Файл: 1. Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.
– Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относят затраты на измерительную технику; на собственно измерения; на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения; на потери от этих ошибок.
– Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
– Издержки оппортунистического поведения. Оппортунистическим считается такое поведение, которое направлено на достижение собственных целей экономического агента и не ограничено соображениями морали. В основе оппортунистического поведения лежит несовпадение экономических интересов, обусловленное ограниченностью ресурсов, неопределенностью и как следствие несовершенной специфицированностью условий контракта.
6. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Антимонопольная политика государства
Монополия – это модель рынка несовершенной конкуренции, на котором действует единственный продавец товара.
Условиями существования монополии следующие:
1. На рынке действует единственный продавец – монополист.
2. Продукция является уникальной, то есть не имеет близких заменителей.
3. Наличие труднопреодолимых барьеров для вступления в отрасль других фирм (лицензии, патенты, контроль над источниками сырья, экономия от масштаба производства)
4. Наличие у монополиста полной информации о рынке.
5. Полный контроль монополиста над ценой и объемом продаж.
Существуют разные виды монополий:
Чистая монополия - Черты чистой монополии наиболее полно встречаются в небольших населенных пунктах с одним магазином, одним телефонным пунктом
Местный банк, кинотеатр, книжный магазин может относиться к монополии в географически изолированном населенном пункте
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (электроэнергетика, водоснабжение)
Госудрственная монополия - Возникают в тех отраслях экономики, где с помощью законодательства государство не допускает участие частного капитала в производстве товара (производство этилового спирта, добыча руд драгоценных и радиоактивных металлов).
Закрытая монополия - Фирма защищена от конкурентов юридически: авторским правом, лицензией, патентом.
Главное последствие монополии - блокирование, подрыв конкуренции, заставляющей снижать издержки и цены
Поэтому государство должно проводить антимонопольную политику – политику, направленную на развитие конкуренции, на ограничение и запрещение монополии
Цель антимонопольной политики – чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии, которая не подлежит демонополизации.
Методы антимонопольного регулирования
Методы прямого (административного) вмешательства:
-
запрет соглашений между товаропроизводителями с целью ограничения доступа на рынок конкурентов и установления монопольной цен -
постоянный контроль над деятельностью производителей, доминирующих в определенном секторе рынка -
принудительное разукрупнение предприятий, занимающих монопольное положение на рынке -
перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства
Методы косвенного (экономического) вмешательства:
-
поддержка государством предприятий малого и среднего бизнеса через систему льготного кредитования, государственных заказов, субсидирования, льготного налогообложения и т.п. -
введение гос. регулирования, распространяющегося на цены, объем производства, условия входа фирм в эти отрасли и выхода из них -
установление потолка цен и налогообложение прибыли монополиста
7. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов. Дифференциальная рента.
Рынок земли – это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на землю и предложения земли формируется цена земли (рента).
Рынок земли состоит из трех основных элементов: спроса на землю, предложения земли и цены земли (рента).
Спрос на землю – это количество земельных участков, которое экономические субъекты хотят и могут приобрести в данный период времени. Спрос на землю является производным, то есть зависит от спроса на сельскохозяйственную продукцию, которую выращивают на этой земле. Вместе с тем, если цена земли слишком высокая, то спрос на землю будет уменьшаться. Падение цены будет приводить к росту спроса на землю. Таким образом, спрос на землю находится в обратной зависимости от уровня цен на землю. Поэтому кривая спроса на землю имеет отрицательный наклон (см. рис.).
Предложение земли – это количество земельных участков, которое их собственники готовы продать или сдать в аренду в данный период времени. Предложение земли всегда одинаково, оно изначально задано природой, поэтому является абсолютно неэластичным и на графике изображается вертикальной линией (см. рис.).
В результате взаимодействия спроса на землю и предложения земли на рынке земли устанавливается равновесие, которое на графике отражено точкой пересечения кривых спроса на землю и предложения земли (см. рис.). В этой точке спрос на землю равен предложению земли при равновесной арендной плате (R) и равновесном количестве земли (Q).
Земельная рента на рынке земли выступает в 3-х основных формах:
1. Абсолютная (чистая) рента – доход, получаемый со всех земель, в том числе и с худших.
Дело в том, что ни один, даже самый худший, участок земли, не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. В то же время, даже на худших земельных участках, арендаторы, занимающиеся сельским хозяйством, должны иметь возможность покрывать свои издержки, вносить налоговые платежи в бюджет, рассчитываться по арендной плате, получать доход. Для того, чтобы иметь возможность осуществлять все эти платежи арендатору необходимо иметь хотя бы какой-то минимальный доход. Этот доход и дает ему чистая или абсолютная рента.
2. Дифференциальная рента I образуется на лучших и средних земельных участках, обладающих более высоким плодородием, и расположенных ближе к рынкам сбыта. Стоимость сельскохозяйственной продукции определяется условиями производства на худших земельных участках, поэтому лучшие и средние земли находятся в выигрышном положении по сравнению с хозяйствами на худших участках, поскольку их издержки ниже. Это дает им возможность получать дополнительный доход, который называется дифференциальной рентой I.
3. Дифференциальная рента II связана с дополнительным вложением капитала, как правило, в лучшие и средние земельные участки, что отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Это дает возможность арендаторам получать дополнительный доход, который называется дифференциальной рентой II.
Абсолютная и дифференциальная рента I принимают форму арендной платы и присваиваются собственниками земли. Дифференциальная рента II принимает форму доходов и присваивается арендаторами.
На рынке земли земельные участки можно не только сдавать и брать в аренду, но и продавать и покупать.
Формула цены, по которой собственник готов продать земельный участок имеет вид:
Цена земли = Годовая рента
ставка %
Экономический смысл данной формулы состоит в том, что землевладелец согласится продать землю за такую сумму, которая будучи положена в банк, будет приносить ему доход в виде процента, который будет не меньше ранее получаемой ренты.
8. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD-AS
Исходными элементами для анализа макроэкономического равновесия выступают совокупный спрос и совокупное предложение.
Совокупный спрос (AD) – общая сумма планируемых расходов всех экономических субъектов (домашних хозяйств, государства, бизнеса, иностранных резидентов) на приобретение конечных товаров и услуг.
В структуре совокупного спроса можно выделить четыре составляющие:
-
спрос на потребительские товары и услуги со стороны населения (C); -
спрос на товары и услуги со стороны государства (G); -
спрос на инвестиционные товары со стороны бизнеса (I); -
чистый экспорт, который представляет собой разницу между спросом иностранцев на отечественную продукцию и отечественным спросом на импортную продукцию (Xn).