Файл: Вопросы Направления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы\ Направления

Каков характер главных источников развития личности?
(Врожденный или приобретенный)

Что является движущей силой?
Какие процессы являются доминирующими в процессе личности?

Обладает ли личность свободой воли?
Является ли личный внутренний мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
З. Фрейд
Личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов и защитные механизмов.
(сексуальные и агрессивные мотивы
- врожденные, а защитные механизмы - приобретенные)
Энергия личности на продолжение рода (либидо).
Процессы бессознательного.
У личности нет свободы воли.
внутренний мир личности полностью субъективен (человек внутри мира).
Истинные намерения поведения скрытые за фасадом:
оговорки и описки - источник истины.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ
Юнг
Главный источник развития личности врожденные психологические факторы (архетипы.
Они универсальны
(потому что принадлежат народом.).
обобщенная психическая энергия либидо,
принимающая разные формы и реализующая опыт человека через врожденные архетипы.
Личность находится в структуре бессознательного и подчиняется коллективно бессознательному.
Свобода воли ограничена
Коллективному бессознательному полностью подчинен субъективный мир человеку.
можно познать этот субъективный мир через сны.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ
Источник - врожденная теория самоактуа- лизации.
Стремление удовлетворения потребности в самоактуализаци и.
В личности доминируют непосредственно процессы контроля (бессозна- тельно редко, когда блокируется процесс самоактуализации.)
Полная свобода
(человек полностью себя осознает).
Мир - субъективен, а реальность быть искажена через перцепцию.
Этот мир доступен только человеку.
Субъективный опыт - ключ понимания к поведению человека.
НЕОФРЕЙДИЗМ
Особенности развития личности человека разворачиваются
Кани Хорни - взаимоотношени е
Кани Хорни:
В зависимости от отношений между взрослым и ребенком у ребенка Вырабатываются
Нет свободы воли
Мир человека объективен. Он понимается как культура, в которой живет и развивается человек
перед лицом общества.
Кани Хорни - тревожность.
Саливен - потребности
Хром - избегание чувство изоляции и одиночества защитные формы поведения.
Они способствуют уменьшению вероятности угрозы субъективно.
Саливен
Потребность к призанию и любви, потребность избезать тревогу и страха. Эти потребности и двигают потребность человека.
Эрик Хром
Считал, что человек пытается избежать чувство изоляции и одиночества. Два пути к власти или подчиниться. А выход из внутреннего конфликта, чтобы распространялись факторы любви
(творческо-созидательной работыы)
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Главное понятие "конструкт" - (от слова строит)
включает в себя все познавательные процессы.
Благодаря конструктом человек устанавливает межличностные отношения
(межличностные конструкты).
конструкт - это своеобразный классификатор шаблон других людей и самого себя.
Конструкты
КЕЙЛИ (1905-67) открыл и описал механизмы функционирования механизмы конструктов и постулаты 11
следствий
Постулат: лич.процессы канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное представление событий.
Следствия уточняют тот постулат.
Кейли утв.что каждый и нас решает проблему и пользуемся соответствующими конструктами. Каждый конструкт имеет дихотамию
(два полюса) (сильный - слабый и др.)
Человек выбирает произвольно тот полюс дитохамического конструкта, который лучше
Человек имеет ограниченную свободу воли.
Потому что мы не можем пользоваться всеми конструктами.
Внешний мир не злой и не добрый. Мир такой какой мы конструируем в своей голове и какой конструкт мы используем. В конечном итоге, судьба человека в его руках. Каждый человек воспринимает реальность через свой внутренний мир.

обладает прогнастичесской способностью, а есть конструкты которые помогают прогнозировать специфические события и узкий круг проблем,
а есть широко применяемые конструкты (конструкт:хороший или плохой).
Каждый человек отличается от другого количеством конструктов и местоположением (насколько быстро всплывает конструкт).
Супераргенатные конструкты - быстро актуализируется.
Супардинатные - медленно актуализирующиеся конструкты.
Дружба и любовь адекватные возможны тогда, когда у людей схожие конструкты.
Конструктная система постоянно меняется из-за нашего опыта. личность развивается в течение всей жизни.
В личности доминирует сознательное,
бессознательное относится к далеким супардинатным конструктам, которыми человек пользуется редко
Жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек готов сконструировать альтернативное предсказание.
Основной элемент конструкт.
Но делятся они на два уровня
1. Ядерные конструкты 50
основных конструктов на вершине конструктивных систем. Они в фокусе внимания и памяти. И часто их использует

2. Периферические конструкты
- все остальные конструкты.
Количество сугубо индивидуально
Целостные
Выделяют 2 типа личности:
1. Сложная
2. Простая
Отличия между ними: имеет лучшее психическое здоровье,
лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки,
более адаптивен к новым ситуациям.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ
Главный источник развития личности - среда. И среда рассматривается в широком смысле слова. У двух направлениях.
Рефлекторное направление:Лич ность - продукт научения. А ее свойства это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.
Скиннер утверждал, что личность - это совокупность социальных навыков,
сформировавших ся в результате оперантного научения.
Социальное направление:
Важная роль развития
-внутренние факторы:
ожидание,
внутренняя цель,
Рефлекторное направление:
Скиннер утверждал, что личность - это совокупность социальных навыков,
сформировавшихся в результате оперантного научения. Апперантом Скиннер назвал любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, за которыми идет положительное закрепление и избегает те, где следует наказание. Благодаря этому человек получает новые навыки и новые свойства личности (доброта и альтруизм например).
Социальное направление:
Основная задача саморегуляции обеспечивать самоэффективность, т.е.
совершенствовать те формы поведения, которые человек может реализовывать,
опираясь на внутренние факторы в каждый момент

значимость...
времени.
Внутренние факторы действуют по своим внутренним законом и возникают из прошлого опыта,
в результате научения через подражания. Основная задача саморегуляции обеспечивать самоэффективность, т.е.
совершенствовать те формы поведения которые человек может реализовывать,
опираясь на внутренние факторы в каждый момент времени.
Внутренние факторы действуют по своим внутренним законом и возникают из прошлого опыта,
в результате научения через подражания.
Роттер ввел понятие "поведенческий потенциал"- мера вероятности того, какое поведение будет совершать в данной ситуации. Он складывается субъективные значимости данного поведения
(насколько подкрепление ценное для человека) +
доступность подкрепления.
Бихевиористы считают что личность формируется по мере всей жизни социализации,
воспитания и научения. Основа любых знаний и способностей
(твор и духовных)
закладывается в детстве.
В личности иррациональные и рациональные представлены в равной меры. Все зависит от типа и сложности поведения.В
одних случаях человек осознает свое поведение.

Вопросы\
авторы

Каков характер главных источников развития личности?
(Врожденный или приобретенный)

Что является движущей силой?
Какие процессы являются доминирующими в процессе личности?

Обладает ли личность свободой воли?
Является ли личный внутренний мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов

А.Ф. Лазурный
Личность - это единство двух психологических эндопсихики
(внутреннего механизма человеческой психики)
и экзопсихики,
содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам,
среде. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга.
способность приспособления
(адаптация) к окружающей среде.
Среда Понимается в широком смысле
Мера (степень) активности приспособления личности и окружающей среде находит отражение в трех психических уровнях - низшем, среднем,
и высшем, которые отражают процесс психического развития человека.
Человек не имеет свободу личности, он адаптируется к среде
Внутренний мир человека полностью субъективен. Потому что отношение личности к окружающему миру формируется через отношение личности к внешним объектам.
Л.С. Выготский
Всякие психические функции имеют две формы: врожденную
(натуральную) и приобретенную
(культурную)
Создание орудия труда и обучение
Создание человеком орудий и знаковых систем: Переход человека от непосредственных и непроизвольных психических процессов к опосредованным и произвольным (в филогенезе).
Обучение: Переход человека от непосредственных и непроизвольных психических процессов к опосредованным и произвольным (в онтогенезе)
Свобода воли есть: свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребенок сознает ситуацию,
сознает необходимость выбора,
определяемого мотивом
Внутренний мир субъективен:
открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладевает этим внутренним миром. Возникшие в этот период новообразования качественно меняют психический мир личности.


С.Л.
Рубинштейн
Для понимания психологии личности становятся важными следующие положения:
n психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках одновременно и проявляются и формируются;
n психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием,
образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
Рубинштейн специально обращает внимание на зависимость психических процессов от личности, которая выражается:
1. в индивидуально-диф ференциальных различиях между людьми;
2. в зависимости самого хода развития психических процессов зависит от общего развития личности;
3. в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е.
психические процессы становятся психическими функциями личности.
Любое внешнее воздействие действует на индивида через через внутренние условия, которые у него уже сформировались раньше, также под влиянием внешних воздействий.
Человек имеет свободу воли.
Ведь только через нее он регулирует свои действия
Внутренний мир личности субъективен.
Деятельность
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ
ПОДХОД
А.Н. Леонтьев
Личность человека
«производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной
“Иерархия деятельности”
Развитие личности - процесс взаимодействий множества деятельностей,
У личности формируется “иерархия деятельности”. Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.
Н. Леонтьев использует понятия
«потребность» , «мотив» , «эмоция» ,
«значение» и «смысл» .
n Личностный смысл — субъективно воспринимаемая значимость для
У человека нет свободы воли.
Второй уровень структуры личности – ценностно-смысловое измерение ее существования, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности и личностные ценности, отношения и конструкты.
деятельности. n
Леонтьев разграничивает понятия
«индивид» и
«личность».
деятельности как единице психологического анализа личности;
n о внешнем,
действующем через внутренние условия;
если субъект жизни обладает активностью,
то тогда справедливо:
«внутреннее (субъект)
действует через внешнее и этим само себя изменяет» .
которые вступают между собой в иерархические отношения.
индивида тех или иных предметов (
«значение для меня» ).
n Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется связями данного предмета с мотивами,
потребностями и ценностями индивида.
В их форме в личности человека представлены все смыслы,
образующие основу его внутреннего мира, определяющие динамику его эмоций и переживаний, структурирующих и трансформирующих его картину мира на ее ядро – мировоззрение.
Мировоззрение, ценности и потребности, отношения и конструкты
Л.И Божович
Системообразующий признак структуры личности – ее направленность.
Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные,
характеризуют строение мотивационной сферы человека» .
Потребности
Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей,
непосредственно побуждающих его поведение, к осознаваемым потребностям
Нет свободы воли
Внутренняя позиция личности - это отношение субъекта к тому объективному положению, которое он реально занимает в жизни, и к тому положению, которое он хочет занимать. Складывается на основе предшествующего жизненного опыта, имеющихся у ребенка возможностей, потребностей и стремлений. n Внутренняя позиция обусловливает отношение ребенка к окружающим и к самому себе.
Через внутреннюю позицию, как через призму, преломляются воздействия окружающей среды.
Потребность же выполнить то или иное требование среды возникает у ребенка лишь в том случае, если его выполнение дает возможность занять то положение среди окружающих, к которому он сам стремится.
В.Н Мясищев нет отдельных составляющих, но есть способность приспособления
Центральным элементом структуры личности является понятие
Личность имеют свободу
Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе,

психологическая данность - отношение,
замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности.
(адаптация) к окружающей среде.
Среда Понимается в широком смысле отношения.Отношение личности - это активная, сознательная, интегральная,
избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Структура отношения включает следующие компоненты:
эмоциональный, познавательный и поведенческий. Доминирующие отношения: к себе, к людям, к предметам внешнего мира.
воли но вместе с тем отношение выражает внутренний
«субъективный» мир личности». Тo есть к основным характеристикам личности Владимир Николаевич относит отношение человека к миру, сформированное через собственную призму восприятия и видение себя в этом мире.
В.С. Мерлин
П
од психическими свойствами личности В. С.
Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности. n
Отношения, выражающие свойства личности, - это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. n
Отношение к деятельности
Отношения, характеризующие свойства личности, «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания - это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п. » .
n Отношения устойчивы и постоянны. Таким образом, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения он называет отношениями личности.
Личность имеет свободу воли
Мир субъективен и у личности формируется отношение к внешнему миру.
Отношения личности
СТРУКТУРНО-
ДИНАМИЧЕСК
ИЙ
К.К. Платонов
1. Подструктура направленности и отношений личности.
Не имеет врожденных задатков и формируются путем воспитания.
n 2. Подструктура опыта (знания, навыки,
умения и привычки,
приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности). n 3.
Подструктура
4 подструктуры личности
Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки,
осуществляется путем тренировки.
Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. По мнению К. К.
Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.
Человек имеет свободу воли
Внутренний мир человека субъективен.