Файл: Исследование по теме Система работы педагога по психологическому самообразованию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2

Глава 1.

1.1.Теоретические основы психологического самообразования педагога…4

1.2. Организация процесса самообразования преподавателя…………..…..12

Вывод к 1-й главе……………………………………………………….....19

Глава 2.

2.1.Эксперементальное исследование по теме: «Система работы педагога по психологическому самообразованию».……………………………….….…21

2.2. Рекомендации по повышению самообразования…………………..…27

 Вывод ко 2-й главе………………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………….......32

Список литературы и интернет-ресурсов……………………………………35

Приложение……………………………………………………………………37

 

 

 

 

 


Введение
В каждой образовательной организации важным фактором является высокое самообразование педагогов. Обмен опытом между педагогическими сотрудниками происходит через педагогические советы, открытые уроки, конференции.

Эффективность образования - это появление у учеников свежих методик мышления и активной работы в процессе обучения. В связи с поставленной задачей, растет потребность в педагоге, который способен постоянно обновлять собственные знания, менять формы работы при помощи критичного, творческого мышления и использования достижений науки и свежего педагогического навыка.

На сегодняшний день современные, востребованные педагоги постоянно изо дня в день совершенствуют свои знания. Это стало проще с появлением новейших информационных технологий.

От значения профессиональной подготовки преподавателя зависит степень образования подростков. От возможности учителя к самообразованию определённой деятельности напрямую зависит научный прогресс общества. В следствие этого преподаватель обязан привить ученикам тяготение к увеличению значения образования, самосовершенствованию. Принципиально продемонстрировать обучающимся, собственно что образовательный процесс – есть обязательная доля жизни человека, что невозможно останавливаться на достигнутых познаниях. Процесс образования протекает сквозь всю жизнь человека. А продемонстрировать значимость саморазвития и самообразования способен лишь преподаватель, который сам беспрерывно самосовершенствуется. В следствие этого, на каком бы рубеже профессионального пути ни находился преподаватель, он не может считать свое образование законченным, а собственную профессиональную теорию сформированной бесприкословно. Самообразование преподавателя – 1 из ведущих задач образовательной системы.


Проанализировав психологическую и педагогическую литературу я выяснилаи изучила: социальные и исторические факторы; особенность и значение самообразования, его место в педагогической деятельности; способы стремления к самообразованию.

Различными проблемами самообразования педагога промышляли научные работники Т.Г. Браже, A.Л. Вайсбург, М.М. Заборщикова, О.Е. Лебедев, В.Д.Луганский, И.Л. Наумченко, П.Г. Пшибельский и др.

В современных условиях мало изучены формы и методы самообразования педагога и то, каким образом педагог должен заниматься самообразованием, чтобы он мог обеспечить свой профессиональный и личный рост.

Объектом изучения считается самообразование преподавателя, как база для его профессионального подъема.

Предметом изучения является: уровень психологического профессионально-педагогического роста педагога.

Целью работы считается выявление системы работы воспитателя по психологическому самообразованию

В связи с целью, в курсовой работе установлены задачи:

1) Выявить средства обеспечения личностного и профессионального роста педагога в процессе самообразования.

2) выявить и теоретически обосновать этапы и условия профессионального роста;

3) Проанализировать психологические особенности личности педагога;

4) обосновать особенности самообразования учителя в современных условиях развития системы образования;

5) Изучить организацию процесса самообразования преподавателя.

6)Провести практическое исследование профессионального саморазвития педагогов

Базой исследования курсовой является ЧОУ СОШ «Развитие» города Армавира, участниками исследования стали преподаватели (6 человек)

Диагностика проводилась с преподавателями, возрастом - от 25 до 65 лет.

Для исследования были использованы следующие методики:

Анкета Общие сведения о педагоге (см. Приложение 1).

Шкала самооценки профессиональной компетентности педагога (см. Приложение 2).

Методика "Опросник по определению стиля общения педагога с детьми".

Решение исследовательских задач осуществляется с использованием следующих методов: теоретического анализа, сравнительного анализа, логико-интуитивного метода, метода наблюдения.

Структура работы изложена на 39 страницах, состоит из введения, 1 главы, вывода к 1-й главе, второй главы, вывода ко 2-й главе, заключения, списка используемой литературы и 2-х приложений.



Глава 1.
1.1.Теоретические основы психологического самообразования педагога.


        Самообразование – один из методов развития, который подразумевает самообразование.

Потребность в саморазвитии появляется из-за чувства неудовлетворенности собственными способностями при стремлении к новым знаниям, в том числе и в профессиональной сфере.

        Саморазвитие – это деятельность человека, направленная на удовлетворение потребности в приобретении новых качеств.

Потребность в саморазвитии относится к идеальным (духовным) потребностям. Как с. Ф. В пирамиде потребностей Симонова, как и в самой популярной пирамиде потребностей А. По Маслоу (рис. 1) саморазвитие находится на высшем уровне как наивысшая.

 рис. 1
Эта потребность представляет собой идею о необходимости саморазвития и является главной движущей силой на пути познания, обеспечивая тем самым эволюционный рост человека.

Саморазвитие – это личность, действие, цель, наполнение, потребность в приобретении новых качеств. Самообразование и саморазвитие переплетаются с самореализацией.

Самореализация – это стремление полностью определить и развить собственные индивидуальные способности. В учении и психологии антропологии утверждается, что только при истинной самопомощи человек может стать самосознательным, успешным и искать смысл своего существования.

Потребность в новых знаниях и постоянном саморазвитии помогает нам достигать новых высот. В мировых новостях самообразование является ключом к успеху в социальных знаниях. Информацию можно получать самыми разными способами, улучшая навыки и улучшая мир. Не секрет, что большая часть техники устаревает уже через пять лет и постоянно занимается самообразованием и саморазвитием.

Содействие профессиональной, духовной деятельности связано с широким спектром знаний из самых разных ресурсов. Но чтобы все понять, нужно постоянно учиться.
Психологические особенности личности педагога:
Накопленное богатство российской педагогической психологии Материал исследования в области психологии педагогического труда :


П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Левитов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, И. В. Страхов, Г. С. Сухобская, А. Полный список ученых, на фундаментальные работы которых можно ссылаться при изучении данной темы.

В психологии педагогического труда принято подчеркивать особенности личности, деятельности и педагогического общения педагога. При анализе психологии личности педагоги, прежде всего, определяют характеристики, качества, проявления личности, отвечающие требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. Приобретать профессиональную педагогическую значимость. Ф. А. Крутецкий и др. С. Балбасов определил четыре подструктурных блока в структуре профессионально важных качеств личности педагога (имея в виду своеобразную эталонную модель педагога):

1)                идейно-нравственный моральный облик;

2)                педагогическая направленность;

3)                педагогические способности — общие и специальные;

4)                педагогические навыки и умения.

Общие компетенции (необходимые для всех учителей независимо от предмета) и специальные (с учетом специфики предмета).

Компонент компетентности считается ядром ядра, как требование для успешной карьеры обучения. Искренне определяется отношение к детям, желание, желание, желание (и даже самое необходимое) работать с ними. Учителя отношение к учащимся должны выражать в глубине педагогического удовлетворения взаимодействие с ними, возможность проникновения миром детей, творчески влиять на ребенка, в заботе, сострадании и отношении к ним (но не в мягкости, ответственности, снисходительность и сентиментальность), искренне и просто обращаться с детьми. Исследования показывают, что все успешные преподаватели обладают данной способностью.

Характеристики педагога развиваются и формируются в системе общественных отношений, что зависит от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего это происходит в процессе коммуникативных технологий и педагогики. Каждое направление деятельности педагога, нуждается в своих качествах; успех технологии во многом обусловлен уровнем развития ряда личных отношений, качеств. Важен перечень личностных качеств педагога: понимание, долженствование, внимательность, порядочность, впечатлительность, выдержка и управляемость,
гибкое поведение, наблюдательность, настойчивость, коммуникабельность, ответственная организованность, Любовь, Истинный интерес, Человечность, Работоспособность, Дисциплина, Доброта, Идеологичность, Инициативность, Честность, Коллективность, Критика, Логика, Любовь к детям, Осведомленность, Совестливость, Самокритичность, Достоинство, Смелость, Интеллект, Справедливость, Саморазвитие, Адаптивность, Эмоциональность .

Гармония в структуре личности педагога достигается не на основе морфологии и пропорций развития всех качеств, а в первую очередь за счет развития возможностей, формирующих его доминантные ориентировочные характеристики, которые связываются со всей жизнью и деятельностью педагога. Исследования психологии трудовой этики основаны на том, что характерна направленность педагога при формировании союзов. Именно техническая устойчивость определяет отношение учителя, отношение к своей профессии, ученикам.

Проявления стресса в работе учителя не должно сказываться на преподавании материала ученикам. Поэтому строгая толерантность рассматривается с профессией как важный уровень одной из характеристик педагога. Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (толерантность) личности педагога. Нетерпимость во многом обусловлена ​​личностными стереотипами, негативным отношением к межличностной оценке. На его проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентризм, доброжелательность, доминантность и др.

С повышением внутреннего контроля учителя с высоким уровнем педагогического мастерства в большей степени способны более эффективно справляться с трудностями (стрессами) учебного процесса. В то же время педагоги с низким уровнем педагогического мастерства имеют частые профессиональные неудачи, которые приводят к стрессовым реакциям, негативно сказываются на внутренней локализации контроля над важными событиями, что, в свою очередь, способствует выработке антистрессового механизма. Таким образом, учителю очевидно повышение профессионального мастерства, что невозможно без самообразования.

Б. Ф. Риски называет ряд примеров процесса самообразования, которые можно отнести именно к самообразованию учителя:

1. Стремление к самообразованию связано с уровнем нравственно-психического развития человека, образованностью и производственной квалификацией и развивается путем расширения взаимодействия и углубления отношений личности с окружающей средой и повышения социальной активности человека.