Файл: Курсовая работа по теме Использование игровых технологий на уроках математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Удмуртский Государственный Университет»

Институт математики, информационных технологий и физики Кафедра математического анализа

Курсовая работа

по теме: «Использование игровых технологий на уроках математики»

Выполнил: студент группы ОПБ-44.03.05-41м

Вахрушева Анастасия Николаевна

Научный руководитель: к.ф.-м.н, доцент

Латыпова Наталья Владимировна

Ижевск 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

1

Понятие и педагогические возможности игровых технологий….

5

2

Виды педагогических игр…………………………………………..

7

3

Особенности игровых технологий…………………………………

8

4

Математическая игра: цели, задачи, функции и требования……..

9

5

Виды математических игр…………………………………………...

12

6

Организация игровой формы урока……………………………….

16

7

Применение игр на уроках математики…………………………….

17

Заключение………………………………………………………………….

28

Список источников………………………………………………………….

29










Введение

«Игра – это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребёнка

 вливается живительный поток

 представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский.)

В общеобразовательных школах придают огромное значение такому предмету, как математика. Так как она является одним из главных предметов, изучаемых в школе. В связи с этим увеличивается и умственная нагрузка на уроках математики. Необходимо задуматься над тем, как поддержать у учеников интерес к этому предмету и активность на уроках.


Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, как будет построена учебная работа. Также следует позаботиться о том, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Для того чтобы повысить уровень активности на уроке, следует отыскать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы учеников и побуждали бы к самостоятельному приобретению знаний. Таким методом является применение игровых технологий на уроках математики. Именно игры обладают образовательной, воспитательной и развивающей функциями. В них ученик может получить новые знания и умения свободно. Во время игры легче усваивается информация, особенно для детей.

Цель курсовой работы – выяснить, как повысить уровень познавательной деятельности у учащихся на уроках математики, как развить любознательность и интерес к предмету через игровую деятельность.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Разобраться, в чем состоит эффективность применения игровых технологий на уроках математики;

  2. Рассмотреть разные виды игр, которые можно использовать в учебном процессе, на примере которых можно было бы создавать подобные игры по различным темам курса математики и в разных классах;

  3. Уточнить виды математических игр.

Математическая игра, включенная в процесс урока, оказывает огромное влияние на деятельность учащихся, повышает работоспособность, концентрированность внимания, чувство коллективизма.

  1. Понятие и педагогические возможности игровых технологий

В педагогике существует большое количество различных образовательных технологий. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. Согласно педагогические технологии имеют следующие характеристики:

  1. Разрабатываются, учитывая конкретные цели и задачи учителя;

  2. Являются следствием конкретного педагогического замысла;

  3. Создаются с целью достижения какого-либо определенного результата;

  4. Предусматривают взаимоотношения учителя и учащихся;

  5. Включают в себя диагностику результатов деятельности.


Вышеперечисленные особенности также относятся и к игровым технологиям.

По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игра осуществляет следующие функции:

  1. Развлекательные: основная функция игры – это развлечь, воодушевить, пробудить интерес, принести удовольствие учащимся;

  2. Коммуникативные: игра позволяет освоить диалектику общения;

  3. Игротерапевтические: помогает преодолевать различные жизненные трудности;

  4. Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общества.

Игровая деятельность привлекает тем, что она обеспечивает добровольность, возможность выбора, удовлетворение потребностей, самореализацию.

Селевко Г. К. говорит о том, что игру как метод обучения и воспитания использовали еще с древности. Широкое применение игра находит в педагогике, в дошкольных и школьных учреждениях. В современной школе игровая деятельность применяется в следующих случаях:

  1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета;

  2. В качестве закрепления темы, раздела;

  3. Как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по направлениям:

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В отличие от обычных игр педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.


  1. Виды педагогических игр

Педагогические игры, как и обычные, очень разнообразны, и их можно классифицировать по разным основаниям. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Также по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Также различают игры с готовыми правилами, в которые входят: предметные (математические, химические, и т.д.), спортивные, интеллектуальные, музыкальные и т.д.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с разными средствами передвижения.

  1. Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка.

Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одно из самых сложных действий педагогов.

Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт
возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».

В процессе игры на уроке ученик получает знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.

  1. Математическая игра: цели, задачи, функции и требования

Математика – это сложная наука, но также математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому важно привить ребенку интерес к ее познанию. Для этого обучение должно проходить в увлекательной игровой форме. То есть игра является основным средством формирования элементарных математических представлений у школьников.

Математическая игра – это вид деятельности, в процессе которой дети учатся. Основная цель применения математической игры на занятиях по математике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.

Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр :

  1. Развитие мышления;

  2. Углубление теоретических знаний;

  3. Контроль знаний;

  4. Самоопределение в мире увлечений и профессий;

  5. Приобретение новых умений, знаний и навыков;

  6. Общение со сверстниками;

  7. Формирование самооценки.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

  1. Образовательные:

– способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

– способствовать расширению кругозора учащихся.

  1. Развивающие:

– способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей;

– развивать у учащихся творческое мышление;

– способствовать практическому применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках.

  1. Воспитательные:

– воспитать нравственные взгляды и убеждения;

– способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе;

– воспитание личности.

Математические игры выполняют различные функции:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.