ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ | АВТОР | ОСНОВНЫЕ ИДЕИ | +\- |
Классическая | Форд Тейлор | Люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительно стью труда | Г. Форду удалось максимально использовать многие достижения коммерции и техники своего времени. Он не боялся инноваций, был гибким в серьезных ситуациях. Считал, что предприятие само должно обеспечивать себя всеми необходимыми элементами производства: быть комплексным. Именно поэтому Форд налаживает свое металлургическое производство, а позже приобретает угольные шахты и железные рудники. И тем самым осуществляет контроль над продукцией на протяжении всего жизненного цикла (вертикальная интеграция). Что касается механизации трудовых операций, Генри Форду удалось усовершенствовать изобретение Р. Олдса – конвейер, сделав его главной осью производственного процесса. Форду также удалось упростить труд, путем сведения сложных процессов к ряду простых приемов. Все процессы на его заводах были доведены до автоматизма. Бригадам не приходилось передвигаться по цеху от одного автомобиля к другому. Запчасти перемещались мимо рабочих по конвейеру, не давая человеку расслабиться, превращая его в придаток машины. Также рабочим не приходилось при работе наклоняться за инструментами. Конвейер двигался с определенной скоростью, что заставляла рабочего оперативно справляться с заданием. Выше сказанное способствовало сокращению времени производства автомобиля, без ущерба качеству, а также снижению цены на него. Г. Форд активно использовал труд инвалидов и калек, и полагал, что тем самым решает ряд социальных проблем общества. Хотя на деле неполноценные трудоспособные люди работали лучше здоровых рабочих, так как понимали, что в другом месте они могут не получить работу вообще. Г. Форд ввел восьмичасовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю, при этом увеличил заработную плату на конвейере почти в 2 раза. Он установил минимальный уровень заработной платы - 30 долларов в неделю, ввел систему надбавок, уравнял женщин в оплате труда с мужчинами, активно использовал труд инвалидов и калек. Также стоит отметить, Форд стремился уменьшить стоимость изделия, увеличив при этом объемы продаж, что ему и удалось. Автомобили перестали быть предметом роскоши, и стали доступны тем, кто их производил. Это способствовало зарождению общества массового потребления. В то же время у Форда наблюдалось отсутствие интереса и уважения к планированию, он не относился серьезно к теории менеджмента, в работе был склонен опираться на интуицию. Его действия были недальновидны и своевольны. Также Форд отдавал предпочтение рабочим без высшего образования и мало внимания уделял рекламе. Но, несмотря на это, Г. Форд способствовал смелым и позитивным переменам. Его основанные на интуиции методы внедрения инноваций сначала активно критиковались, а затем получили признание и стали считаться неотъемлемой составляющей эффективного поведения руководителя. |
Иерархия потребностей | Маслоу | Потребности воздействуют на мотивацию к деятельности. Иерархия пяти групп потребностей представлена в виде пирамиды, в основании которой - физиологические потребности, на вершине потребность в самореализации | Теория Маслоу, хотя и обладает рядом недостатков, на самом деле для своего времени была революционной. Даже сегодня следует выделить целый ряд ее преимуществ: Позволила разработать несколько теорий мотиваций, которые успешно применяются на практике. Смогла упорядочить потребности, объяснить, как человек переходит от удовлетворения одной потребности к другой. Широко используется в маркетинге, поскольку позволяет понять, потребности какого уровня в настоящее время должна обслуживать организация, исходя из сложившейся конъюнктуры рынков. Например, во время тяжелого экономического кризиса акцент смещается на потребности нижних ступеней пирамиды. Помогает при составлении долгосрочных планов и прогнозов. Компании, которые поймут, какие потребности будут актуальны для людей через несколько лет, могут стать лидерами отрасли, В той или иной степени, теория потребностей Маслоу повлияла на все сферы человеческой деятельности, затронула образование, бизнес-процессы, различные формы групповой терапевтической практики, которая используется для снятия стресса. Минусы теории потребностей Маслоу Как и всякая другая теория, пирамида Маслоу не лишена недостатков. К числу основных можно отнести следующие: Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории. Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди вроде Элеоноры Рузвельт или Альберта Эйнштейна. Но ведь нельзя сказать, что их поведение типично для большинства людей. Отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека. Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий. Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении. Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. Джордано Бруно, религиозные мученики, подвиги солдат, которые в бою жертвуют собой ради товарищей – все это в пирамиду потребностей не укладывается. Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу-вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своим произведениям, не отвлекаясь даже на еду). |
ERG (Трех факторов) | Альдерфер | Потребности расположены иерархически, движение по иерархии может осуществляться как снизу-вверх, так и обратно сверху вниз, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня | Плюсы и минусы Каковы достоинства и недостатки теории ERG: + Более гибкая, чем другие теории о потребностях человека; + Учитывает, что люди индивидуальны, для каждого человека важно что-то свое; + Учитывает, что жизненные обстоятельства могут меняться, поэтому автор теории предусмотрел движение по иерархии потребностей вверх и вниз; + Более практико-ориентированная, чем другие иерархии потребностей (легче применить принципы теории в действии). — Недостаточно подробная, содержит всего три ступени; — Расплывчатые формулировки потребностей; — Слишком очевидная, до этого можно додуматься самостоятельно в ходе самоанализа, необязательно быть ученым-экономистом; — Пытается сделать иерархию более индивидуализированной, но не идет с этим до конца, в итоге упрощая; — Не проработана до конца: не выявлено, приоритет каких потребностей для какого типа личностей характерен, не выявлены факторы, влияющие на формирование потребностей. |
Приобретенных потребностей | МакКлелланд | Потребности приобретаются и развиваются под влиянием обучения и жизненного опыта, при этом рассматривается взаимоотношение отдельных групп потребностей | Положительные стороны теории Основываясь на принципах мотивации, можно к каждому сотруднику или члену объединенных общей целью группы людей, выстроить свою систему поощрений. Теория мотивации имеет следующие положительные моменты:
Также у человека удовлетворяются базовые потребности в безопасности и возникают новые дружеские отношения. Недостатки теории мотивации Стоит отметить, что данная теория, хоть и учитывает базовые потребности человека, заложенные природой, но и имеет ряд недостатков:
В условиях работы экономики в нашей стране на предприятиях малого и среднего бизнеса не всегда данная модель мотивации работает на практике в полной мере. |
Двух факторов | Херцберг | Потребности делятся на мотивирующие и гигиенические. Гигиенические (условия работы) могут сделать работника несчастным, но не способны мотивировать его, Мотивирующие факторы - это потребности более высокого уровня: признание, содержание работы и возможность роста. Воздействие на мотивацию оказывают только те факторы, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности. | Достоинства теории •Дифференцированы факторы, оказывающие разное влияние на поведение. •Эффект от использования в практической деятельности организаций: разработка программ «обогащения» труда. Недостатки теории •Субъективизм. •Отсутствие тесной корреляции между удовлетворенностью и производительностью труда. •Не учитываются индивидуальные особенности людей. |
Человеческих отношений | Лайкерт | Руководитель- ключевой фактор мотивации. Он должен дать рабочим почувствовать, что они являются членами команды и значительными лицами. | Преимущества 1. Выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы 2. Основные положения этой школы нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента и в различных науках. 3. Благодаря школе человеческих отношений было выявлено важность такого понятия, как «неформальный лидер» 4. Определение влияния групповых норм трудового коллектива на производительность труда 5. «Затраты» на изучение личности человека - активы компании, которые надо правильно использовать Недостатки 1. К недостаткам школы психологии и человеческих отношений относили также отсутствие системного подхода к проблемам. 2. К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. 3. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
1.МОТИВАЦИЯ –
-
Мотивация - это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. -
Мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. -
Мотивация – это формирование интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. -
Мотивация – это желания и побуждения, вызывающие личностную активность и определяющие ее содержание. -
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих деятельность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые определяют поведение человека. -
Мотивация – это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий.
2.САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ –
Самоактуализация (процесс, также известный как самоактуализация личности) — это процесс в гуманистической психологии, который характеризует становление личности; стремление человека реализовать свои возможности и раскрыть потенциал. Этот термин ввел К. Гольдштейн — автор организменной теории.
Процесс самоактуализации основан на внутренних мотивах человека — на его желании постоянно двигаться вперед, ставить цели и добиваться их. Целеустремленный человек постоянно создает новые возможности для саморазвития.
Самоактуализация не может диктоваться культурой или обществом. Хотя процесс зависит от благоприятных социальных условий.
Часто самоактуализацию можно перепутать с самореализацией. Эти два процесса тесно связаны друг с другом.
Основные ценности самоактуализации личности:
-Реализация потенциала.
-Личностная свобода.
-Устремленность на развитие.
3.САМОРАЗВИТИЕ –
Саморазвитие человека – это постоянная осознанная работа над собой. Совершенствование ума, тела, навыков, характера, поведения, культуры, коммуникативных качеств. Основы саморазвития – это самообразование, самовоспитание, самоорганизация.
Деятельность саморазвития характеризует человека как личность, как преобразователя себя, общества, природы. Без нее невозможно добиться успехов. Саморазвитие личности – это альтернатива неосознанного развития, осуществляемого под влиянием внешних обстоятельств.
Очень точно суть саморазвития человека определил Тит Макций Плавт за много веков до того, как это стало трендовым направлением для психологов и коучеров: «Мудрец сам творит свою судьбу».
4.САМООБРАЗОВАНИЕ –
В психологической литературе самообразование рассматривается как деятельность, связанная с самоорганизацией– способностью личности организовать себя и свою деятельность, т.е. самостоятельно ставить цель и задачи деятельности, выбирать способы их достижения, определять свое поведение во времени, осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию
5.АКТИВНОСТЬ –
В психологии активность – процесс взаимодействия человека (субъекта) с окружающим миром. Как уже отмечалось, поведение можно определить, как систему любых (идеальных или реальных) психомоторных актов (действий); как активность, возникающую при взаимодействии человека и среды и обеспечивающую прямое или непрямое удовлетворение потребности.
6.РАЗВИТИЕ –
1.Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
2.Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека
3.Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.