Файл: Курсовая работа по теме Использование игровых технологий на уроках математики.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Удмуртский Государственный Университет»
Институт математики, информационных технологий и физики Кафедра математического анализа
Курсовая работа
по теме: «Использование игровых технологий на уроках математики»
Выполнил: студент группы ОПБ-44.03.05-41м
Вахрушева Анастасия Николаевна
Научный руководитель: к.ф.-м.н, доцент
Латыпова Наталья Владимировна
Ижевск 2020
Содержание
Введение……………………………………………………………………. | 3 | |
1 | Понятие и педагогические возможности игровых технологий…. | 5 |
2 | Виды педагогических игр………………………………………….. | 7 |
3 | Особенности игровых технологий………………………………… | 8 |
4 | Математическая игра: цели, задачи, функции и требования…….. | 9 |
5 | Виды математических игр…………………………………………... | 12 |
6 | Организация игровой формы урока………………………………. | 16 |
7 | Применение игр на уроках математики……………………………. | 17 |
Заключение…………………………………………………………………. | 28 | |
Список источников…………………………………………………………. | 29 | |
| | |
Введение
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский.)
В общеобразовательных школах придают огромное значение такому предмету, как математика. Так как она является одним из главных предметов, изучаемых в школе. В связи с этим увеличивается и умственная нагрузка на уроках математики. Необходимо задуматься над тем, как поддержать у учеников интерес к этому предмету и активность на уроках.
Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, как будет построена учебная работа. Также следует позаботиться о том, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.
Для того чтобы повысить уровень активности на уроке, следует отыскать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы учеников и побуждали бы к самостоятельному приобретению знаний. Таким методом является применение игровых технологий на уроках математики. Именно игры обладают образовательной, воспитательной и развивающей функциями. В них ученик может получить новые знания и умения свободно. Во время игры легче усваивается информация, особенно для детей.
Цель курсовой работы – выяснить, как повысить уровень познавательной деятельности у учащихся на уроках математики, как развить любознательность и интерес к предмету через игровую деятельность.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Разобраться, в чем состоит эффективность применения игровых технологий на уроках математики; -
Рассмотреть разные виды игр, которые можно использовать в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики и в разных классах; -
Уточнить виды математических игр.
Математическая игра, включенная в процесс урока, оказывает огромное влияние на деятельность учащихся, повышает работоспособность, концентрированность внимания, чувство коллективизма.
-
Понятие и педагогические возможности игровых технологий
В педагогике существует большое количество различных образовательных технологий. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. Согласно педагогические технологии имеют следующие характеристики:
-
Разрабатываются, учитывая конкретные цели и задачи учителя; -
Являются следствием конкретного педагогического замысла; -
Создаются с целью достижения какого-либо определенного результата; -
Предусматривают взаимоотношения учителя и учащихся; -
Включают в себя диагностику результатов деятельности.
Вышеперечисленные особенности также относятся и к игровым технологиям.
По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игра осуществляет следующие функции:
-
Развлекательные: основная функция игры – это развлечь, воодушевить, пробудить интерес, принести удовольствие учащимся; -
Коммуникативные: игра позволяет освоить диалектику общения; -
Игротерапевтические: помогает преодолевать различные жизненные трудности; -
Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общества.
Игровая деятельность привлекает тем, что она обеспечивает добровольность, возможность выбора, удовлетворение потребностей, самореализацию.
Селевко Г. К. говорит о том, что игру как метод обучения и воспитания использовали еще с древности. Широкое применение игра находит в педагогике, в дошкольных и школьных учреждениях. В современной школе игровая деятельность применяется в следующих случаях:
-
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; -
В качестве закрепления темы, раздела; -
Как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по направлениям:
– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В отличие от обычных игр педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
-
Виды педагогических игр
Педагогические игры, как и обычные, очень разнообразны, и их можно классифицировать по разным основаниям. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Также по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Также различают игры с готовыми правилами, в которые входят: предметные (математические, химические, и т.д.), спортивные, интеллектуальные, музыкальные и т.д.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с разными средствами передвижения.
-
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка.
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт
возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».
В процессе игры на уроке ученик получает знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.
-
Математическая игра: цели, задачи, функции и требования
Математика – это сложная наука, но также математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому важно привить ребенку интерес к ее познанию. Для этого обучение должно проходить в увлекательной игровой форме. То есть игра является основным средством формирования элементарных математических представлений у школьников.
Математическая игра – это вид деятельности, в процессе которой дети учатся. Основная цель применения математической игры на занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.
Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр :
-
Развитие мышления; -
Углубление теоретических знаний; -
Контроль знаний; -
Самоопределение в мире увлечений и профессий; -
Приобретение новых умений, знаний и навыков; -
Общение со сверстниками; -
Формирование самооценки.
Математические игры призваны решать следующие задачи:
-
Образовательные:
– способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
– способствовать расширению кругозора учащихся.
-
Развивающие:
– способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей;
– развивать у учащихся творческое мышление;
– способствовать практическому применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках.
-
Воспитательные:
– воспитать нравственные взгляды и убеждения;
– способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе;
– воспитание личности.
Математические игры выполняют различные функции:
1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.