Файл: 1. Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя
Полезность – это удовольствие получаемое потребителем от потребления определенного количества блага в определенный промежуток времени.
Существуют два вида оценок полезности: общая и предельная. Общая полезность (TU) – эта мера общего удовлетворения, получаемая от потребления товара. Предельная полезность (MU) – это приращение общей полезности, получаемой в результате потребления дополнительной единицы товара (MUx = ΔTUx /Δ Qx).
В экономической теории существуют два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский. Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает количественное измерение полезности при помощи условной единицы «ютиля». Ординалистский подход предполагает ранжирование, выстраивание в определенном порядке наборов благ по принципу их предпочтения.
Современная ординалистская теория потребительского поведения основывается на трех аксиомах (см. табл.).
Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя | Потребитель сформировал свои предпочтения, может их ранжировать (сравнивать) и точно назвать, какой из двух наборов благ лучше другого или признать их для себя равноценными |
Аксиома транзитивности предпочтений потребителя | Два набора благ всегда можно сопоставить с третьим набором благ. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он должен предпочесть набор А набору С |
Аксиома о ненасыщаемости потребностей | Потребитель всегда предпочитает большее количество товаров меньшему его количеству |
В экономической теории для анализа потребительского поведения используются кривые безразличия и бюджетные ограничения.
Кривая безразличия - это линия, показывающая множество потребительских наборов, которые имеют одинаковую полезность и, выбор среди которых безразличен для потребителя (см. рис.).
Рисунок - Кривая безразличия
Свойства кривых безразличия представлены в таблице
Свойство | Характеристика |
Имеют отрицательный наклон | Отражает характер изменения предельных полезностей. Предельная полезность сокращаемого в наборе блага растет, а предельная полезность увеличивающего в наборе блага уменьшается |
Выпуклы к началу координат | Характеризует принцип замены благ в наборе. Для сохранения уровня полезности уменьшение в наборе одного блага должно сопровождаться увеличением другого блага |
Не пересекаются | Потребительские наборы, лежащие на разных кривых безразличия, отражают разные уровни общей полезности |
Ранжированы по уровню | Более высоко расположенная кривая безразличия отражает более высокий уровень общей полезности |
Кривые безразличия используются для определения того, что хочет приобрести потребитель. Но на практике потребитель не может приобрести все, что он хочет, поскольку его покупательские возможности ограничены получаемым им доходом. Для ответа на вопрос «что может приобрести потребитель» используются бюджетная линия.
Бюджетная линия – это линия, показывающая множество потребительских наборов, которые потребитель может приобрести при данном уровне дохода и существующих ценах. Бюджетную линию можно представить в виде уравнения прямой Рх*Х + Ру*У = М.
Теперь перед потребителем стоит задача выбрать тот набор благ, который принесет ему максимальную полезность. Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум условиям: находится на бюджетной линии; быть наиболее предпочтительным для потребителя.
Для того чтобы найти наиболее предпочтительную точку, которая приносит потребителю максимальную полезность, необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия (см. рис.).
Рисунок - Потребительское равновесие
-
Наборы благ, лежащие на кривой безразличия III не доступны потребителю, так как находятся в не его бюджетного поля. -
Наборы благ, лежащие на кривой безразличия I не могут рассматриваться в качестве оптимального, так как бюджет позволяет приобрести наборы благ, расположенные на более высоко лежащей кривой безразличия II -
Если наборы благ, лежащие выше бюджетной линии не доступны потребителю, а лежащие ниже – не отвечают требованиям максимизации полезности, то лучшие (оптимальные) наборы будут находится непосредственно на бюджетной линии, которой касается кривая безразличия (набор благ D)
2.Теория эластичности спроса и предложения. Фактор времени
в экономике.
Реакция спроса и предложения на изменение каких-либо факторов может быть различной. Для количественного измерения данной реакции используется термин эластичности.
Существуют эластичность спроса и предложения по цене, по доходу и перекрестная эластичность.
-
Эластичность спроса по цене – показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении цены товара на 1%. Коэффициент эластичности можно рассчитать по следующим формулам:
Е = - Изменение спроса (в %)
Изменение цены (в %)
Е = - ΔQ : ΔP (точечная эластичность)
Q1 P1
E = - Q2-Q1 : P2-P1 (дуговая эластичность)
(Q2+Q1):2 (P2+P1):2
Виды эластичности спроса по цене представлены в таблице
Виды эластичности спроса по цене | Характеристика |
Абсолютно эластичный спрос | Цена товара не изменяется при изменении спроса (ЕD = ∞) |
Эластичный спрос | Величина спроса изменяется в большей степени, чем цена (ЕD > 1). Характерен для предметов роскоши, товаров с высокими ценами |
Спрос с единичной эластичностью | Величина спроса изменяется в той же степени, что и цена (ЕD = 1) |
Неэластичный спрос | Величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (ЕD < 1). Характерен для товаров первой необходимости с низкими ценами |
Абсолютно неэластичный спрос | Изменение цены не оказывает никакого влияния на объем спроса (ЕD = 0) |
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов (см. табл.)
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене | |
Значимость товара для потребителя | Спрос на товары первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли для потребителя, более эластичен |
Удельный вес расходов на покупку товара в доходе потребителя | Товары, на которые тратится значительная доля средств потребителя, более эластичны, а товары, занимающие незначительную долю бюджета – менее эластичны |
Наличие заменителей данного товара | Если у товара есть заменители, то спрос более эластичен. При отсутствии у товара заменителей спрос менее эластичен |
Временной период | В коротком периоде спрос менее эластичен. В долгом периоде спрос более эластичен |
Эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар при изменении доходов потребителей на 1%. Формулы для расчета коэффициента эластичности спроса по доходу представлены ниже:
Е = Изменение спроса (в %)
Изменение дохода (в %)
Е = ΔQ : ΔI
Q1 I1
E = Q2-Q1 : I2-I1
(Q2+Q1):2 (I2+I1):2
Различают три вида эластичности спроса по доходу (см. табл.)
Виды эластичности спроса по доходу | Характеристика |
Положительная эластичность | Увеличение дохода сопровождается ростом объема спроса (ЕУ>0). Характерна для нормальных товаров |
Отрицательная эластичность | Увеличение дохода сопровождается сокращением объема спроса (ЕУ < 0). Характерна для товаров низшей категории |
Нулевая эластичность | Изменение дохода не влияет на объем спроса (ЕУ=0). Характерна для нейтральный товаров |
Перекрестная эластичность спроса – показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар A при изменении цены товара B на 1%. Формулы расчета коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене представлены ниже
Е = Изменение спроса А (в %)
Изменение цены В (в %)
Е = ΔQА : ΔPВ
QА1 PВ1
E = Q А 2-Q А 1 : PВ2-PВ1
(Q А 2+Q А 1):2 (PВ2+PВ1):2
Виды перекрестной эластичности спроса представлены в таблице
Виды перекрестной эластичности спроса | Характеристика |
Положительная эластичность | Рост цены одного товара сопровождается ростом спроса на другой товар (Ер>0). Характерна для взаимозаменяемых товаров |
Отрицательная эластичность | Рост цены одного товара сопровождается сокращением спроса на другой товар (Ер< 0). Характерна для взаимодоплняемых товаров |
Нулевая эластичность | Спрос на один товар не зависит от цены другого товара (Ер=0). Характерна для нейтральных товаров |
-
Эластичность предложения по цене – показывает, на сколько процентов изменится величина предложения товара при изменении цены товара на 1%. Для расчета коэффициента эластичности предложения по цене можно использовать формулы:
Е = Изменение предложения (в %)
Изменение цены (в %)
Е = ΔQ : ΔP
Q1 P1
E = Q2-Q1 : P2-P1
(Q2+Q1):2 (P2+P1):2
Виды эластичности предложения по цене и их характеристика представлены в таблице.
Виды эластичности предложения по цене | Характеристика |
Абсолютно эластичное предложение | Любое количество товара предлагается по фиксированной цене(ЕS = ∞) |
Эластичное предложение | Величина предложения изменяется в большей степени, чем цена (ЕS>1). |
Предложение с единичной эластичностью | Величина предложения изменяется в той же степени, что и цена (ЕS = 1) |
Неэластичное предложение | Величина предложения изменяется в меньшей степени, чем цена (ЕS< 1) |
Абсолютно неэластичное предложение | Изменение цены не оказывает никакого влияния на объем предложения (ЕS = 0) |
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эластичность, предложения является фактор времени, то есть период, в течение которого производители имеют возможность приспособить объем выпуска к изменению цены. Чем более длительным временным отрезком располагает производитель, тем больше возможности приспособить выпуск к изменению цены и тем эластичнее предложение.
3. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция
Фирма – это субъект экономической деятельности, имеющий статус юридического лица, реализующий собственные интересы посредством производства и реализации товаров и услуг.
На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы:
производство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся до потребителя;
потребление ресурсов (сырье, материалы, оборудование, земля, труд) для производства;