировании разной стоимости одних и тех же товаров или услуг для различных сегментов потребителей.

13. Что представляет собой естественная монополия?

Ответ. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.
14. Что представляет собой общественно оптимальная цена?

Ответ. Общественно оптимальная цена - это цена, которая обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов в обществе.

15. Назовите методы регулирования государством деятельности естественной монополии.
Ответ. Методы регулирования государством естественной монополии: ценовое регулирование; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установления минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.

Ответы на вопросы тестов


1. График спроса на продукцию монополиста является:


а) совершенно эластичным;

б) совершенно неэластичным;

в) имеет положительный наклон;

г) имеет отрицательный наклон.

Ответ: г.

2. При каком условии монополист может выбрать оптимальный объем выпуска?

а) при минимуме средних валовых издержек;

б) при минимуме предельных издержек;

в) при минимуме валовых издержек;

г) все представленные ответы неверны.

Ответ: а.

3. Целью ценовой дискриминации является:

а) уменьшение числа покупателей в условиях ажиотажного спроса;

б) повышение уровня благосостояния потребителей;

в) максимизация объема продаж;

г) установление максимальной цены для каждой категории покупателей.

Ответ: г.

4. Что является экономическим последствием монополии?

а) выпускается больше продукции, чем при тех же издержках в условиях чистой конкуренции;

б) устанавливается более низкая цена, чем на чисто конкурентном рынке;

в) ресурсы распределяются менее эффективно по сравнению с чистой конкуренцией;

г) более равномерно распределяются доходы, чем в условиях конкуренции.

Ответ: в.

5. В каком случае достигается наиболее эффективное распределение ресурсов в обществе при регулировании государством монополии?

а) если устанавливается цена на уровне АТС на графике спроса на продукцию монополиста;

б) когда государство фиксирует цену на уровне МС на кривой спроса;

в) в условиях нерегулируемой монополии;

г) когда государство определяет цену на уровне, соответствующем правилу MR = MC.

Ответ: г.

Решение задач
Задача 1.Определите предельную выручку монополиста от реализации десятой единицы продукции, если 9 единиц он может продать по цене 230 р., а для продажи десятой единицы должен снизить цену до 200 р. Каково соотношение между предельной выручкой и ценой продукта и почему? Какой тип ценовой эластичности существует на данном участке кривой спроса и почему?
Решение задачи 1.

 1.) Формулы: MR = TR / Q
TR = P * Q
MR = (200*10 – 230*9) / (10 – 9) = -70 руб.
Предельная выручка монополиста от реализации десятой единицы продукции равна - 70 руб.

2.) Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек. Только в данном случае предельный доход фирмы-монополиста не будет равен цене на товар. Это связано с тем, что фирма-монополист для увеличения количества проданной продукции вынуждена снижать цену всей продукции, а не последней единицы товара. Поэтому предельный доход на единицу продукции равен цене при производстве первой единицы товара и меньше цены товара при продаже всех последующих единиц товара.