Файл: 1. основа и финансовый механизм социальногострахования.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….............................................3
1. ОСНОВА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
СОЦИАЛЬНОГОСТРАХОВАНИЯ………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность социального страхования…………….…………............5
1.2 Исторические аспекты развития социального страхования в России…….…9
1.3 Принципы организации социального страхования………….………………..14
1.4 Финансовый механизм социального страхования…………………….……...17
1.5 Особенность финансового механизма социального страхования…..……….19
2. СТРУКТУРА ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ГРАЖДАН И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………...21
2.1. Государственный пенсионный фонд…………………………………………21
2.2. Негосударственные пенсионные фонды РФ………………………………....24
2.3. Фонды социального страхования Фонд социального страхования………...27
2.4 Обязательное страхование……………………………………………………..38
2.5 Добровольное страхование……………………………………………….........40
Убрать вы должны раскрыть ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...44
ВАШ НОВЫЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
-
Развитие и становление социального страхования в России
1.1 Понятие и сущность социального страхования…………….…………............5
1.2 Исторические аспекты развития социального страхования в России…….…9
1.3 Принципы организации социального страхования………….………………..14
-
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ-
Медицинское страхование -
Пенсионное страхование -
Страхование от несчастных случаев и заболеваний
-
Используйте данный учебник
Социальное страхование : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Архипов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 295 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13755-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 3 — URL: https://urait.ru/bcode/491113/p.3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию социального страхования в России и его роли в реализации государственных социальных гарантий. Социальное страхование позитивно влияет на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. При этом социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества - личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет людей его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости. Цель данной работы: рассмотреть особенности государственного социального страхования в России и ту роль, которую оно оказывает на реализацию государственных социальных гарантий. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Объектом исследования в выпускной квалификационной работы являются отношения, складывающиеся между государством и населением, в процессе реализации программы социального страхования. Предмет исследования??????????????????? Научной и методической основой выпускной квалификационной работы послужили законодательные и иные нормативные акты, работы отечественных ученых и специалистов по социальному страхованию, а также труды по экономике, финансам, денежному обращению. Теоретическая база???????????? В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций. |
1. ОСНОВА И ФИНАНСОВЫЙ МИХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность социального страхования
Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека.1 Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Важнейшая роль в социальной защите населения отводится социальному страхованию в обязательной и добровольной формах. Основанием для осуществления социального страхования являются постоянно сопутствующие жизни и любым видам деятельности (занятости) людей социальные риски, снижающие их материальный жизненный уровень и/или изменяющие социальное положение граждан. Группа рисков, имеющая широкое распространение в обществе, получила название социальных рисков. Одним из видов защиты от изменения материального положения граждан вследствие действия социальных рисков является социальное страхование.2
Известный теоретик социального страхования Н.А. Вигдорчик определил социальное страхование как «особую форму организованной взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, и заранее же распределяется между всеми участниками организации связанная с этим риском материальная тяжесть»1.
Социальное страхование предполагает возмездное участие в процессе всех заинтересованных сторон. Важным является обозначение всеобщности социального страхования, распределение материальной тяжести «между всеми участниками организации».2
Многоаспектность социального страхования подтверждается определением, данным одним из ведущих специалистов в области социального страхования и управления социальными рисками В.Д. Роиком: социальное страхование – совокупность социальных, экономическим и правовых отношений по формированию и распределению финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков в экономическом аспекте, и система прав и обязанностей субъектов по обеспечению социальных гарантий застрахованным (правовой аспект). Эта трактовка также построена на основе взаимопереплетения, но уже не коммерческого и социального страхования, а социального страхования и государственного социального обеспечения.
3
Таким образом, социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Сущность любой экономической категории выражается в выполняемых ею функциях. К функциям социального страхования относятся:
-
формирование специализированных страховых фондов денежных средств. Эта функция основана на аккумуляции страховых взносов как платы за защиту от социально-экономических последствий реализации страховых социальных рисков, которую предоставляют страховщики. Фонды могут формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство призвано регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране; -
сбережение и накопление денежных средств. Функция проистекает из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляется через формирование страховых фондов страховщиками и размещения этих средств в активы, определенные законом или внутренними нормативными актами страховщика; -
материальное обеспечение граждан. Если рассматривать социальное страхование с экономических позиций, то право на материальное обеспечение при реализации страхового социального риска или при иных обстоятельствах, предусмотренных договором страхования, имеют только те граждане, которые лично или опосредованно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. При обязательном социальном страховании размер материального обеспечения устанавливается законодательно, при добровольном страховании – договором страхования. Однако и в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством; -
предупреждение и профилактика страхового случая, минимизация материальных последствий реализации социального страхового риска. Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств страховых фондов через комплекс мероприятий по недопущению или уменьшению последствий наступления социальных страховых рисков (минимизация ухудшения материального положения граждан). Содержание этой функции можно трактовать двояко: с одной стороны, для уменьшения материального обеспечения нужно лишь сократить количество нуждающихся путем исключения из социального страхования отдельных категорий застрахованных. С другой стороны, необходимо помнить, что расширение круга застрахованных, а значит, защищенных лиц расширяет финансовую базу страховщика и позволяет проводить профилактические и предупредительные мероприятия, которые снижают материальную тяжесть социального страхования. Примерами могут служить врачебная профилактика или разъяснительно-просветительская работа; -
контрольная функция. Данная функция логически связана с предыдущими, так как страховщики – это специализированные организации, а страховые фонды имеют строго целевую направленность. Внутри страховых организаций эта функция осуществляется контрольно-ревизионными организациями, вне ее – контролирующими государственными органами (Счетной палатой РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам или Федеральной службой страхового надзора).1
Таким образом, сущность социального страхования состоит в уменьшении и компенсации риска материальных потерь посредством распределения его негативных последствий во времени и между возможно большим числом субъектов, которые подвержены социальным рискам.1 Для этого данные лица формируют денежные ресурсы для целевого их использования при наступлении страховых случаев, приводящих к потере материальных средств.
1.2. Исторические аспекты развития социального страхования в России
Становление элементов и форм социального страхования в России протекало под влиянием сложного комплекса социальных, экономических и политических факторов, что предопределило существенные трансформации его институциональной природы, сложную траекторию и непоследовательность развития механизмов страхования.
В истории отечественной системы социального страхования можно выделить четыре основных этапа.2
Возникновение социального страхования (1903 – 1917 г.г.) В период с 70-х гг. в XXI в. до 1917г. Зарождающиеся формы социального страхования в России развивались в едином русле с их аналогичными видами в других странах, и прежде всего в Германии, Австрии, Италии и Франции.
Определенное отставание в формировании механизмов страхования жизни и социального страхования в России по сравнению с промышленно развитыми странами Западной Европы объясняется, прежде всего, объективными факторами: преимущественно аграрным сектором экономики страны и низким удельным весом промышленных рабочих. Тем не менее к началу ХХ в. в стране существовало не менее одной тысячи различных организаций – 600 тыс. застрахованных лиц.
Первоначально вводились добровольное и факультативно-обязательные (для ограниченных категорий работников) виды социального страхования, которые в дальнейшем, согласно законодательству, получили статус обязательных публично-правовых видов социального страхования – от несчастных случаев на производстве, медицинского и пенсионного страхования. Круг страхуемых при этом существенно расширялся; в него включались промышленные, а потом наемные работники практически всех отраслей и сфер экономики.
Летопись социального страхования в России начинается с 1861г., когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах» (6 марта 1861г.).
1 Членами товарищества становились все работники завода, взносы которых аккумулировались в страховой кассе.
Источниками средств служили вычеты из заработной платы рабочих в размере 2-3% от их заработной платы и взносы заводоуправлений в размере, равном ежегодной сумме всех взносов рабочих. Сформированные таким образом страховые фонды обеспечивали выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам.
Фундаментом отечественного социального страхования был заложен в стране, когда в 1912г. III Государственной думой был принят пакет законов: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».2 Но не смотря на то, что первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства (они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны, пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни, пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев1), в начале ХХ в. наша страна не только не была аутсайдером в области обязательного социального страхования, но и занимала достойное место в ряду цивилизованных государств.
Общее руководство деятельностью в рассматриваемой сфере осуществлял Совет по делам страхования рабочих. В губерниях и крупнейших городах действовали страховые органы, носившие имя Страховых Присутствий и наблюдавшие за исполнением страховых законов. Основными рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые товарищества, бюджет которых на 3/5 состоял из взносов рабочих и на 2/5 – предпринимателей. Взносы рабочих оставляли 1-2% их заработной платы. Больничные кассы создавались на предприятиях и должны были включать не менее 200 рабочих.2
Таким образом, страховые законы 1912 г. несомненно повлияли на общественную жизнь России: участие в больничных кассах, способствовало самоорганизации трудящихся; в деятельности страховых товариществ ясно просматривалась ориентация на профилактику несчастных случаев и улучшение охраны труда.