ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Собака – лучший друг человека, это всем известно уже много лет. Однако есть не просто друзья, а настоящие спасатели человеческих жизней. Некоторые породы лучше других поддаются обучению для оказания первой помощи в любой экстремальной ситуации.
Поисково—спасательная служба призвана осуществлять помощь людям, оказавшимся в опасности, их поиск и спасение при помощи специально обученных собак.
В России первые собаки стали готовиться на базе ДОСАФФ, а в 1972 г. на общественных началах Федерации альпинизма СССР была создана поисково-спасательная служба. Инициатором и организатором службы поисково-спасательных собак в нашей стране является Мстислав Иванович Усов.
В настоящее время отношение к специалистам службы спасения и их четвероногим помощникам у нас изменилось. В 1996 г. МЧС был создан кинологический отдел, что способствовало более успешной подготовке специалистов спасателей с собаками во многих регионах России.
Целью данной работы является исследование особенностей породы бельгийская овчарка малинуа и его дрессировки для поисково-спасательной службы.
1.Характеристика породы бельгийская овчарка
В конце XIX века Адольф Рийул представил стандарт породы. На селекционную работу он потратил около 20 лет. Кинологи выделяли лишь три подтипа породы, беря за основу окрас. А«Международная кинологическая федерация» признает четыре разновидности бельгийской овчарки: малинуа, грюнендаль, тервюрен, лакенуа.
В 1901 году бельгийскую овчарку зарегистрировали в «Королевском обществе Святого Губерта». Для каждого из четырех подтипов определили стандарты, отличия касались лишь окраса и типа шерсти.
В период Первой мировой войны бельгийских овчарок использовали для караульной службы, перевозки военной почты и раненых с поля боя. Со временем овчарки завоевали признание во многих странах. Малинуа стали одними из лучших служебных собак.
Характеристика: Смелые собаки с потрясающей выносливостью и смекалкой , но с своенравным характером.
У Малинуа возбуждение преобладает над торможением , поэтому очень важно умение работать с состоянием собаки.
Описание.
Окрас: Рыжий с угольно-черными отметинами по бокам и такой же "маской"
Рост в холке: кобели 60-66 см , суки 56-62
Вес: кобели от 25-30 кг, суки от 20-25 кг
2.Отбор собак для поисково-спасательной службы
Выполнение собакой такой тяжелой, самоотверженной работы возможно лишь при наличии у нее хороших врожденных данных.
Учитываются следующие критерии:
-
Неагрессивность к человеку и другим видам животных. -
Развитое обоняние и охотное его использование. -
Физическое здоровье, развитая и тренированная мускулатура. -
Средние размеры. -
Невыраженность охотничьего инстинкта. -
Хорошая генетически закреплённая обучаемость.
Работа собаки складывается из многих компонентов, однако большинство видов служебной деятельности включает в себя работу по чутью. Под чутьем понимается способность животных к поиску запаховых объектов. Наиболее сложный вид данной деятельности — это проработка следа человека. [3]
Для работы надо отбирать здоровых собак, с хорошо развитыми органами чувств. Однако хорошее зрение, слух и обоняние не определяют успех поиска. Не менее важными факторами, влияющими на результативность поиска, являются общая способность собаки к обучению, внимательность, умение ориентироваться и оптимально передвигаться в пространстве (реализация элементов рассудочной деятельности), а также заинтересованность собаки в выполнении требуемых действий, в данном случае — в поиске запаховых объектов и проработке цепочки следов.
У собаки прежде всего проверяют здоровье. Она должна быть развита по возрасту, иметь, по возможности, правильный прикус и все зубы (у взрослых 42), быть подвижной, веселой, иметь ясные глаза, блестящую шерсть, прохладную и влажную мочку носа, хороший аппетит и свободные движения. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата легче выявить, заставив собаку выполнить какие-нибудь прыжки — с бума, через штакетник или пройти по лестнице.
Зрение проверяют по реакции на подносимую ладонь или какой-либо предмет. Если глазное яблоко вращается в направлении движения ладони или собака прищуривает веки в момент резкого движения ладони — зрительная реакция в норме. Собака с нормальным зрением хорошо ориентируется в окружающей среде, при движении не натыкается на препятствия.
Слух проверяют по реакции собаки на произношение клички хозяином за спиной животного, а также при подаче команд владельцем на различном расстоянии от него. Собака, не реагирующая на произносимую громко кличку и команды на расстоянии 40–50 метров и на произносимую шепотом кличку на расстоянии 10 метров, считается непригодной к служебной деятельности.
Частота сердечных сокращений. Уже при простом подсчете пульса в покое можно предварительно судить о состоянии здоровья собаки. Нормальный пульс у собаки 70–100 ударов в минуту.
Проверку обоняния проводят следующим образом: берется 10 спичечных коробков (пустых), в один их которых вкладывается кусочек мяса, лучше вареного, дается занюхать собаке и подбрасывается к 9-ти коробкам. После этого, чтобы собака не заметила, куда упал коробок, хозяин должен обвести собаку вокруг себя и только после этого послать собаку на обнаружение нужного предмета. Расстояние между коробками 15-20 см, расположены они хаотически в квадрате 3x1 м.
3.Выращивание щенка
Даже очень хорошие врожденные качества собаки могут полностью проявиться лишь при правильном воспитании и начальной подготовке с щенячьего возраста. Рост и развитие организма животных происходит интенсивней в весенне-летний период.
Хотя выращивание щенка (обеспечение хорошего роста и физического развития) и воспитание (формирование здоровой нервной системы и определенного типа поведения) — понятия самостоятельные, они неразрывно связаны между собой и не могут осуществляться изолированно. В процессе нормального развития и жизнедеятельности организма физические и психические начала теснейше связаны. Практика показывает, что от собаки, плохо развитой физически, нельзя ожидать крепкой нервной системы, уравновешенной психики.
Цели развития начальной подготовки
-
Получение удовольствия от занятий. -
Заинтересованность в обнаружении источника запаха человека. -
Умение преодолевать естественные препятствия. -
Умение ориентироваться в незнакомых природных условиях. -
Равнодушие к другим животным. -
Возможность работать ночью и при любой погоде. -
Низкие требования к питанию и содержанию.
У многих бельгийских овчарок прослеживается недоверие к незнакомым , именно поэтому очень много времени уделяется социализации щенка.
К примеру: Прогулка и занятия с щенком в местах большого скопления людей , прокормка с рук незнакомых лиц .
Уделяется внимание и воспитанию равнодушея к другим животным.
Метод
-
Стадия знакомства с запахом животного. К привязанному животному собака подводилась на длинном поводке. Использовались различные обитатели контактного зоопарка. -
Приблизившись на 5-10 метров к животному, старались отвлечь собаку игрой, переключить на инструктора, поощрить. Или одёрнуть, если собака не проявляет послушания. -
Дальнейшее приближение к животному. В случае попытки преследования следует отвлечь собаку командами, одёрнуть в случае непослушания. -
Многократные проходы мимо животных и вслед за ними до тех пор, пока не понадобятся одёргивания поводком
Смысл упражнения – при встрече отвлечь, подозвать, при послушании поощрить. При этом неприменимы наказания, если собака вернулась на зов инструктора после пробежки за животным.
Общими принципами обучения и воспитания щенка являются следующие:
1) чего не должна делать взрослая собака, того нельзя разрешать и щенку;
2) этот период является самым ответственным потому, что «ранний опыт», приобретенный в щенячьем возрасте, влияет на поведение и работу собаки в течение всей ее жизни;
3) ошибки, допущенные дрессировщиком при выращивании и воспитании, исправить будет достаточно сложно;
4) нельзя допускать «бездельничанья» и перегрузки занятиями. Постоянно поддерживать и развивать у собаки интерес, азарт к нахождению человека.
4.Начальная обучение
Теперь мы рассмотрим этапы начального обучения собак к поисково-спасательной службе.
Этап 1. Упражнения проводятся в месте, свободном от разных отвлекающих факторов. Данное место должно быть хорошо знакомо обучаемой собаке.
Статист отбегает на небольшое расстояние и садится на корточки наклонив голову , чтобы не создать давление на собаку. Проводник отпускает собаку показывая направление рукой и даёт команду "Ищи". Все происходит в форме игры , целью которой является научить собаку лаять на человека. Когда собака подбегает и лает статист поощряет игрой или едой (поощряется даже короткий и тихий лай) , если собака не издает лай ,статист перебегает на другое место.
В последствии чего длительность и активность облайки увеличивается.
Этап 2. Закрепление положительного сигнального поведения до подхода к нему кинолога.
На данном этапе вышеописанное упражнение дублируется. С разницей в том, что статист поощряет собаку за сохранение сигнального поведения до подхода кинолога к собаке.
навыка, статисту необходимо находится на небольшом расстоянии от кинолога с собакой. Проводник пускает собаку на статиста. Собака обозначает его нахождение сигнальным поведением.После этого кинолог начинает движение к статисту и собаке.Если собака начинает срываться в сторону кинолога, перестаёт обозначать статиста, обратив внимание на кинолога, то – кинолог останавливается. И снова посылает собаку искать. А статист при этом старается привлечь внимание обучаемой собаки к себе любым способом. После того, как это произошло, и собака начинает настойчиво обозначать статиста – он поощряет собаку. Данное упражнение повторяется, пока собака не будет, не обращая внимания на кинолога, продолжать сигнальное поведение.Затем расстояние от статиста до кинолога с собакой возрастает и упражнение повторяется таким же способом. Цель — формирование у собаки условного рефлекса сохранять сигнальное поведение вплоть до подхода к ней кинолога.
5.Этапы подготовки собак к ПСС
7.1Обучение сигнальному поведению в поисково-спасательной службе.
После начального курса дрессировки было начато обучение правильному обозначению найденного статиста.
Этап 1. Упражнения проводились в месте, свободном от разных отвлекающих факторов. Данное место было хорошо знакомо обучаемой собаке.
Отпуская собаку с поводка, подвали команду «Ищи», направляя рукой на статиста. Собака начинала проявлять лаять на статиста, за что получала поощрение – мяч в пасть и игру со статистом. Повторяли упражнение несколько раз. При условии своевременного поощрения собака усваивает данное упражнение за 1 занятие.
На следующем занятии 1 раз повторили упражнение со статистом в положении его стоя, затем несколько раз в положении статиста сидя. За проявление сигнального поведения собака поощрялась мячом. Затем на пике возбуждения собаки статист снова менял положение и ложился. Цара отстегивалась с поводка, подавалась команду «Ищи» с направлением рукой на статиста. Собака демонстрировала сигнальное поведение (лаяла) на статиста и получала поощрение. Повторяли задание несколько раз.
Вознаграждает собаку игрушкой статист, инструктор поощряет на начальной стадии только словесно. Сначала собака поощряется только за кратковременное проявление сигнального поведения, затем время обозначения статиста возрастает. После того как у собаки закрепилось сигнальное поведение на статиста в разных положениях, преступили к следующему этапу.
Этап 2. Закрепление положительного сигнального поведения до подхода к нему кинолога.
На данном этапе вышеописанное упражнение дублируется. С разницей в том, что статист поощряет собаку за сохранение сигнального поведения до подхода кинолога к собаке.
На начальной стадии формирования данного навыка, статисту необходимо находится на небольшом расстоянии от кинолога с собакой. Проводник пускает собаку на статиста. Собака обозначает его нахождение сигнальным поведением. После этого кинолог начинает движение к статисту и собаке. Если собака не обращает внимания на кинолога – статист её поощряет. Если собака начинает срываться в сторону кинолога, перестаёт обозначать статиста, обратив внимание на кинолога, то – кинолог останавливается. И снова посылает собаку искать. А статист при этом старается привлечь внимание обучаемой собаки к себе любым способом. После того, как это произошло, и собака начинает настойчиво обозначать статиста – он поощряет собаку. Данное упражнение повторяется, пока собака не будет, не обращая внимания на кинолога, продолжать сигнальное поведение.