Файл: Кафедра уголовного процесса курсовая работа верховный суд российской федерации структура и компетенция.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 760
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
кафедра уголовного процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ
Работу выполнилаТепина В. А.
Факультет юридический курс 2 1 2
Специальность/направление правоохранительная деятельность ь
Научный руководитель
преподаватель Х.М. Лукожев
Нормоконтролер
канд. юридических наук,
доцент Х.М. Лукожев
Краснодар 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
-
Верховный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти: статус и полномочия
1.1. Становление Верховного Суда как высшего судебного органа 5
1.2. Конституционно-правовой статус Верхового Суда РФ 10
1.3. Компетенция Верховного Суда РФ 12
2 Верховный Суд Российской Федерации: компетенции аппарата
2.1. Структура и состав Верховного Суда РФ. 16
2.2. Судебный департамент при Верховном Суде РФ 31
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложения 37
ВВЕДЕНИЕ
Демократия является характерной чертой современного общества, а это значит, что абсолютно все равны перед законом. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Следовательно, защита прав и свобод является первостепенной обязанностью государства, гарантом выступает сам президент.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством разделения её на исполнительную, законодательную и судебную. Все ветви власти самостоятельны и независимы, однако их деятельность имеет общую цель – защита прав и свобод человека1.
Суд занимает особое место среди других органов, осуществляющих государственную власть. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Следовательно, только суд может вынести справедливый приговор или решение по уголовному, гражданскому или административному делу, основываясь на глубоком и всестороннем изучении доказательств и соотнесении их с действующим законодательством. От деятельности судебных органов зависят многие процессы в государстве: уголовные, экономические и политические.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются следующие судебные органы власти:
Верховный суд Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации
суды общей юрисдикции: районные суды, мировые судьи, военные суды
Целью курсовой работы является определение Верховного суда Российской Федерации как органа судебной власти, его состава и структуры, а также изучение и освещение его правового статуса и компетенции; на основе полученных данных сделать вывод.
Задачами исследования являются:
изучение структуры Верховного Суда РФ
определение полномочий Верховного Суда РФ
анализ состава Верховного Суда РФ
исследование конституционно-правового статуса Верховного суда РФ
Объектом исследования является Верховный Суд Российской федерации.
Предметом исследования является компетенция и структура Верховного Суда Российской Федерации.
Информационной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, материалы периодической печати, интернет источники, использование периодических учебных изданий, статей, монографий и научных публикаций.
Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.
1 Верховный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти: статус и полномочия
-
Конституционно-правовой статус Верхового Суда РФ
Впервые Верховный Суд впервые был учреждён в России ещё в советский период в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 года (приложение А). До этого момента в России не было органа, именовавшегося Верховным Судом: до 1917 года его функции осуществлялись особым учреждением – Правительствующим сенатом. В ноябре 1917 года был подписан Декрет о суде № 1, данным постановлением Правительствующий сенат упразднялся без создания альтернативного учреждения.
Во время гражданской войны и иностранной военной интервенции высшими судами в РСФСР можно было считать Верховный трибунал при ВЦИК и Кассационный трибунал при ВЦИК. Первый считался судом первой инстанции по важнейшим делам; Кассационный трибунал был кассационной инстанция для революционных трибуналов. Помимо этих учреждений до 1921 года действовали следующие органы: Революционный военный трибунал при Реввоенсовете Республики, Главный железнодорожный военно-революционный трибунал при Народном комиссариате путей сообщения. Высший судебный орган как таковой отсутствовал, что приводило к несогласованности и разобщённости в деятельности всех судов, отсутствию единой судебной практики.
В 1922 году был учреждён Верховный Суд, который должен был осуществлять функции высшего судебного органа: контроль всех нижестоящих судов, а также рассмотрение определённого круга дел в качестве кассационной инстанции и любых дел – в качестве надзорной. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет самостоятельно назначал судей. Помимо этого, Верховный Суд РСФСР был наделён самостоятельной компетенцией по первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам, однако он не был наделён полномочиями давать разъяснения по вопросам судебной практики до 1958 года, когда были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР, о чём также было сказано в ст. 58 закона РСФСР от 8 июня 1981 года «О судоустройстве РСФСР»1.
К 1924 году Верховный Суд действовал в составе:
– Президиума – ведал надзором «за судебными местами», организовывал ревизии губернских и других судов, приравненных к ним, а также возбуждал дисциплинарные производства против членов Верховного Суда, председателей и их заместителей губернских и приравненных к ним судов;
– Пленарного заседания – проходило под руководством Председателя Верховного Суда или его заместителя; обязательным было присутствие на заседании Прокурора Республики, при невозможности – его старшего помощника; компетенция Пленума включала в себя толкование и разъяснение законов по вопросам судебной практики, помимо этого рассмотрение, отмена или же изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или другого суда Республики, выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда;
– Кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам – рассматривали дела в составе трёх постоянных членов;
– Судебной коллегии;
– Военной и Военно-транспортной коллегии;
– Дисциплинарной коллегии – главной целью деятельности являлось разбирательство проступков и нарушений судебных работников с вынесением по ним постановлений.
Отделения высшего судебного органа были учреждены в автономных республиках и областях РСФСР. За первый год функционирования высшего судебного органа по первой инстанции были вынесены постановления по делам 758 человек: а именно 116 человек Верховный Суд РСФСР оправдал, остальные же 642 человека были осуждены. Далее стоит отметить, что в последующие годы количество рассматриваемых Верховным Судом дел стабильно снижалось.
Ситуация с кассационной коллегией по гражданским делам Верховного Суда совсем противоположенная: за первый год своего функционирования она рассмотрела 953 гражданских дела, с последующими годами их количество неуклонно возрастало.
Что же касается дисциплинарной коллегии, то за первые пять лет рассмотрела 160 дел о проступках судебных работников, по 72 из которых – дисциплинарные взыскания, а по 16 – отстранение от должности. Коллегия просуществовала относительно недолго: в 1929 году она была упразднена.
До 1936 года Председатель Верховного Суда по постановлению ВЦИКа и СНК РСФСР от 30. 01. 1928 года «О порядке руководства судебными органами РСФСР» был и заместителем Народного комиссара юстиции РСФСР. В 1929 году Верховный Суд так же оказался в составе Наркомата юстиции. Исходя из этого, можно сделать вывод: произошло фактическое ограничение независимости высшего судебного органа, вследствие чего он становился подконтрольным административно-управленческому аппарату власти. Далее же ситуация изменилась посредством принятия Конституции РСФСР в 1936 году. Верховный Суд вновь обретает независимость, так как в соответствии с вновь принятым законом он вышел из ведения Наркомата юстиции. Верховный Совет РСФСР назначал судей сроком на пять лет. Что же касается устройства суда на тот момент – он состоял из двух коллегий: по гражданским и уголовным делам. Данные коллегии рассматривали соответствующие им дела по первой инстанции в кассационном порядке. Помимо кассационного – в порядке надзора на определенные приговоры, а также решения и постановления судов, вступившие в законную силу.
Далее стоит отметить, что в 1938 году вступил в силу новый закон, определяющий судоустройство СССР союзный и автономных республик. Отсюда можно сделать вывод о том, что структура и компетенция Верховного Суда РСФСР наравне с судами автономных республик были значительно изменены. Основными изменениями были следующие: сократился круг лиц, обладавших правом внесения протестов в порядке надзора, теперь же таким правом были наделены Председатель Верховного Суда и Прокурор Республики. Председатель Верховного Суда СССР и Генеральный Прокурор СССР вносили протесты в судебные коллегии Верховного Суда РСФСР 1.
Вскоре настало время необоснованных репрессий. Это было чёрной полосой в жизни Верховного Суда РСФСР. Председатель Верховного Суда РСФСР Иван Лазаревич Булат, будучи на данной должности с 1932 года по 1937 год, в 1938 году подвергся осуждению к высшей мере наказания по сфабрикованному обвинению. Далее продолжалась череда репрессий по необоснованным обвинениям, жертвами которых в разное время являлись заместителями Председателя Верховного Суда РСФСР, а также другие должностные лица. В конечном итоге почти все они были реабилитированы, однако большинство – посмертно.
В 1977 году была принята новая Конституция РСФСР. Верховный Суд получил право законодательной инициативы по вопросам его собственного ведения. Здесь же, однако, стоить заметить, что данное право практически не осуществлялось самим органом. Причиной тому служил факт того, что все решения касательно деятельности правоохранительных и судебных органов находились в ведении ЦК КПСС. Именно Центральный Комитет принимал постановления, воплощавшиеся в жизнь посредством принятия законов Верховными Советами СССР и РСФСР или же постановлений Советов Министров СССР и РСФСР 1.
Следующий этап в жизни и развитии российского правосудия и Верховного Суда в частности следует после провозглашения независимости и суверенитета Российской Федерации. Стало абсолютно очевидным то, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также формирование гражданского общества, его институтов, развитие рыночной экономики, поднятие общего уровня благосостояния возможны только через становление правового государства. Демократизация общества в России проходила довольно непросто, однако она была необходимым условием всестороннего развития страны. Отсюда следовала необходимость проведения судебной реформы. Задачи данной реформы были определены постановлением, принятым Верховным Советом РСФСР в октябре 1991 года. Помимо этого, была одобрена ее Концепция, где проведение судебной реформы было определено одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности.
Далее Верховный Суд Российской Федерации претворял в жизнь своё право законодательной инициативы по вопросам собственного ведения. Таким образом он стал активным участником, способствующим развитию правового государства и демократического общества посредством проведения судебной реформы. Основными задачами данной реформы являлись: формирование независимой, самостоятельной и справедливой судебной власти, совершенствование механизмов судебной системы в целом, независимость и неподкупность судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан. Помимо этих задач существовала необходимость приведения российского законодательства в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами России.
-
Конституционно-правовой статус Верхового Суда РФ
Верховный Суд Российской федерации является высшим органом судебной власти. Однако место его в судебной системе Российской Федерации определяется его функциями. Во-первых – это функция осуществления правосудия. В Российской Федерации существует разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви; и только суды наделены данной функцией, таким образом Верховный Суд РФ призван обеспечить отправление правосудия на всей территории Российской Федерации в точном соответствии с Конституцией РФ. Следующей функцией Верховного Суда РФ является судебный надзор в предопределённых федеральным законом процессуальных формах, надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды и федеральные специализированные суды