Файл: Внеклассное мероприятие по астрономии в честь 60ия космической эры. Задачи игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каргасокское районное управление образования, опеки и попечительства

МбОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2



Методическая разработка игры-конкурса

по астрономии

«Слабое звено»

Ящук Наталия Александровна - учитель физики МБОУ «Каргасокская СОШ №2»

Каргасок - 2017 год




Содержание:


  1. Пояснительная записка………………………………………………….....3

  2. Материалы и оборудование………………………………………………....5

  3. Содержание игры………………………………………….……………….6

  4. Ход игры…………………………………………………………………….8

  5. Заключение………………………………………………………………….10

  6. Приложение…………………………………………………………………11

  7. Список литературы…………………………………………………………23

1.Пояснительная записка
За основу конкурса принята телевизионная игра «Слабое звено» и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что участники зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно неожиданно перевести, например, в конфеты.

Игру можно проводить на предметных неделях для старших школьников и на уроках итогового повторения в конце изучения курса астрономии в 10 или 11 классе. Если выбрать из общего списка вопросы простые, то такая игра-конкурс может быть проведена и для школьников среднего звена. Уместно будет посвятить такую игру юбилейным датам в космонавтике, например, в честь 60-ия космической эры (60-ия запуска первого спутника Земли).
Основная цель игры-конкурса:

Провести интересное запоминающееся внеклассное мероприятие по астрономии в честь 60-ия космической эры.

Задачи игры:

Образовательные

  • повторить программный материал по астрономии

  • обобщить и систематизировать знания учащихся

  • отработать умение применять накопленные теоретические знания для решения практических задач

Воспитательные

  • воспитывать познавательную активность

  • воспитывать умение высказывать своё мнение и его отстаивать

  • воспитывать чувство ответственности

  • воспитывать культуру общения


Развивающие

  • развивать сознательное восприятие учебного материала

  • развивать логическое мышление

  • развивать быстроту реакции


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • саморегуляция

  • самоопределение к познавательной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение (версию)

  • отличать верно выполненное задание от неверного

  • уметь давать самооценку своей деятельности и деятельности товарищей

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

  • получать новые знания

  • понимать информацию, представленную устно

Коммуникативные УДД:

  • умение кратко и чётко выражать свои мысли

  • устанавливать и соблюдать очерѐдность действий

  • вступать в диалог

  • корректно сообщать товарищу об его ошибках

2. Материалы и оборудование
Для проведения игры необходимо оборудование:

  • компьютер

  • видеопроектор

  • экран


Следует подготовить материалы:

  • портреты учёных и космонавтов

  • презентация, учитывающая накопленные баллы в банке

  • 200-250 вопросов для основной игры

  • 16-24 вопросов для финальной игры

  • таблицы для регистрации правильных ответов

  • таблицы для регистрации накопления баллов в банке

  • напечатанные на бумаге имена участников игры

  • бумага

  • фломастеры

  • призы


Нужно обучить четырёх помощников:

  • для работы с таблицей регистрации правильных ответов

  • для работы с таблицей регистрации баллов в банке

  • для работы с презентацией, учитывающей накопления баллов в банке

  • для работы с секундомером


3. Содержание игры
Для проведения игры необходимо подготовить около 200-250 вопросов по предмету. Вопросы нужно составлять таким образом, чтобы ответы на них был краткими и состояли из 1-2 слов. Например: «Кто первым полетел в космос?» (Юрий Гагарин) или «Нептун – является планетой-гигантом?» (да). На некоторые вопросы можно предложить варианты ответов

. Например: «Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей?» (перигей). Ответы следует записывать в скобках рядом с вопросом.

Чтобы в финале определить победителя игры, нужно подготовить более сложные вопросы на знание: истории предмета, биографии учёных, происхождения некоторых терминов, понятий, названий планет, созвездий галактик. Примерный список вопросов для основной игры и игры финальной смотри в приложении.

Для проведения игры требуются помощники. Двое из них будут работать с таблицами регистрации правильных ответов и учёта баллов в банке. Таблицы были разработаны для того, чтобы быстро подводить итоги каждого тура и выявлять его самое «сильное звено» и самое «слабое звено». Таблицы и инструкции к ним смотри в приложении.

Третий помощник отвечает за визуализацию накопления баллов в банке, т.е работает с презентацией. Экран, на котором будет демонстрироваться презентация, необходимо разместить так, чтобы он был хорошо виден как участникам игры, так и их многочисленным болельщикам.

Четвёртый помощник отслеживает время каждого тура. Первый тур по продолжительности должен быть около трёх минут (или меньше в зависимости от ресурса времени проводимой игры), все последующие туры будут на 10с меньше.

Команду участников из 8-10 человек формировать из добровольцев накануне игры. Участников нужно расположить таким образом, чтобы максимально исключить возможность общения. Перед каждым из них поставить напечатанное на бумаге их имя.

Непосредственно перед началом ведущий должен огласить правила игры, а затем провести тренировочный тур с использованием элементарных вопросов, например, по таблице умножения. Это необходимо для того, чтобы участники хорошо уяснили правила игры, а помощники поработали с таблицами и презентацией.

В течение тура ведущий должен выдерживать высокий темп вопросов и ответов, громко называть имя участника и чётко фиксировать, правильно ли ответил участник: в случае правильного ответа говорить «верно», а в случае неправильного ответа - «неверно» и давать правильный ответ.

По окончании каждого тура нужно объявлять, сколько баллов заработала команда, т.е. «положила в банк». Далее следует проводить голосование среди участников, кто, по их мнению, является самым слабым звеном тура, а именно: каждый из них пишет на листке бумаги фломастером имя слабого (по их мнению) участника, и по команде ведущего показывает его. В это время ведущий может выборочно задавать вопросы участникам с просьбой обосновать сделанный выбор. Затем по результатам голосования объявляется «слабое звено», и этот участник покидает игру и присоединяется к зрителям. В спорных случаях объявлять «слабое звено» тура нужно строго следуя правилам игры. Выбывшему и, конечно, расстроенному участнику предлагается нарисовать карикатуру на своих обидчиков, чтобы снять напряжение игры.


После голосования помощники объявляют статистическую информацию тура, составленную по таблицам: кто действительно является «слабым звеном», а кто «сильным звеном» (с него начинается следующий тур) и кто больше всего положил баллов в банк.

Когда остаётся всего два участника, проводится тур на накопление баллов в банке, а «сильное звено» этого тура потом принимает решение о том, кто начнет игру в финале. Финал проводится не на время, а на знание правильных ответов на сложные вопросы. Каждому участнику задаётся по 5 вопросов, и победитель определялся по количеству правильных ответов. В случае если возникает ничья, то задаются дополнительные вопросы и игра продолжается до первого неправильного ответа.

Победителя следует поощрить ценным подарком, а накопленные баллы перевести в конфеты и раздать участникам. Мероприятие завершить чаепитием.
5. Ход игры
Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники игры, болельщики и гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено 60-ию запуска первого искусственного спутника Земли. Дата запуска 4 октября 2017 года считается началом космической эры. Вклад нашей страны в развитие космонавтики трудно переоценить. Благодаря выдающимся учёным и самоотверженным космонавтам, работающим в советском союзе, а потом и в России, мы можем гордиться нашими достижениями в космонавтике:

  • ПЕРВЫЙ ЗАПУСК РАКЕТЫ;

  • ПЕРВЫЙ ИССКУСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ;

  • ПЕРВЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЁТ С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ;

  • ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫШЕДШИЙ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС;

  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ;

  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ, ВЫШЕДШАЯ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС И Т.Д.

Советские и российские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях XX века, ими были установлены абсолютные мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Россия построила восемь орбитальных станций, аналогичных которым нет ни в одной стране мира.

За последние 50 лет в России сделаны огромные шаги в освоении космоса. Осуществлены с помощью автоматических станций исследования Луны и совершены полёты к планетам Солнечной системы - Венере и Марсу, посадки спускаемых аппаратов на их поверхность с передачей изображений окружающего ландшафта. Созданы обитаемые орбитальные станции, многоразовые транспортные средства, системы космической связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, координатно-метрические комплексы и многое другое. Россия была и по-прежнему остается ведущей космической державой мира. Именно с Россией связаны важнейшие вехи освоения бескрайнего космического пространства.


Именно вашему поколению предстоит продолжить развитие космонавтики. А для этого вам необходимо иметь знания по астрономии. Их объём и глубину мы и проверим сегодня во время игры.

Итак, мы начинаем. Познакомимся с правилами игры.

Зачитывает правила.

Ведущий: Проведём тренировочный тур. Вопросы буду задавать по таблице умножения.

Ведущий проводит тренировочный тур и указывает на ошибки игроков, корректирует работу помощников.

Ведущий: Приступаем к игре. Участники готовы? Помощники готовы? Время пошло.

Идёт первый раунд, пока помощник не объявит: «Стоп игра».

Ведущий: Кто не справился с напряжением игры? Кто отвечал на вопросы неправильно? Кто не положил баллы в банк? Пришло время определить самое «слабое звено» первого тура.

Участники игры на бумаге пишут имя «слабого звена», а потом по очереди его показывают и аргументируют свой выбор. Игру покидает участник, набравший наибольшее количество голосов.

Ведущий: Кто же на самом деле был «слабым звено»? Кто потерял много баллов команды? Сколько баллов заработала команда. Заслушаем отчёт моих помощников.

Помощники озвучивают статистику.

Ведущий: Мы начинаем второй раунд. Он будет на 10 секунд короче первого. Время пошло.

И т.д. Таким образом, проводится 7 туров. Восьмой тур проводится на накопление баллов в банке.

Ведущий: Мы начинаем суперигру. Не спешите, время теперь не имеет значения.

Ведущий проводит суперигру.

Ведущий: Победителем сегодняшнего интеллектуального шоу становится... Поздравляю! Получите свой главный приз...

Награждение.

Ведущий: Это было «Слабое звено»... Это всего лишь игра.Прощайте!!!

4. Заключение
Игра вызывает большой интерес у участников, удовлетворяя их творческие и познавательные запросы. Игроки радуются правильным ответам и огорчаются, если команда объявляет их «слабым звеном», да ещё и «не заслужено». По словам участников, во время конкурса, находясь в стрессовой ситуации, им правильные ответы запоминались гораздо лучше, чем на уроках. И действительно, был такой момент, когда вопросов не хватило и некоторые пришлось повторить, и участники безошибочно называли правильные ответы, услышанные ранее.